Пётр Пильский
Пётр Мосеевич Пильский (16/28 января/по другим сведениям апреля 1876/ или 1879, Орёл, Российская империя – 21 декабря 1941, Рига, Остланд/Латвия) – литературный критик и публицист. Заведующий литературным отделом русскоязычной газеты «Сегодня», выходившей в Риге с 1919 по 1940 год.
Пётр Пильский родился в офицерской семье в Орле. Его мать принадлежала к старинному французскому роду Девиер (этой фамилией Пётр Пильский иногда подписывал свои литературно-критические статьи и заметки). С детства его готовили к военной службе; с десяти лет мальчик начал учится в Московском кадетском корпусе. После окончания кадетского корпуса его, по воле родителей, определили в престижное Московское Александровское училище. В училище Пильский тесно сдружился с будущим известным писателем Александром Куприным. Уже во время учёбы Пильский пытался публиковать стихи. Благодаря своему активному участию в литературно-философских дискуссиях, он приобрёл репутацию пламенного спорщика и знатока русской литературной жизни. Впервые Пильский осознал себя литератором после того, как посетил новаторский литературный кружок Валерия Брюсова, пропагандировавший принципы эстетики символизма.
В 1894 году Пильский совершил традиционное для начинающих русских писателей паломничество в Ясную Поляну, где имел личную беседу с Львом Толстым. На Толстого молодой писатель не произвёл особого впечатления, однако сам Пильский запомнил этот визит на всю жизнь, восприняв сравнительно доброжелательное отношение писателя к своей персоне как благословение на серьёзные занятия литературой.
В 1895 году вышла дебютная статья Пильского о популярном беллетристе Александре Скабичевском.
После окончания училища и получения офицерского звания Пильского определили в 120-ый Серпуховский пехотный полк, который квартировался в Минске. Здесь Пильский начал публицистическую деятельность, согласившись сотрудничать с газетой «Минский листок», которая, однако, скоро закрылась. В 1898 году Пильский впервые посетил Санкт-Петербург и провел в нём восемь месяцев: он сотрудничал с газетой «Курьер», познакомился с Владимиром Короленко, Максимом Горьким, Леонидом Андреевым. Последний оставил хвалебный отзыв о дебютном рассказе Пильского «Что будет вскоре?». Петербург стал одним из любимых культурно-исторических топосов Петра Пильского. В этот период он завязывает знакомство с одним из первых российских лётчиков Сергеем Уточкиным, о котором оставил любопытные воспоминания, как и о многих своих товарищах из богемной среды.
Первый беллетристический сборник Пильского вышел в 1907 году; он состоял из коротких рассказов, облечённых в жанровую форму экспрессионистского этюда, свойственного раннему Леониду Андрееву. Критика в основном прохладно восприняла этот начальный литературный опыт, назвав его «плодом недозрелого творчества». Новый текст Пильского «Пол в русской литературе» вышел в 1910 году и был посвящён передовым русским писателям Фёдору Сологубу, Михаилу Арцыбашеву, Леониду Андрееву, которые были признательны Пильскому за такую неожиданную рекламу. К этому периоду Пётр Пильский обрел реноме влиятельного критика, поэтому его критических отзывов в «Курьере» ждали со страхом и нетерпением. Много внимания в своих критических публикациях он уделял театральным постановкам; прямое отношение к театру имела его вторая супруга актриса Елена Кузнецова.
Во время Первой мировой войны Пётр Пильский командовал рядом артиллерийских формирований, был ранен в правую руку (благодаря оперативному вмешательству военных врачей ранение не имело тяжёлых последствий).
В мае - июле 1917 года Пильский и Куприн вместе редактировали газету «Свободная Россия», которая отличалась агрессивной антибольшевистской направленностью. После Октябрьской революции Пётр Пильский стал главным редактором журнала «Эшафот», в котором публиковал заметки в остросатирическом, порой даже гротескно-фантасмагорическом ключе. Роковой для публициста стала статья под провокационным названием «Смирительную рубаху!», в которой вожди революции карикатурно классифицированы по типам психических заболеваний, которые их поразили. Пильский опирался на указ об освобождении всех душевнобольных из лечебниц Петрограда, давая шаржированную характеристику «главным проповедникам большевизма» (Куприн) и моделируя вывод о том, что всех их необходимо изолировать от общества и посадить в бронированные камеры сумасшедшего дома. За этот публицистический текст Пильский был арестован, но благодаря своевременному заступничеству коллег-журналистов он был освобождён после полугодичного заточения.
После неожиданного освобождения Пильский решился на побег из Петрограда — 20 октября 1918 года он тайно выехал в Москву. Оттуда его путь лежал в родной Орёл, где пробыл, однако, недолго. Затем он оказался в Киеве, потом в Одессе, где его встретили как маститого публициста. Однако, в связи с надвигающейся опасностью снова оказаться под арестом, Пильский направился в Кишинёв, потом в Польшу и в итоге в 1921 году прибыл в Ригу, где слал работать в редакции газеты «Сегодня», но вскоре переселился в Таллин, где стал работать в редакции газеты «Последние известия». Не поладив с издателем названной газеты, Пильский в 1926 году вернулся в Ригу, где возглавил литературный отдел газеты «Сегодня».
Всего острому перу Пильского принадлежит более 2000 рецензий, комментариев, статей и заметок. В 1928 году вместе с журналистом Василием Гадалиным (наст. фамилия Васильев) Пильский предпринял попытку издания собственного художественного журнала «Литература и жизнь», однако журнал, из-за недостатка средств, вскоре закрылся (вышло всего два номера).
Блестящая слава Пильского-журналиста выходит далеко за пределы Латвии, он известен в первую очередь своими искромётными, изящными публикациями на темы литературы, искусства и театра. Он также занимался литературной «раскруткой» отдельных авторов русской эмиграции — благодаря его активной деятельности вышло в свет единственное прижизненное издание рижского поэта Юрия Фельзена, многие короткие прозаические произведения Куприна (в том числе и автобиографическая повесть «Собор святого Исаакия Далматского»); Пильский был автором предисловия к «Белой гвардии» и «Дням Турбиных» Михаила Булгакова. Пильский способствовал публикации некоторых неизвестных сочинений Ивана Бунина и практически всех лирических произведений эстонского периода творчества Игоря Северянина.
В 1928 году, под псевдонимом П. Хрущов, вышел роман Пильского «Тайна и кровь», построенный по канонам массовой литературы в соответствии с жанровой моделью детектива с элементами шпионского боевика. Предисловие с положительной характеристикой труда Хрущова-Пильского написал Александр Куприн, по понятным причинам не называя настоящего имени автора. Книга имела большой коммерческий успех, дважды издавалась в Англии и Франции (второй раз в 1930 году. В романе присутствуют отсылки на реальных лиц и намёки на имевшие место ситуации (в частности, суд над преподавателем и просветителем Константином Арабажиным).
В 1929 году вышли две новые книги Пильского уже под его именем. В первой, которая носит название «Затуманившийся мир», собраны и тематически классифицированы ностальгические мемуарно-критические очерки о деятелях русской культуры. Заслуживает внимание очерк о рижанке (поэтессе и мемуаристке) Ирине Одоевцевой, воспоминания о религиозном философе Василии Розанове, Сологубе, Бунине... Несколько глав посвящены Тэффи и Брюсову. Книга была высоко оценена литературной критикой. Второй труд - «Роман с театром», посвящён супруге и актрисе Елене Кузнецовой, в нём приводится увлекательный анализ различных концепций в мировом театральном искусстве. В книге есть главы, посвящённые Айседоре Дункан и Тамаре Карсавиной.
В целом же Пильский приобрёл известность в качестве заведующего литературным отделом газеты «Сегодня». Он ставил перед собой цель заниматься первооткрывательством литературного творчества деятелей русской эмиграции.
17 июня 1940 года в Латвию вошли советские войска. Над Пильским нависла угроза ареста, поскольку судебный процесс над автором и редактором антибольшевистского «Эшафота» считался формально незавершённым. К Пильскому «в гости» наведываются сотрудники ЧК и устраивают обыск в его квартире, изымают рукописи из домашнего архива. Незадолго перед обыском Пильский пережил инсульт и в момент прихода чекистов он в полупарализованном состоянии оказался прикованным к постели и почти не реагировал на происходящее. Это спасло его от ареста и депортации в Сибирь.
21 декабря 1941 года Пётр Мосеевич Пильский скончался в своей рижской квартире, из которой не выходил последние полтора года.
Похоронен Пётр Пильский на православном Покровском кладбище в Риге. Долгое время его могила считалась утраченной, но благодаря усилиям Латвийского Пушкинского общества место захоронения Петра Пильского было установлено и на его могиле установлен новый памятник.
Александр Филей
Исправления в текст внесла Т. Фейгмане.
Источники информации:
Юрий Абызов. Петр Пильский. Опыт столичной и провинциальной биографии
Леонид Ленц. Петр Пильский (1879-1941)