Покровское кладбище. Слава и забвение.
Юлия Васильевна Рожанская
Юлия Васильевна Рожанская (Смоленкова)
(1881 — 1943)
Алексей Николаевич Толстой был не только известным писателем — автором романов «Петр I» и «Хождение по мукам», графом и академиком, но и очень любвеобильным мужчиной. Только официальных жен у него было четыре. С тремя из них он сохранил прекрасные отношения. И только первая супруга Юлия Рожанская, прожившая с ним с 1901 по 1907 год, напрочь вычеркнута из его личной и творческой биографии. Причем им самим.
Не только литературоведы, но даже хранители Мемориального музея-квартиры Алексея Толстого ничего не знают о жизни Рожанской после развода с писателем. Неизвестен им был и тот факт, что последние годы жизни Рожанская прожила в Риге и похоронена на Покровском кладбище.
Биографию Юлии Смоленковой (урожденной Рожанской) в посттолстовский период пришлось собирать буквально по крупицам. Помогла восстановить историю рижанка Нина Владимировна Царева, которая живет сейчас в бывшей рижской квартире Юлии Васильевны на улице Матиса.
Юлия, дочь самарского врача Василия Михайловича Рожанского, была на 2,5 года старше Лешурочки (так называла сына Александра Толстая, детская писательница).
Из писем Толстого матери можно предположить, что платонические отношения у Алеши с Юлей продлились недолго. Граф с юных лет отличался пылкостью натуры, легко увлекался и быстро очаровывал дам.
Роман развивался стремительно. Однако Алексей и Юля были совершенно разными людьми — как по характеру, так и по интересам и воспитанию. Родители Толстого с самого детства поощряли его стремление к писательству. В свои 17 лет Алексей уже изучил работы английского философа Джона Стюарта Милля «Подчиненность женщины», любил Тургенева, Лермонтова, Гоголя, вдумчиво читал Белинского. Юлия же была обыкновенной уездной барышней и считалась красавицей.
После окончания реального училища Алексей целое лето проводит с Юлией на даче у ее родителей в селе Хволынь Саратовской губернии. И хотя венчание состоялось 3 июня 1902 года в церкви села Тургенево Самарской губернии, биографы считают срок жизни супругов с 1901 по 1907 год.
Алексей Толстой решил стать инженером и подал документы сразу в несколько вузов. Поступив в Петербургский технологический институт, он вернулся в Самару за Юлией. В столице юная жена стала слушательницей женских медицинских курсов. Жили они в разных местах, но ему ничего не стоило преодолеть пешком расстояние в девять километров, чтобы вместе провести выходные и праздники. Матери он пишет в это время: «Дорогие папа и мама. Ваше письмо заставило меня задуматься. Для кого я живу? Бывает два рода людей. Одни живут для себя, другие — для других… Буду говорить откровенно. Сперва были вы (ты и папа) потом постепенно перешло все на Юлю. Да, я могу сказать, что она стала для меня всем, она есть цель в жизни, для нее я работаю и живу... Перед Юлей я весь как на ладони с моими горестями и радостями, с ней я готов рука об руку идти навстречу будущему…».
Эту историю своей первой любви он описал в повести «Жизнь», а Юлия стала прототипом героини повести Гали. Их сын Юрий появился на свет 13 января 1903 года (умер малолетним). Папе только что исполнилось 20 лет, маме — 22. Оба были студентами, а Алексей, кроме занятий и экзаменов, много времени посвящал литературе — писал очерки и стихи, ходил на литературные вечера и спектакли. Юлию, которая сидела дома с ребенком, далеко не радовали частые отлучки молодого мужа. Они принимают нелегкое решение отвезти младенца в Самару и поручить его заботам Юлиных родителей.
Вскоре стало ясно, что семейной идиллии не получилось. Различие взглядов сводило на нет былое страстное увлечение друг другом. Своими интересами молодой Толстой очень дорожил и не хотел ими жертвовать даже ради жены и ребенка.
В середине 1905 года Алексей вместе с Юлией провели два скучных месяца в доме Рожанских в Казани. Через несколько месяцев Толстой принимает решение уехать в Дрезден без жены. Там он рассчитывает продолжить учебу в Королевской Саксонской высшей технологической школе. В Дрездене А. Толстой знакомится с молодой замужней дамой Софьей Исаковной Дымшиц, начинающей художницей.
Смерть матери заставила Алексея внимательнее вглядеться в свою жизнь и подвести черту в отношениях с Юлией. Случайно встретившись на улице с Софьей Исаковной Дымшиц, он уже не упускает ее из виду.
Однако Софья Исаковна предложила ему для окончательной проверки чувств совершить заграничное путешествие с Юлией. Меньше чем через месяц Толстой вернулся в Петербург один: семейная жизнь рухнула. Юлия тяжело переживала разрыв.
Расставшись с первым мужем, Юлия Васильевна вышла замуж за довольно богатого петербургского купца Смоленкова, который был старше ее на 16 лет. А вскоре в его доме появилась красавица Рожанская, которая была ненамного старше своего пасынка Николая.
Много лет спустя, уже в Риге, мать Нины Царевой спросила Николая Ивановича Смоленкова, почему у Юлии Рожанской не сложилась жизнь с Алексеем Толстым. «Они не совпадали по характеру. Общительный Алексей Толстой, любящий богемную суету, и спокойная, уравновешенная домоседка Юлия Васильевна. Она никогда не выходила из себя. Помню, как она спокойно, не повышая голоса, делала замечание служанке».
Больше никаких подробностей о жизни Смоленковых в Петербурге неизвестно. В Ригу они приехали в 1919 году. Купцу Ивану Смоленкову исполнилось 55 лет, Юлии Васильевне — 39 и пасынку — 29 с хвостиком. Об этом есть запись в домовой книге за 1922 год. Очевидно, как и многие тогда, семья богатого купца бежала от большевиков.
Поначалу семья поселилась в небольшой квартирке на улице Валмиерас, но менее чем через год переехала в трехкомнатную квартиру в доме № 32 на улице Матиса. В домовой книге в графе «Род занятий» указывается, что Иван Смоленков был в это время владельцем магазина скобяных товаров, жена записана как совладелица, а сын Николай — конторщиком.
В конце 1922 года Рига запестрела афишами о приезде из Берлина графа Алексея Толстого. В Театре русской драмы им был восстановлен спектакль «Касатка» по собственной пьесе. Самому Толстому, думается, и в голову не приходило то, что в Риге живет его первая жена; ее судьба известного уже писателя не интересовала. А вот для Юлии Васильевны это событие вряд ли прошло незамеченным. Не исключено, что она купила билет в Русскую драму, тем более что она могла увидеть бывшего мужа на сцене: Толстой сам играл роль Мозжухина. Впрочем, об этом мы можем лишь догадываться, сопоставляя известные факты.
Похоже, к 1928 году владелец магазина Иван Смоленков разорился. В домовой книге он числится рабочим, а жена — домохозяйкой. К этому времени его сын Николай, бросив насиженное гнездо, почему-то переезжает в Эстонию, где у Смоленковых под Тарту были родственники — не исключено, что кто-то из других детей бывшего купца.
Семейная могила Смоленковых, 2002
А через год, в феврале 1929 года, купец Смоленков умирает. Сын с вдовой хоронят его на Покровском кладбище. На могиле установлен довольно дорогой крест из черного гранита, заказанный у известного тогда гранитных дел мастера Фольца. Надпись гласит: «Иван Степанович Смоленков, С.-Петербургский купец», — что свидетельствует о том, что ни титула, ни богатства он в Латвии не обрел. Николай, похоронив отца, некоторое время живет в Риге, а затем вместе с Юлией Васильевной уезжает в Эстонию.
Уже в середине пятидесятых Николай Смоленков принимает сан священника. Его крестная Нина Царева спросила, почему он так и не женился. Последовал ответ: «Потому что я всю жизнь любил замужнюю женщину». У Нины Владимировны осталась уверенность в том, что он имел в виду Юлию Васильевну.
Юлия Васильевна Смоленкова, урожденная Рожанская, скончалась в 1943 году. Ее похоронили в одной могиле с мужем.
Н. Смоленков в сане священника служил в церкви на Покровском кладбище, потом его перевели в Валмиеру, где он и скончался от астмы. Похоронен на Покровском кладбище, рядом с отцом и любимой мачехой Юлией Рожанской.
Могила находится по аллее к захоронению солдат Первой мировой войны с правой стороны за памятником Н. Ирецкой, сектор Ж, № 6.
Э. Говорушко,
«Суббота», 2002, апр.
(статья дана в сокращении)
Содержание
- Покровское кладбище. Слава и забвение. Книга
- Предисловие
- Животворящие святыни
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском кладбище
- Святой священномученик Иоанн, архиепископ Рижский
- Прославление
- Закладка часовни в память архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера)
- Возвращение
- Священники. Вы — соль земли
- Владимир Данилович Барановский
- Александр Лукич Беликов
- Михаил Бурнашев
- Капитон Симеонович Васильков
- Митрополит Сергий (Воскресенский)
- Николай Иванович Дмитревский
- Константин Андреевич Дорин
- Михаил Михайлович Дрекслер
- Иван Антонович Золин
- Aрхимандрит Иннокентий
- Андрей Иванович Кангер
- Василий Ефимович Кислов
- Протоиерей Василий Сергеевич Князев
- Сергей Матвеевич Королев
- Иоанн Иванович Крамп
- Владимир Петрович Летавет
- Николай Тенисович Лауцис
- Яков Мартынович Линденберг
- Николай Александрович Локман
- Николай Александрович Македонский
- Александр Александрович Македонский
- Матушка Евгения
- Семья Мельниковых
- Иван Петрович Микельсон
- Яков Михайлов
- Петр Мартынович Михкельсон
- Василий Владимирович Муховиков
- Михаил Михайлович Назаров
- Николай Николаевич Окунев
- Александр Георгиевич Полетаев
- Иоанн Дмитриевич Поляков
- Григорий Иванович Пономарев
- Василий Иванович Преображенский
- Иоанн Пятницкий
- Василий Христофорович Рейнгаузен
- Адриан Иванович Рупперт
- Василий Адрианович Рупперт
- Серафим, архидиакон
- Василий Спирихин
- Владимир Михайлович Тихомиров
- Николай Владимирович Тихомиров
- Протоиерей Андрей Цветиков
- Протоиерей Алексей Федорович Щелкунов
- Священнослужители, сведения о которых не вошли в книгу
- Русские купцы
- Рижские купеческие фамилии
- Купеческие благотворительные общества
- Семья купцов Бобровых
- Климентий Иванович Иванов
- Купцы Шутовы
- Андрей Михайлович Кузубов
- Купцы Мухины
- Купцы 1-й гильдии Нестеровы
- Родовая могила Никифоровых
- Семья купцов Окуневых
- Яков Евтихиевич Осипов
- Семья купцов Потаповых
- Купеческий род Ремневых
- Род Сидяковых
- Федор Михайлович Смирнов
- Иван Максимович Трофимов
- Аверкий Денисович Хрусталев
- Рига в Первой мировой войне
- Братское захоронение солдат Второй мировой войны
- Памятник воинам-защитникам Риги и детям
- Благотворители
- Константин Иванович Арабажин
- Александр Андреевич Беклешов
- Евгений Евгеньевич Белавенцев (1873 — 1943)
- Николай Алексеевич Белоцветов
- Семья Бергов
- Янис Берзиньш
- Владимир Иосифович Буковский
- Иван Федорович Булатов
- Юрий Львович де Бур
- Родовая усыпальница семьи Верман
- Наталия Семеновна Винзарайс-Вершканская
- Сергей Арсеньевич Виноградов
- Константин Семенович Высотский
- Максим Ипполитович Ганфман
- Георгий Петрович Гербаненко
- Владимир Андреевич Герич
- Юрий Иванович Гончаренко-Галич
- Вячеслав Михайлович Грибовский
- Климент Иванович Дыдоров
- Павел Валерьянович Енгалычев
- Каллистрат Фалалеевич Жаков
- Анна Григорьевна Жеребцова-Андреева
- Наталия Константиновна Ирецкая-Акцери
- Гарри Кларк
- Василий Николаевич Клименко
- Владимир Владимирович Клопотовский
- Наталья Ивановна Колюбакина
- Матвей Комаров
- Петр Степанович Корчагин
- Константин Федорович Кузьманов
- Валерий Николаевич Куленко
- Андрей Федорович Лаврушев
- Ольга Павловна Лак
- Олимпиада Николаевна Лишина
- Михаил Михайлович Максимович
- Сергей Рудольфович Минцлов
- Адриан Павлович Моссаковский
- Сергей Маркович Нюренберг
- Ефимия фон дер Пален
- Антон Ульрихович Пауль
- Петр Пильский
- Петр Денисович Потемкин
- Юлия Васильевна Рожанская
- Евдокия Григорьевна Самойлова
- Владимир Павлович Свободин
- Александр Иванович Симонов
- Дмитрий Алексеевич Смирнов
- Людмила Ивановна Тайлова
- Анатолий Александрович Угрюмов
- Эйжен Финк
- Марианна Борисовна Черкасская
- Виктор Григорьевич Чернобаев
- Евграф Васильевич Чешихин
- Ольга Захаровна Шмидт
- Федор Александрович Эрн
- Николай Августович Эше
- Василий Феоктистович Юзепчук
- Эпитафии и символы Покровского кладбища
- Чистый праздник Покрова Пресвятой Богородицы
- Послесловие
- Достойные люди
- План Покровского кладбища
- Список авторов
- Именной указатель захоронений Рижского Покровского кладбища