Клементина Хибшова
Клементина Богуславовна Хибшова (Хибш) (23 ноября 1882, Прага, Австро-Венгерская империя – 12 марта 1957, Рига, Латвийская ССР) – известная арфистка.
Клементина Хибшова родилась в Праге. В родном городе она получила прекрасное образование, окончив женскую гимназию, а затем и знаменитую консерваторию, по классу арфы профессора Тернчека (1904). Тогда же начался и ее творческий исполнительский путь в качестве арфистки симфонических оркестров: один сезон она играла в оркестре Лейпцига, затем - Дрездена, и два сезона – в симфоническом оркестре Берна.
В 1908 году, 26-летняя Клементина решила участвовать в конкурсе на освободившееся место арфистки в престижном оркестре Петербургского Мариинского оперного театра. Конкурс оказался довольно сложным, на единственное свободное место претендовали 7 музыкантов, но требовательное жюри, во главе с главным дирижером Мариинки, Эдуардом Направником, выбрало именно ее, Клементину! Так Петербург становится ее родным домом на 14 лет, а она - участницей исполнения опер мирового репертуара, и свидетельницей взлета многих российских артистов – певцов и танцовщиков.
Революция и гражданская война изменили условия жизни в Петербурге, и Клементина Хибшова решается уехать из города. В 1922 году она возвращается в Прагу и продолжает много работать, выступая, как солистка и как артистка, различных оркестров в родной Праге. Затем сезон 1924–1925 – в Белграде, снова в Праге, с 1927 по 1930 год она работает в симфоническом оркестре Франкфурта-на-Майне. В 1925–1926 г.г. Хибшова предприняла большую гастрольную поездку по городам США, совместно с известной чешской певицей Эммой Дестиновой.
В 1930 году Клементина Богуславовна переезжает на постоянное место жительство в Ригу. Она была приглашена в столицу Латвии через несколько лет после смерти Маргариты Тойман (в 1927 г.). Другой кандидатуры с таким авторитетом, пожалуй, в то время и не было. Много лет оставалась чехословацкой подданной. Это порождало множество сложностей в повседневной жизни. Так, ей, как иностранке, ежегодно приходилось просить продления разрешения на работу в Латвии и лишь в 1939 году она принимает латвийское гражданство. С 1931 по 1939 год артистка преподавала в Латвийской консерватории, занимая должность доцента и руководителя класса арфы. Затем наступил значительный перерыв почти в 10 лет и лишь в 1948 году К. Хибшова возвращается в Консерваторию. С 1948 года до конца своей жизни Клементина Хибшова занимала должность руководителя класса арфы и воспитала дяд замечательных музыкантов. Среди учениц Клементины Хибшовой того времени – известные в Латвии арфистки Варвара Качалова и Жения Бругане.
В течение долгих лет Клементина Хибшова, работая в оркестре Латвийского театра оперы и балета, постоянно совершенствовалась. Рассказывали, что даже летом, во время отпуска, Клементина не пропускала ни одного дня, чтобы не позаниматься. Для этого ей на все лето из театра привозили арфу, чтобы она могла заниматься дома. И тогда весь двор на улице Школьной (ул. Сколас) уже с утра заполнялся чарующими хрустальными звуками арфы.
Клементина Хибшова исполняла все знаменитые соло арфы из балетов и опер. Репертуар театра без нее был просто немыслим. Из воспоминаний её друзей Качаловых известно, что она давала и сольные концерты, а так же принимала участие в музыкально-литературных вечерах на разных площадках Риги. Она обладала потрясающей памятью. А великолепная техника, удивительный вкус и понимание стиля, ее темперамент, музыкальность делали ее исполнение непревзойденным. Ее игра отличалось яркой фразировкой, где все было логически выверено.
Клементина Богуславовна была автором ряда произведений для арфы, среди которых своеобразная «фантазия на латышские народные темы».
В 1949 году К. Хибшовой было присвоено звание Заслуженной артистки Латвийской ССР.
Рижские старожилы вспоминают, что она была сердечной и необыкновенно отзывчивой, удивительно скромным человеком, но несколько замкнутым по природе. Одинокая в личной жизни, она в трудные годы лихолетья, оставалась преданным другом для своих друзей в семье русских интеллигентов О.Ф. Бенуа. Она разделила с ними все горести жизни. Поражало ее высочайшее чувство долга перед близкими, и это было для нее естественно, это была часть ее жизни, по другому она просто не могла жить. Известно, что Клементина приняла православие с именем Катерины и была глубоко верующим человеком. В последние годы все чаще стало болеть сердце, сказывались и напряженная работа в театре, и нелегкая юность, и переживания за своих друзей. Скончалась она весной 1957 года от инфаркта и похоронена на православном Покровском кладбище.
На чудом уцелевшей могиле сохранилась плита от коллег и друзей Оперного театра: «LPSR Valsts akad. operas un baleta teātra orķestra arfiste, LPSR nop. bag. mākslniece». В 2012 году усилиями Пушкинского общества Латвии могила Клементины Богуславовны полностью восстановлена.
Светлана Видякина и Марина Михайлец
(Составлено по воспоминаниям Марии и Варвары Качаловых)