Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Вера Бартошевская
Василий Барановский
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Светлана Видякина
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Германис
Андрей Герич (США)
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ария Карпова
Ирина Карклиня-Гофт
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Татьяна Колосова
Андрей Колесников (Россия)
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Сергей Николаев
Тамара Никифорова
Николай Никулин
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Ина Ошкая
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
А. Преображенская, А. Одинцова
Анастасия Преображенская
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Рижская делегация на слете русских хоров в Печерах, 1939 год.

Рижская делегация на слете русских хоров в Печерах, 1939 год.

Быль, явь и мечта. Книга об отце

Рута Марьяш

Вместо предисловия

Lib.ru/Современная литература: 

  © Р.М. ШАЦ-МАРЬЯШ, 1995

 

Я, начальник 1-го отделения Следотдела МВД Латв.ССР, майор Щемелев, рассмотрев материалы следственного дела 17281 по обвинению ШАЦ-АНИНА Макса Урьевича и ШАЦ Фрехи Самуиловны в преступлениях, предусмотренных ст.58-1 "а", 58-10, ч. I и 58-11 УК РСФСР,    нашёл:

ШАЦ-АНИН М. У. и ШАЦ Ф. С. арестованы МВД Латвийской ССР 18 февраля 1953 года и обвиняются в проведении организованной антисоветской деятельности.

...с 1904 года, находясь в рядах еврейской рабочей партии "социалистов-территориалистов", а затем "Объединенной рабочей партии" членом ЦК этой партии, вел активную борьбу против большевиков.

В годы Великой Октябрьской социалистической революции на Украине был членом украинской Центральной Рады и участвовал в издании контрреволюционного журнала "Еврейский пролетарий" и газеты "Новое время".

С 1919 по 1922 год возглавлял в Риге так называемый "Еврейский рабочий клуб", который проводил в своей деятельности контрреволюционную линию Бунда.

После установления в 1940 году советской власти в Латвии продолжал свою националистическую деятельность, являлся одним из организаторов в г. Риге еврейских культурно-автономистских учреждений, которые служи-ли рассадником национализма среди еврейского населения Латвии.

В годы Отечественной войны писал националистические статьи для советской и зарубежной прессы, в которых стремился преувеличить роль евреев в борьбе с фашизмом.

В 1945 году по возвращении из эвакуации в г. Ригу создал так называемый "Еврейский националистический центр" и как его главарь направлял всю враждебную деятельность националистов против Советского государства.

Систематически на протяжении 1945-1948 гг. устраивал на своей квартире сборища участников "Центра", на которых обсуждались вопросы практической деятельности еврейских националистов, а также возводилась клевета на советскую действительность...

Из постановления следователя от 16 апреля 1953 года

 

   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Уверена, что есть немало людей, ощущающих потребность по-своему выразить мысли об ушедшем поколении отцов. Ведь преемственность нравственности, мыслей и стремлений - особое качество человеческого существования.

Листаю воспоминания отца, матери, документы, фотографии, читаю письма, и мне слышатся голоса родителей, характерные интонации, я вижу их лица, жесты. Все это обращено теперь ко мне. И мне хочется к работе моего воображения приобщить читателей этих строк...

Вот слова Льва Толстого, выписанные рукой моей матери: "Цель всякого сочинения должна быть польза - добродетель. Предмет сочинения должен быть высокий". Эта мысль созвучна образу жизни и творчеству отца. Его публицистическая патетика всегда была обращена к предмету высокому. Вся его жизнь была преодолением во имя высокого, примером силы духа и воли. В служении избранным им высоким идеалам он был предельно искренним. Именно эти, главные его черты прежде всего и побудили меня начать работу над книгой.

И еще один стимул - сугубо личный - побудил меня заняться архивом родителей. Это - и долг перед их памятью, и свое-образное чувство вины, ощущение непоправимости упущенного мною при их жизни, желание хоть в какой-то мере восполнить это сейчас.

Когда уходит в прошлое твоя молодость, и нет уже с тобой твоих родителей, ты остаешься один на один с памятью о них. Образ их кристаллизуется в твоем сознании в некую главную для тебя Истину. И Истина эта освещает твою последующую жизнь. Свет этот яркий, теплый, порой жгучий. Это - свет их души. Все в этом свете - и весенняя зелень парков родного города, и берег моря, дюны, сосны. Все так, как было тогда, при них. И все по-иному. Так хочется сберечь этот свет, передать  его другим. Как это сделать, как приблизить прошлое к настоящему?

Эмоции порой мешали мне в работе. Но они, эти эмоции, и двигали ее вперед. Я прикасалась к интеллекту отца, увлекалась образом его мыслей, и чувства мои входили в нужное рабочее русло.

Читая рукописи автобиографических работ отца, я временами чувствовала, как материал сопротивляется мне, не дается, ускользает. В чем же дело? Возможно, мои хрестоматийные представления о давнем прошлом мешают понять многое? В воспоминаниях отца нет ничего необязательного, незначительного, мелкого, нет суеты. Его рассказ о прожитой жизни - это рас-сказ на социально-политическую тему. В этом и трудность его восприятия, но в этом и его ценность. О чем бы ни шла речь в воспоминаниях отца - об окружающей природе, о раннем детстве, юности, любви, - во всем присутствуют его философские раздумья. Все здесь от личного - к общему. От родного городка - к Вселенной, от национального - к интернациональному, от традиционного - к революционному, от собственной жизни - к общечеловеческому. Научные и художественные интересы отца были обширными, но в центре всегда оставались вопросы социального и этического совершенствования человека. Давно уже он начал мечтать о мировом планетарном сообществе, о единении человека и природы.

Обычно жизнь отдельного человека, пусть даже долгожителя, слишком коротка, чтобы он смог полностью осознать свое время и мысленно проникнуть в будущее. Я думаю, что отцу это в определенной мере удалось. Причина, вероятно, в том, что он обладал обостренным зрением души и разума, хотя большую часть своей жизни прожил физически незрячим.

Помню его слова о том, что, лишь достигнув вершины большой горы, можно узреть не только отдельные тропинки, но и весь пройденный путь и перспективу дальнейшего. Наверное, он достиг такой вершины.

Образы отца и матери неразрывно связаны. Фактически - это одна жизнь в облике двух людей. Все, что собрано в архиве отца, собрано матерью. Рукописи отца переписаны ее рукой. А многочисленные собственные ее записи свидетельствуют о том, что она высоко поднималась над повседневностью, заботами, бесчисленными утратами, а на склоне лет - даже над приближающейся   кончиной... Читать это больно. Я чувствую, что моя мать готовила для меня материал, готовила молча, завещая мне работу над книгой об отце.

 Живет во мне опасение: не смогу охватить все важное, отразить главное, выразить существенное. Ведь память моя несовершенна, она хранит лишь отдельные мазки для большой красочной картины их долгой жизни. Начиная эту работу, я подбадривала себя словами Софьи Ковалевской: "Говори, что знаешь, делай, что обязан, и будь что будет!". Закончила я книгу в 1988 году. С тех пор прошло уже несколько лет, и снова рукопись книги передо мной, снова я надеюсь на то, что книга, наконец, выйдет в свет.

Свои автобиографические записи Макс Урьевич Шац-Анин объединил под названием "Между былью и мечтой". Именно эти работы и являются основой данной книги. Обширный архив дает возможность дополнить рассказ подлинными документами, письмами, воспоминаниями современников. Я чувствую себя исследователем жизни Макса Урьевича и Фани Самойловны - исследователем времени их жизни и их жизни во Времени. Но я и сама буду говорить о близкой и знакомой мне окружающей среде, чувствуя ответственность за сохранение памяти о ней. Эта среда - не только мои родные, близкие, но и люди, их окружавшие, - личности часто значительные, ибо за ними - общество, народ, которому они служили беззаветно и самоотверженно, с которым разделили судьбу.