Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Вера Бартошевская
Василий Барановский
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Светлана Видякина
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Сергей Николаев
Тамара Никифорова
Николай Никулин
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Ина Ошкая
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
А. Преображенская, А. Одинцова
Анастасия Преображенская
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Русские скауты. Начало 1920-х годов

Русские скауты. Начало 1920-х годов

Я живу в русском зарубежье

Гарри Гайлит

Чем книга лучше, или что такое четвертое измерение

 

 

Сегодня уже несколько миллионов человек по всему миру увлекаются блогами и предпочитают читать ЖЖ, а не книги. Привлекает их скорей всего то, что «Живой журнал» можно не только читать, но и писать. Запуская свои записки в мировую Сеть, мы реализуем амбиции «маленького Наполеона», живущего в каждом из нас.

Впрочем, дело не только в этом. Участие в ЖЖ многим, особенно тинейджерам, позволяет чувствовать себя суперсовременными людьми. «А ваши книги, - сказала мне в этой связи одна моя юная собеседница,- это как осетрина с душком. Их же еще надо держать в руках, страницы перелистывать, дышать книжной пылью…»

На эту почти гастрономическую претензию сразу скажу одно. Бумажная книга от электронного чтива отличается как выдержанное вино от крепленого. У него букет другой.

Компьютер, конечно же, замечательное изобретение человечества. Однако это не более, чем совершенный инструмент, тогда как литература, и книга, в частности,  – это универсальнейшее средство не только для познания мира, но и себя в нем. Книга открывает нам глаза на внутренние процессы жизни, а компьютер в этом смысле часто приводит к аберрации зрения. Книга для знающих в ней толк – ритуальный предмет. И чтение, особенно художественной литературы – ритуальное действие, можно сказать, изощренный способ медитации.    

                                        Зачем пилить сук, на котором сидишь?

Отказаться сегодня от книги –  то же самое, что спилить дерево, рассчитывая на то, что его можно заменить тентом для тени. Книга точно так же, как это дерево, вещь многофункциональная, чего не скажешь об  изображении  текста на экране компьютера. Да и вообще книга в компьютере не предметна, а человек по природе своей привык к предметному миру. Кроме того, обычная книга еще и удобнее – ее взял с полки и читай, где хочешь. Никаких розеток или батареек – ничего этого не надо.

Книга, кроме всего прочего, считается кармическим изобретением человечества. Точно так же, как колесо, крыша над головой или, скажем, кружка. За книгой стоит целый духовный мир, как за колесом – простор и движение, или за крышей – покой, уют и многое что еще. Человек, лишенный крыши над головой, сегодня превращается в бомжа. Выбросив из своего жилища книги, мы лишаемся одного из приспособлений, сделавших нас цивилизованными людьми.

Функциональные возможности книги гораздо шире компьютерных, даже если и то, и другое рассматривать только как источники информации. Текст на экране и в книге вроде как бы одинаковый, но информация информации рознь. Все дело в том, что компьютер создавался как инструмент функциональной информации, т.е. нужной для практических занятий и работы. Но ведь есть еще и нефункциональная или органическая информация. Это все, что касается культуры, наших духовных потребностей, наших эстетических и нравственных норм. Самым эффективным средством передачи такой информации и считается книга, тем более совершенным и действенным, если она сама по себе, т.е. по своим полиграфическим качествам представляет художественную ценность.

Между прочим, стоит заметить, что те, кто говорит о возможности заменить книгу компьютером, по сути дела никакой ошибки не совершают. Во всяком случае, в отношении самих себя. Так уж они устроены – так воспитаны и образованы, - что вполне могут обходиться одной лишь функциональной информацией. Органическая информация им просто не нужна. Они в ней не испытывают особой потребности и могут без нее жить, как аквариумные рыбки без океана. Спросить их, как они понимают четвертое и пятое измерение, они рассмеются и скажут, что все это чушь собачья.

Нефункциональная информация или, другими словами, те же литература и искусство как раз и обладают уникальным свойством переносить человека из трехмерного мира в четвертое и пятое измерение. Причем за счет одного только воображения, навеянного книгой  (для чего как раз и надо уметь не только различать и складывать буквы, но еще и держать книгу в руках, ощущать ее обложку и перелистывать страницы, т.е. совершать какие-то попутные «шаманские» действия). В этой второй реальности (заметьте – не виртуальной, а психологической) время и пространство работают уже совсем иначе -  в сочетании с категориями эстетического и нравственного порядка, что и может быть названным четвертым и пятым измерениями.

                                  Что нам милей – картинка или буква?

Продуктивней всего любая информация считывается с книжного листа – благодаря нашей привычной для глаза двухступенчатости восприятия. На пространстве книжной страницы мы имеем дело непосредственно с буквенными символами, печатными знаками. Обычно они выстроены в ряд, поэтому чтение связано  с линейным мышлением. Поступательным, причинно-следственным и поэтому логическим, когда одно вытекает из другого.

А вот в работе с компьютером процесс усложняется. Он становится трех или даже четырехступенчатым. В дело вмешивается картинка. С экрана глаз снимает теперь уже не просто текст с символическими знаками, а прежде всего изображение страницы, на которой этот текст зафиксирован, т.е. картинку. Глазу приходится затратить некоторую энергию восприятия, чтобы перевести изображение в выразительный ряд. Вот и получается, что с книгой общаться нам проще и легче.

Кроме того, книга (как живопись и вообще как все виды искусства) играет в жизни человека терапевтическую роль. Это инструмент настройки душевного, а, значит, и физического  здоровья, чего нельзя сказать про компьютер. С ним возникают всякие неприятные проблемы – такие как болезнь глаз, мышечное и позвоночное перенапряжение, психологическая зависимость…

И, наконец, последнее: точно так же, как реклама, компьютер  перестраивает наше мышление. А это уже более чем серьезно и чревато всякими неожиданными социальными и психологическими осложнениями. Компьютер преобразует наше мышление из линейного в клиповое. Оно становится рванным, отрывочным, фрагментарным. Трудно ведь на экране долго читать большую журнальную статью. Устают глаза и мозг устает. Человек становится нервным.

Но главная беда - не усталость, а вырабатывающаяся компьютером привычка и желание, верней, предрасположение читать короткие тексты, похожие на картинку. В результате мы отвыкаем и перестаем иметь дело с толстыми книгами. Гораздо охотней  мы берем в руки журналы и издания карманного формата. 

Понимая это, издатели в свою очередь, чтобы «компьютерный человек» не прекратил покупать газеты и журналы, рекомендуют печатать в бумажных СМИ исключительно короткие и  примитивно написанные статьи, которые раньше вообще назывались не статьями, а заметками. Они должны восприниматься даже не как текст, а как рекламный плакат или еще лучше как та же компьютерная картинка, легкая для восприятия. Проходит немного времени и это приводит к тому, что обычным интеллектуальным занятиям  - чтению, театру и даже кино - мы начинаем предпочитать прогулки по супермаркетам. Почему? Потому что там наш глаз и мышление ничто не утомляет. Перед нами масса фрагментарных, не перегруженных логическими, т.е. линейными связями картинок - в виде товара, продуктов в ярких упаковках и ценников. Глаза и мозг на созерцании всего этого  разнообразия отдыхают. Любопытно, кстати, что идеологи диктатуры бизнеса теперь уже заговорили о том, что мы сегодня вступаем в эпоху нового искусства – искусства потребления.

Но длительный дефицит, недополучение органической информации      чревато и более опасными вещами. Компьютер, заменяющий книгу, может оказывать и криминогенное влияние на человека. Мозг имеет свойство  уставать от однообразия функциональной информации, выдаваемой компьютером, и начинает испытывать сильный «эстетический голод». Только вот в чем закавыка. Натренированный на нелинейном мышлении мозг, несмотря на этот голод, больше не желает активно воспринимать линейный текст – будь то книжный, театральный и даже музыкальный. Некоторых спасает пристрастие к картинам живописцев (не потому ли  многие предпочитают сегодня «вкладывать деньги» в произведения изобразительного искусства). Но если человек и к ним равнодушен, он окончательно теряет способность аккумулировать в себе  покой и уравновешенность. Это его тяготит, и тогда он, что называется, отпускает вожжи и пускается во все тяжкие, чтобы жизнь брать натурой. Ему хочется острых ощущений. Порог «криминальной готовности» резко опускается, отчего последствия бывают самыми печальными…

Не случайно говорится, что книги восполняют наше чувство гармонии. И даже в самом прямом смысле – наличие большого количества книг в доме всегда создает совершенно особую атмосферу. Они напоминают о существовании в нашей жизни  особой ниши, в которой можно уединиться и черпать из нее душевные силы. Если хотите, книги в домашнем интерьере – это и есть четвертое и пятое измерение нашей среды обитания.