Покровское кладбище. Слава и забвение.

Янис Берзиньш

Янис Берзиньш (1883 — 1941)

Кто передаст потомкам нашу повесть?

М. Волошин

В церковной ограде Покровского храма покоится прах православного латыша Яниса Берзиньша. На скромной могильной плите сохранилась надпись о том, что здесь нашел последний приют приват-доцент Латвийского университета, директор Латвийского государственного архива.

Янис Берзиньш, как следует из его университетского архивного дела, да и из биографического словаря «Es viņu pazistu», происходил из крестьянской семьи Венденского (Цесисского) уезда Лифляндской губернии. Именно там осенью и зимой 1841 года разворачивались драматические события перехода латышских крестьян из лютеранства в православие, вызвавшие глубокие опасения верховных властей в Петербурге. Позже эти события подробно опишет священник Петерис Лицис в известной работе «Записки православного латыша Индрика Страутмита. 1840—1845», опубликованной Юрием Самариным во втором томе «Окраины России. Русское Балтийское Поморие», изданной в 1868 году в Берлине.

Наверно, православные традиции этой семьи были столь прочны, что для получения среднего образования Янис Берзиньш отправился в Рижскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1905 году поступил в Дерптский университет на историко-филологический факультет.

Учеба в университете была примечательна несколькими знаменательными событиями: получением в 1909 году золотой медали за научную работу в области русской истории, получением звания кандидата исторических наук, удачной женитьбой в 1911 году на Эдите Ашенкампф, главное же, приглашением остаться в Дерптском университете для подготовки к профессорской деятельности.

Однако судьба распорядилась иначе. В период сбора архивных материалов для готовившегося научного труда Янис Берзиньш преподавал историю в Дерптской Пушкинской гимназии и трудился помощником библиотекаря в университете. Библиотечное дело и учительская стезя стали на долгие годы основным делом Яниса Берзиньша в Дерпте, Вильнюсе, Воронеже и, наконец, в Риге.

С 1924 года Берзиньш начал в Латвийском университете читать курс лекций «Методика истории», а через несколько лет избирается приват-доцентом ЛУ. В 1932 году Янис Берзиньш был представлен к ордену Трех звезд 4-й степени. Увы, как профессиональный историк Я. Берзиньш не оставил значительных исследований. Его статьи рассеяны по разным периодическим изданиям.

Berzinsh Янис Берзиньш с установлением в Латвии 17 июня 1940 года советской власти был вынужден оставить пост директора архива. Как удалось выяснить, Я. Берзиньш занимал столь важный пост с января 1925 года до июля 1940 года. Но персональное дело Берзиньша в качестве сотрудника архива в ЛГИА не сохранилось. Быть может, архивные фонды КГБ хранят подробности жизни Берзиньша в 1940—1941 годах. Его почему-то не арестовали, но преследования не прекратились: включение приват-доцента Берзиньша осенью того же года в число лекторов университета длилось недолго. Уже в марте 1941 года декан историко-филологического факультета направил письмо ректору университета О. Пашкевичу с требованием «вычеркнуть из списка сотрудников бывшего лектора факультета Яниса Берзиньша». Через месяц Яниса Берзиньша не стало. Могила находится в секторе А, № 15. Николай Тихонов когда-то написал строки, словно посвященные главному хранителю Латвийского архива Янису Берзиньшу.

Наш век пройдет. Откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Иных богов померкнут лики
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

 

(Составлено по материалам: личное дело Я. Берзиньша — ЛГИА, ф. 7427, оп. 13, № 174)

 

С. Ковальчук