Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Вера Бартошевская
Василий Барановский
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Светлана Видякина
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Сергей Николаев
Тамара Никифорова
Николай Никулин
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
А. Преображенская, А. Одинцова
Анастасия Преображенская
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Мелетий Каллистратов и Авдей Екимов. Начало 1930-х годов

Мелетий Каллистратов и Авдей Екимов. Начало 1930-х годов

Рижская городская русская гимназия (бывшая Ломоносовская) 1919-1935

Д.Левицкий. Краткий очерк жизненного пути моей матери

Неразрывными узами с гимназией на всем протяжении ее недолгой, но многострадальной истории, была связана Мария Ивановна Левицкая (28.01.1885 -15.06.1972), с 1919 по 1935 год руководившая ее канцелярией

Д.А.Левицкий,

выпускник 1925 года

 

Краткий очерк жизненного пути моей матери

 Моя мать, Мария Ивановна Левицкая, родилась 28 января (9 февраля) 1885 года в Августове, Сувалкской губернии. Она была единственная дочь Иоанна Эрнеста Августа Люра, уроженца Москвы, назначенного в Августов на должность уездного инженера-архитектора после того, как он закончил свое образование в Риге и Петербурге.

Будучи студентом Рижского политехнического института, дедушка Люр принимал деятельное участие в общественной жизни местного студенчества и был одним из основателей первой рижской русской студенческой корпорации, получившей название «Бористения» (от античного названия реки Днепр). В Риге же дедушка познакомился с Матильдой Эдуардовной фон Бодеккер, уроженкой этого города, на которой он в 1884 году женился.

Семья Люр недолго жила в Августове, т.к. отец моей матери вскоре был переведен на должность уездного инженера-архитектора в гор. Ченстохов, Петроковской губернии, где и протекало детство и юность моей матери. Но гимназию она посещала и окончила в Риге, проживая там у своей тетки, сестры ее матери. В гимназии учителем истории у моей матери был Иван Иванович Келер, тогда молодой, начинающий преподаватель, а впоследствии один из организаторов и первый директор Рижской Городской Русской гимназии (Ломоносовской) в независимой Латвии.

Будучи гимназисткой и приезжая из Риги на каникулы к родителям в Ченстохов, моя мать здесь познакомилась с учеником местной гимназии Александром Константиновичем Левицким. Затем, когда он окончил кавалерийское училище в Елизаветграде и вышел корнетом в 42-ой драгунский Митавский (впоследствии 14-й гусарский Митавский) полк, стоявший в Ченстохове, моя мать вышла за него замуж в 1905 году. В Ченстохове же родились два ее ребенка от этого брака: сын Димитрий и дочь Ирина.

В 1913 году мой отец вышел в отставку, и вся наша семья переехала на жительство в его имение в Курской губернии. Уже через год, в связи с разразившейся первой мировой войной, мой отец был призван в действующую армию и участвовал в военных действиях на австрийском, а потом — на румынском фронтах.

Осенью 1917 года, пока мой отец еще был на фронте, моя мать со своими двумя детьми и со своей матерью переехала в Москву, где проживали родственники ее отца и где мне предстояло поступить в 1-й класс гимназии. Вскоре после переезда в Москву здесь сперва умерла моя бабушка, жившая с нами, а затем мать получила известие о том, что во время революционных выступлений был убит мой отец.

Овдовев и оказавшись без средств к существованию в голодной Москве, моя мать решила воспользоваться представившейся возможностью оттуда выбраться и переселиться в оккупированную в то время германскими войсками Ригу, где у нее были родственники. В Ригу мы прибыли эшелоном осенью 1918 года, незадолго до провозглашения независимой Латвийской Республики. Когда в новообразовавшейся республике создались благоприятные обстоятельства для открытия и русских школ, в местных русских учительских кругах возникла мысль о создании русской гимназии. Узнав об этом, моя мать стала наводить справки об организаторах этого дела и узнала, что во главе его стоит Иван Иванович Келер, ее бывший преподаватель истории, ставший теперь первым директором новосозданной гимназии.

И.И.Келер предложил моей матери занять место делопроизводительницы гимназии. Она приняла это предложение и бессменно оставалась в своей должности, начиная с 1сентября 1919 г. до 31 августа 1935 г., когда гимназия была ликвидирована по постановлению властей времен диктатуры в Латвии. В связи с закрытием гимназии моей матери была присуждена пенсия, и в качестве пенсионерки мать продолжала жить в Риге вместе со мной и моей сестрой вплоть до лета 1944 года, когда в результате военных событий судьба забросила ее в Германию, временно разлучив мою мать со мной и моей сестрой. В Германии обстоятельства вынуждали ее переезжать несколько раз из одного города в другой, то съезжаясь, то опять разлучаясь со своими детьми. Наконец, после окончания войны, моя мать поселилась в лагере для перемещенных лиц в Шлейсхейме под Мюнхеном, где к тому времени обосновался и я.

В декабре 1951 года моя мать, вместе со мной и моей женой, эмигрировала в Соединенные Штаты, где через некоторое время поселилась у своей дочери Ирины Александровны, по мужу Рыбаковой, в гор. Хартфорде в штате Коннектикут. Здесь моя мать жила до своей кончины, наступившей 15 июня 1972 года после продолжительной болезни, в течение которой она была в полном сознании до послеобеденных часов 14 июня.

Моя мать всегда любила молодежь, понимала ее и была к ней отзывчива. Поэтому работа в гимназии особенно была ей по душе. 16-летний период ее жизни, тесно связанный с Ломоносовской гимназией, с ее преподавателями, с ее судьбами и преждевременным и вынужденным концом, с ее многочисленными учениками и ученицами, окончившими гимназию за эти годы, — навсегда оставался тем этапом жизненного пути моей матери, о котором она неизменно с радостью и благодарностью вспоминала. О нем она всегда охотно говорила, и одной из тем, мою мать всегда интересовавших, была тема — судьбы ломоносовцев, разбросанных теперь по всему свету или погибших во время катастрофических лет второй мировой войны и очередных оккупаций милой ее сердцу Риги.

Когда бы я не приезжал погостить к матери в Хартфорд, неизменно возникал у нас с ней разговор и о том, что слышно или известно о том или другом ломоносовце или ломоносовке, и что нового случилось в сильно поредевших, но когда-то столь многочисленных рядах питомцев родной гимназии и ее учителей.

Думается мне, что и многие ломоносовцы, мысленно возвращаясь к своей юности и своим гимназическим годам, вспоминают тогда о моей матери и сохраняют о ней добрую память.