Покровское кладбище. Слава и забвение.

Сергей Маркович Нюренберг

Сергей Маркович Нюренберг
(1864 — 1933)

 

После продолжительных страданий скончался 24 октября мой дорогой муж, наш незабвенный отец и дедушка Сергей Маркович Нюренберг. Панихида сегодня, 26 октября на дому (Альбертовская, 2, кв.1) в 12 часов и в 4 часа дня, после которой вынос усопшего из квартиры в Кафедральный собор. Отпевание там же, в субботу в 11 часов утра. Похороны на Покровском кладбище. Жена, дети, внуки», — так писала газета «Сегодня» в 1933 году, № 296.

Сергей Маркович Нюренберг родился в городе Житомире в 1864 году. По окончании Петербургского учительского института он в 1886 году стал преподавателем Юрьевского городского училища, а также начал заниматься журналистикой и вскоре стал постоянным корреспондентом «Рижского вестника». В 1893 году становится секретарем редакции. После этого, окончательно бросив педагогическое поприще, он переезжает в Ригу и одновременно сотрудничает в «Новом мире», «Руси» и других столичных газетах. С. М. Нюренберг принимает активное участие в русской общественной жизни: становится одним из инициаторов создания 1-й русской платной народной библиотеки, участвует в организации ссудо-сберегательной кассы, является создателем и активнейшим членом Русского просветительского общества. С. М. Нюренберг не раз вносил пожертвования на храмы г. Риги. В «Рижских Епархиальных Ведомостях» за 1903 год есть запись: «Выражена Архипастырская благодарность с призыванием Божия благословения чиновнику особых поручений Лифляндской Казенной Палаты С. М. Нюренбергу по духовному ведомству».

А. А. и С. М. Нюренберги с дочерьми Еленой (справа) и Ольгой

А. А. и С. М. Нюренберги с дочерьми
Еленой (справа) и Ольгой

Всю свою жизнь Сергей Маркович Нюренберг интересовался театром, горячо любил его, был у истоков создания русского театра в Риге еще со времен антрепризы Щербаковой в «Улье» и принимал активное участие в создании постоянной русской труппы. Был дружен со многими театральными деятелями.

В 1908 году С. М. Нюренберг, с грустью простившись со своими рижскими друзьями, переезжает в Петербург, затем в Минск, Белосток и, наконец, в Москву, где проживает безвыездно вплоть до революции, вынудившей его покинуть Россию. В 1921 году он оказался в Берлине. В 1923 году Сергей Маркович возвращается в Ригу и работает в страховом обществе «Даугава». Некоторое время возглавляет отделение коммерческого банка в Режице и по-прежнему ведет активную общественную работу, несмотря на то, что в последние годы страдал от мучившей его болезни астмы. Много пишет и часто публикуется, главным образом, на театральные темы. Женившись на дочери православного священника Александре Александровне Горской, лютеранин, балтийский немец по происхождению, принимает православие.

«Весною 1988 года всплыла восхитительная вещь: семейная записная книжка, своего рода домашний календарь Нюренбергов [1] . В календаре торжественно помечаются главные события жизни. Записи делает своим мелким и аккуратным почерком сначала глава семьи, после его смерти — его вдова, потом унаследовавшая книжку дочь, Елена Сергеевна».

Сергей Рудольфович Минцлов 2

Самую раннюю запись Сергей Маркович сделал 21 июня 1888 года, отметив день, показавшийся ему чрезвычайно знаменательным: «Появилась в «Рижском вестнике» (№ 136 — 21.06.1888) первая моя статья — корреспонденция, посвященная 50-летию существования Дерптского правительственного городского училища — шестиклассного, учителем которого я состоял». Другая запись о литературных занятиях — 16 августа 1889 года: «Начало моего постоянного сотрудничества в «Рижском вестнике» из Юрьева. Статья в № 180 о необходимости реформы женских учебных заведений в Прибалтийских губерниях».

В этой записной книжке помечаются главные события жизни семьи. Дата вступления в брак — 29 мая 1889 года. Даты рождения любимых детей. Записи о рождении обожаемых внуков, браках и приездах в гости перемежаются неизбежными записями о смерти.

Смерть С. М. Нюренберга и его похороны 27 октября 1933 года на Покровском кладбище. Смерть дочери Ольги 12 мая 1948 года. «Люся привезла из Москвы (20.05) урну с прахом сестры Оли. 22.05 — захоронение урны на Покровском кладбище в папиной могиле». Ольга Сергеевна Бокшанская (1891—1948) с 1915 года состояла секретарем Московского художественного театра и была замужем за сыном артиста МХАТа В. Лужского. С 1919 года и до конца жизни — личный секретарь В. И. Немировича-Данченко во МХАТе. Можно сказать, она — частица русского театра.

Далее записи в дневнике теперь уже Елены Сергеевны — о смерти матери в 1956 году: «Мама умерла… 21 января. Похороны мамы на Вознесенском кладбище». Далее записи Е. С. о смерти ее старшего брата Александра в 1964 году в городе Веделе под Гамбургом. (В дни вступления советских войск в Прибалтику в 1940 году известный в Эстонии архитектор Александр Нюренберг, безошибочно представивший все, что может произойти в дальнейшем, уехал с семьей в Германию. В Берлине он построил театр «Синяя птица».)

«В ночь на 13-е февраля 1941 года взяли брата Костю», — записано рукою Елены Сергеевны, а рукою отца, Сергея Марковича, 23 мая: «Бракосочетание Кости в Рижской Покровской церкви». Константин, моряк торгового флота, служивший в это время в Дании, движимый простодушным любопытством приехал в 1940 году в Ригу. В числе тысяч рижан — латышей, русских, евреев, немцев был арестован, вывезен куда-то на Восток, и неизвестно, в каком застенке, на лесоповале или просто в зловонной теплушке закончилась его жизнь.

Трижды в календаре упоминается и Михаил Булгаков, муж Елены Сергеевны, автор романа «Мастер и Маргарита». В августе 1967 года Елена Сергеевна вместе с сыном Сергеем, названным в честь отца Сергея Марковича, приехала в Ригу с важной и трудной целью — организовать перезахоронение отца и сестры, Ольги Бокшанской, на Вознесенское кладбище к матери.

«Могилы — это главное, это цель». Покровское кладбище на ул. Менесс формально было закрыто и предназначалось для преобразования в парк отдыха. Тяжелые мраморные кресты — кладбищенские памятники — валялись лицом вниз, так, чтобы нельзя было прочесть надписи…

Елене Сергеевне предстояло отдать последний долг матери, отцу и сестре, навсегда соединив их в последнем прибежище. Почему этого не произошло, осталось тайной. Долгое время могилу отца и сестры не могли найти. И только в 2002 году пушкинистам удалось ее разыскать и поставить памятную плиту: «С. М. Нюренберг и О. С. Бокшанская». За поиск могилы благодарим инженера Валерия Давидовича. Сама могила находится напротив братского захоронения освободителей Риги Первой мировой войны. (Сектор З, № 1.)

Вполне возможно, что черный крест из металлических труб на могиле отца и сестры был поставлен самой Еленой Сергеевной Булгаковой, когда она приезжала в Ригу в последний раз.

Этот забытый тихий погост соединил великие имена театральных корифеев: М. Булгакова, В. И., Немировича-Данченко, О. Бокшанской, С. М. Нюренберга. Вспомним роман «Мастер и Маргарита»… Сколько в жизни бывает неожиданных совпадений и сближений! «Улица Менесс означает улица Луны… Как еще могла называться улица, по которой Маргарита проходила к месту погребения своих близких?»

 

Л. Ленц


[1] Яновская Л. Из записок о Михаиле Булгакове // Даугава, 2000, № 5.