Борис Энгельгардт

Борис Энгельгардт

Борис Александрович Энгельгардт (7/19 июля 1877, Российская империя –  2 сентября 1962, Рига, Латвийская ССР) – полковник царской армии, камер-паж, депутат 4-й Государственной думы, первый революционный комендант Петрограда во время Февральской революции. С 1926 года жил в Латвии, писал мемуары.

В российской истории дворянских родов Энгельгардты представлены двумя ветвями.  Прибалтийско-немецкая ветвь известна с 15-го, по другим сведениям с 16-го века.  Смоленская ветвь зафиксирована в генеалогических справочниках с 17-го века. Обе линии были немецкого происхождения, но все они считали себя русскими дворянами и неизменно это подчёркивали. Среди представителей этого рода были учёные, литераторы, военные, педагоги, государственные и общественные деятели. Например, Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862) был директором Царскосельского лицея в то время когда там учился А.С. Пушкин.

Борис Энгельгардт родился в семье, принадлежавшей к одной из ветвей смоленских Энгельгардтов. Его отец  Александр Петрович Энгельгардт (1836-1907) был известным изобретателем, артиллерийским конструктором. Однако данные о месте рождения Бориса Энгельгардта либо отсутствуют, либо разнятся. Например, в анкете для получения латвийского  подданства указан Динабургский/Даугавпилсский уезд, однако подтверждения этой информации не обнаружено. В свидетельстве же о смерти местом рождения указана Курская губерния. Обычно же в документах отмечалась принадлежность к Смоленской губернии, однако это не означало, что Б.А. Энгельгардт родился именно там.

В 1896 году Борис Энгельгардт окончил Пажеский Его Величества корпус. Выпущен был корнетом лейб-гвардии в Уланский Его Величества полк. Позднее служил при Генеральном штабе. В 1903 году  окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. Отличился во время русско-японской войны. В 1906 году окончил офицерскую Кавалерийскую школу. По признанию соратников был одним из лучших наездников аристократического Петербурга. В 1908 году, по состоянию здоровья, был уволен из армии.

Поcле отставки Энгельгардт обосновался в своем имении Буда-Печерская в Могилёвской губернии. В 1912 году от этой же губернии был избран депутатом 4-й Государственной думы, где состоял во фракции земцев-октябристов. 

Однако в документах на получение латвийского подданства Б.А. Энгельгардт указывал, что в период с 1909 по 1914 год, вместе с  супругой Евгенией Алексеевной Энгельгардт (по первому мужу Шишкина), проживал в Силаянской волости Режицкого (Резекненского) уезда Витебской губернии.

С началом Первой мировой войны Борис Энгельгардт возобновил службу в армии в должности начальника штаба Гвардейского корпуса. Был ранен.

Во время Февральской революции снискал известность, как военный комендант Петрограда.

Летом 1918 года Энгельгардт, спасаясь от репрессий большевиков, покинул Петроград и направился на юг; присоединился к Добровольческой армии, где, главным образом, курировал вопросы пропаганды. В марте 1920 года эвакуировался из Новороссийска. Первое время жил во Франции, работал таксистом в Париже.

В 1926 году Борис Александрович Энгельгардт с супругой Евгенией Алексеевной переселились в Латвию. Причина такого решения, по всей видимости, была связана с тем, что супруге Энгельгардта принадлежала неотчуждаемая часть имения Фейманы в Силаянской волости Резекненского уезда. Судя по трудовой книжке Бориса Энгельгардта, паспорт был ему выдан именно в этой волости. Это означало, что первичным был интерес к собственности, обеспечивавшей существование, а не приглашение от армейского конно-спортивного общества заняться организацией скачек и рысистых бегов на Рижском ипподроме. Впрочем, работа на ипподроме была любимейшим занятием Энгельгардта на протяжении всей его сознательной жизни.

В начале 1929 года супруги Энгельгардты получили латвийское подданство.

Б.А. Энгельгардт в  1920-30 годы много писал и публиковался. Самая известная его публикация «Записки камер-пажа» в рижском еженедельнике «Для Вас» (№№ 15-43), в 1939 году. Он также являлся автором исторической работы «Революция и контрреволюция» и некоторых статей в Париже и Риге.

После аннексии Латвии в 1940 году Борис Энгельгардт был арестован. Следствие по его делу велось в Москве.

В 1940-1946 годах отбывал ссылку в Хорезмской области Узбекской ССР. Работал художником в Хиве, тренером Госконезавода в Ургенче и на ипподроме в Ташкенте. В 1946 году вернулся в Ригу, где работал переводчиком с французского, а также служил секретарём судейской коллегии на Рижском ипподроме.

Из архивных документов следует, что в 1943 году Энгельгардт обратился с письмом к Сталину с просьбой отправить его на фронт. Однако его просьба не встретила отклика. В 1946 году Энгельгардт вновь обратился к Сталину с просьбой разрешить ему вернуться в Ригу. На этот раз его прошение было удовлетворено.

О жизни Бориса Энгельгардта по возвращении из ссылки известно мало.

По воспоминаниям  известного латвийского историка Петра Крупников (1920-2009), в конце 1940-х или начале 1950-х годов, когда он работал заведующим Лекционным бюро, к нему однажды зашёл невысокого роста мужчина с предложением читать лекции. Согласно тогдашним правилам потенциальному лектору следовало заполнить анкету.

«На другой день посетитель принес заполненную анкету, протянул мне. Сел и ухмыляется. Я читаю. Борис Александрович Энгельгардт. Год рождения сейчас точно не вспомню, Кажется, 1877. Родители: отец артиллерийский генерал, мать – домохозяйка. Образование: Пажеский корпус, Юнкерское училище, Академия Генерального штаба. Пребывание заграницей: все страны Европы за исключением Албании, Норвегии, Португалии и пары микрогосударств. Был в Китае, Японии и в нескольких французских и английских колониях в Азии. Участие в выборных органах власти? (подразумевались, конечно, советские выборные органы). Энгельгардт написал: депутат Четвёртой Государственной Думы. Следующий вопрос: принимал ли участие в армиях или бандах, выступавших против советской власти? Ответ: был заместителем начальника Отдела пропаганды и агитации в армии Деникина. В двадцатые годы – шофёр такси в Париже, затем инструктор по верховой езде в клубе офицеров довоенной Латвии. В 1940 году арестован и сослан в Среднюю Азию. Вернувшись, работал в метеорологической службе переводчиком с английского, французского и немецкого языков. В настоящее время – начальник программы ипподрома». Оказалось, что у Энгельгардта не было пенсии и те крошечные заработки, которые он имел, не обеспечивали ему даже нормальное пропитание.

Благодаря содействию Крупникова, Эдуард Смильгис – главный режиссёр Художественного театра (театр «Дайлес») заключил с Энгельгардтом трудовой договор. Позднее Крупников организовал такие же договоры с Амтманисом-Бриедитисом и с другими театрами, «так что Энгельгардт по крайней мере не голодал».

Скончался Борис Александрович Энгельгардт 2 сентября 1962 года. Похоронен  на Вознесенском кладбище (Miķeļa kapi) в Риге.

Некоторые рукописи Энгельгардта сохранились у  его друзей. Например, его мемуары  оказались у Бориса Плюханова. В 1991 году Плюханов в письме Юрию Абызову писал: «Глубокоуважаемый Юрий Иванович!  Оставляю Вам для ознакомления и поисков возможности опубликования - «Воспоминания» Бориса Александровича...». 

Во 2-м и 3-м томах "Балтийского архива" были опубликованы "Воспоминания камер-пажа" А в 8-ом томе "Балтийского архива" были опубликованы мемуары Бориса Александровича Энгельгардта.

Награды Б.А. Энгельгардта: Георгиевское оружие и ордена до Св. Владимира 4-й степени с  мечами и бантом.

Анатолий Ракитянский

Материал дополнила Татьяна Фейгмане

 

Источники информации:

ЛГИА, ф. 3234, оп. 2, д. 20040;

ЛГА, ф. 1987, oп. 1, д. 16925;

Юрий Абызов. Русское печатное слово в Латвии. 1917-1940. Часть IV. – Stanford, 1991. 437 с.;

Исаков С.Г. Биографика 1. Русские деятели в Эстонии ХХ века.  – Тарту 2005. 263 с.;

Б.А. Энгельгард. «Воспоминания камер-пажа». – «Для Вас». Еженедельный иллюстрированный журнал. Рига. 1939. №№ 15-43. Воспоминания камер-пажа. – Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. Т.2. – Таллинн: Авенариус, стр. 202-268; Т. 3, 1997, стр. 143-256;

Б.А. Энгельгардт.  Мемуары.  – Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. Т. 8. «Даугава». Рига 2004, стр. 7–366;

Т.В. Ридзинь. «Б.А. Энгельгардт». – Балтийский архив». Русская культура в Прибалтике, т. 2. - Таллинн, с. 199-201;

Ю.И. Абызов. О жизни Б.А. Энгелгардта в Латвии. –  Балтийский архив». Русская культура в Прибалтике. Т. 8, стр. 367-396;

Пётр Крупников. ХХ век: прожитое и пережитое. История жизни профессора Петра Крупникова, рассказанная им самим. – Рига: Zinātne, 2015, стр. 187-196.

 

Иллюстрации к теме