Николай Белоцветов
Николай Николаевич Белоцветов (4 мая 1892, Санкт-Петербург, Российская империя – 1950, Мюльхайм, ФРГ) – поэт и публицист.
Родился в Санкт-Петербурге в зажиточной семье. Отец – Николай Алексеевич Белоцветов – предприниматель; мать – из семьи коммерсантов-выходцев из Англии – Варвара Андреевна Диксон-Белоцветова. В семье также росли другие дети – брат поэта Андрей и три сестры (Николай был старшим сыном).
Дом семьи Белоцветовых находился в центре культурной жизни столицы России; рядом располагался особняк семьи Набоковых. Детство Николая прошло в Царском Селе и на даче под Лугой в беззаботной атмосфере, насыщенной культурно-эстетическими впечатлениями. Николай Белоцветов всерьёз увлекался живописью и музыкой, вместе с родителями часто выезжал за границу в Италию, Францию, Германию, где имел возможность познать богатый культурно-исторический опыт этих стран. Особую склонность Белоцветов испытывал к немецкой музыке и немецкой философской концепции, поскольку учился в немецкой школе. В 15 лет он пережил первое глубокое увлечение философией, в 17 лет познакомился с идеями Владимира Соловьёва. Николай Белоцветов свободно владел семью языками, в число которых также входили и классические языки (латынь и древнегреческий).
В молодости он познакомился с антропософской школой швейцарского проповедника и мыслителя Рудольфа Штейнера; именно тогда Белоцветов-младший открыл для себя значимость культурных имён поэтов Андрея Белого (бывшего страстным поклонником штейнеровского учения) и Александра Блока. Белоцветов принимал активное участие в деятельности московских и петербургских кружков антропософского общества, испытывая симпатию к мистико-оккультным идеям, культивировавшимся в этом обществе.
С началом Первой мировой войны Николай Белоцветов оказался на фронте. Антропософские духовно-ценностные установки оказали на становление его творческой личности ещё большее влияние, поскольку несколько раз в ходе военных действий ему удавалось выжить в сложных ситуациях. И в годы гражданской войны ему чудом удалось спастись.
Семья Белоцветовых бежала из Советской России в спокойную и уютную Ригу, где вскоре прочно обосновалась и возобновила работу акционерного общества "Саламандра". Семья Белоцветовых приобрела имение в окрестностях Риги, которое получило название Варино.
В 1920 году Николай Белоцветов женился на антропософке, пианистке, дочери польского аристократа Марии; они принимают решение жить отдельно от родителей и переезжают в Берлин (постоянно проживают в этом городе с 1921 года).
В этот период Николай Белоцветов успешно завязывает контакты с литературной элитой русской Риги, периодически наведываясь из Берлина в Ригу в родительское гнездо. Первые его лирические произведения появляются на русском и немецком языках, которыми он владеет одинаково безупречно. Позже, в 1930 году в Берлине Белоцветов публикует два сборника стихотворений под названием «Дикий мёд» и «Шелест». В этих сборниках (особенно в сборнике «Дикий мёд») явственно ощущается антропософская направленность.
В Берлине Николай Белоцветов проживает с 1921 по 1933 год. Этот период представляет собой один из плодотворных этапов его творческой деятельности. В берлинский период Белоцветов активно участвует в деятельности немецких антропософских обществ, публикует многочисленные переводы немецких средневековых поэтов, пишет ряд религиозно-философских докладов, которые фрагментарно публикуются на страницах русскоязычных печатных изданий Германии. Один из наиболее нашумевших его докладов назывался «Самопознание как путь к свободе», его он прочитал на открытом заседании немецкого Вольного Философского общества в 1922 году и посвятил личности Александра Блока.
В начале 1930-х годов у Николая Белоцветова завязываются тесные отношения с антропософкой Анной Штокмар, которые вскоре были скреплены помолвкой и бракосочетанием. Анна стала духовным alter ego Белоцветова и делила с ним все жизненные тяготы и радости. В 1935 году в семье родилась дочь Людмила.
В начале 1930-х годов Белоцветов интенсивно занимается стихотворными переводами своих же произведений на немецкий язык; в особенности его интересует перевод поэтической прозы. После прихода к власти нацистов (1933 год), Белоцветов сознаёт, что в "новой" Германии ему оставаться опасно и вместе со своей невестой Анной покидает Германию и направляется в Ригу.
Приехав в Ригу, Белцветов завязывает тесные отношения с поэтической группой «На струге слов», ему удаётся сдружиться с Игорем Чинновым, Клычковым, Георгием Матвеевым и др. рижскими поэтами. Поэтический альманах «Мансарда», который ведут «струговцы», субсидируется его отцом Н.А.Беловетовым.
В 1936 году в издательстве Дидковского в Риге выходит новый сборник Н.Белоцветова под названием «Шелест».
В конце 1939 года, предчувствуя перемены, Белоцветов с женой и маленькой дочерью Людмилой пытаются репатриироваться в Германию. Однако чиновники миграционнного ведомства принимают решение поддержать прошение только со стороны жены (как этнической немки) и дочери, отказывая Николаю Белоцветову. Белоцветов предпринимает ещё несколько безуспешных попыток воссоединиться с семьёй. В итоге ему удаётся в буквальном смысле запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда в начале 1941 года.
Через несколько недель после отъезда семьи Белоцветовых в Варино наведываются сотрудники НКВД (в Риге осталась младшая сестра Белоцветова Людмила со своим мужем). После масштабного обыска супругов арестовывают. Однако Людмилу неожиданно выпускают из заключения. В июле 1941 года она уезжает в Германию.
В Германии Белоцветовы оказываются в крайне затруднительном материальном положении. Николай Белоцветов начинает испытывать проблемы со здоровьем — даёт знать старая травма, полученная от нелепого падения с гамака в имении Варино.
Семья Белоцветовых открывает полулегальную мастерскую по починке плащей. Это был для них единственный способ заработка.
Николай Белоцветов скончался в Мюльхайме в 1950 году после продолжительной болезни.
Александр Филей
Информация о Белоцветовых, собранная пользователями-краеведами на форуме «Киржачского информационного портала»