Архиепископ Платон (Городецкий)
Платон (Городецкий; 2 мая 1803, Тверская губерния, Российская империя – 1 октября 1891, Киев, Российская империя) – архиепископ Рижский и Митавский (1848-1867). В 1877 году перемещен на Херсонскую и Одесскую кафедру. С 1882 года – митрополит Киевский и Галицкий, член Св. Синода и священноархимандрит Киево-Печерской Успенской лавры.
Николай Иванович Городецкий родился в посаде Погорелом-Городище, Ржевского уезда Тверской губернии, в семье священника.
В 1823 году окончил Тверскую духовную семинарию, после чего Санкт-Петербургскую духовную академию. Преподавал в Орловской духовной семинарии. В 1830 году принял постриг с наречением имени Платон. В 1831 году возведен в сан архимандрита. В 1837 году назначен ректором Костромской духовной семинарии. В 1839 году переведен настоятелем Виленского Св. Духова монастыря. 3 июня этого же года возведен в сан епископа Ковенского, второго викария Литовской епархии.
Отличался спокойным, миролюбивым характером и расчетливым умом. Хотел жить в мире со всеми, даже с врагами православной церкви. При этом был человеком трудолюбивым и целеустремленным.
На Рижскую кафедру Платон был назначен в конце 1848 года. На долю нового владыки выпала главным образом организационная работа по урегулированию жизни новооткрытых православных приходов.
Прекрасно зная местную специфику, он понимал, что в сложившейся в 1848 году ситуации (усиление поддержки правительством прибалтийских немцев) нельзя было идти на обострение отношений с местными властями. В противном случаи положение православной церкви в крае могло только ухудшиться. Тем не менее, он продолжил начинание Филарета о преобразовании Рижского викариатства в самостоятельную епархию. Генерал-губернатор Прибалтийского края А.А. Суворов (с 1848 по 1861 год) находился под сильным влиянием прибалтийских немцев, однако не препятствовал основанию в крае самостоятельной епархии.
Открытия самостоятельной епархии требовала и сама по себе сложившаяся ситуация, теперь (после перехода в православие десятков тысяч латышей и эстонцев) православных в крае было много и они сильно отличались от православных в той же Псковской губернии.
В итоге, 25 февраля 1850 года царь Николай I (1825-1855) утвердил доклад Св. Синода о преобразовании Рижского викариатства в самостоятельную епархию. 21 апреля 1850 года Платон был возведен в сан архиепископа Рижского и Митавского. Торжественное открытие епархии состоялось 1 июля 1850 года.
В юрисдикцию Рижской епархии входили территории Лифляндской и Курляндской губерний, а с 1865 года и Эстляндской. В 1850 году на территории епархии было более 146 тыс. православных, 117 приходов, 109 церквей и два монастыря (Илукстский и Якобштадский).
1 июля 1850 года в Риге была учреждена духовная консистория. После этого архиепископ Платон больше не был обременен разбором мелких дел, чем постоянно приходилось заниматься его предшественникам.
Латышско-эстонское духовное училище в 1851 году было преобразовано в Духовную семинарию. В курс новой семинарии было введено преподавание латышского, эстонского и немецкого языков. Для неимущих учащихся было учреждено 120 казенных стипендий. Окончивших семинарию назначали на вакантные священнические места, а наиболее способных отправляли учиться в духовные академии. Такими образом, семинария стала первым доступным учебным заведением для выходцев из латышского и эстонского крестьянства.
В 1850 году, для перевода на местные языки богослужебных книг, был создан особый переводческий комитет. С 1856 года на эстонском и латышском языках начал выходить православный журнал «Училище благочестия». Кроме того архиепископ Платон старался поднять уровень владения местными языками священнослужителей.
В 1851 году архиепископ Платон учредил общество вспомоществования бедным духовного звания. Для привлечения перспективных молодых священников, архиепископ Платон выхлопотал повышение окладов местному клиру. Была учреждена касса взаимопомощи для бедных представителей духовенства. В Риге основан «Вдовий дом», для вдов и сирот духовного звания.
Принимая во внимание бедственное положение приходских школ, церковь взяла их под свое покровительство. Все эти меры должны были укрепить положение православия в крае.
Средств однако не хватало. Принимая во внимание чрезвычайный бюрократизм государственного управления, вопросы по увеличению казенного содержания епархии решались крайне медленно и требовали больших личных усилий от владыки.
В тоже время, как и прежде, действия церкви по налаживанию приходской и миссионерской деятельности встречали крайне резкий отпор прибалтийских немцев. Усиление роли православной церкви они воспринимали как посягательство на свои особые права. Немцы продолжали препятствовать распространению православия, всячески притесняли православных крестьян (землю в аренду предоставляли на худших условиях; отказывались выделять землю для открытия приходов и православных кладбищ). В результате многие православные крестьяне оказались в заведомо худших экономических условиях, чем их лютеранские собратья. Некоторые даже пытались перейти назад в прежнее вероисповедание, что им сделать уже не позволяло Российское законодательство. Некоторые стали скрывать свою принадлежность к православию.
Зная о таком положение дел, Платон в Санкт-Петербурге ходатайствовал о предоставлении православным латышским и эстонским крестьянам казенных земель. В этом начинании его поддерживал министр государственного имущества П.Д. Киселев (занимал этот пост в 1837-1856 годах). Однако, из-за перемены правительственного курса, после прихода к власти царя Александра II (1855-1881), этим планам не суждено было сбыться. Наоборот, новое либеральное Российское правительство поддержку православия в Прибалтийском крае уменьшило, а симпатии к прибалтийским немцам усилило. Все это не могло не сказаться на состоянии паствы и церкви. Положение православных неуклонно ухудшалось и росло число желающих вернуться в лютеранство.
Для исправления ситуации Платон направил в Санкт-Петербург докладную записку с серией мер по улучшению положения местного православного крестьянства. Там значилось и наделение православных крестьян казенной землей, предоставление больших государственных средств на ремонт церквей и поддержку церковного клира. Однако практически ничего из предложенного не было реализовано.
В итоге, образование самостоятельной Рижской епархии существенно не изменило положение местной православной паствы и не подняло авторитет православной церкви в крае. Кроме того, архиепископ Платон помимо Рижской кафедры с 1849 года одновременно занимал и Псковскую и вынужден был находиться в постоянных разъездах, что отнимало силы и время. Испытывая постоянное давление со стороны прибалтийских немцев, а также непосильные физические перегрузки из-за необходимости руководить двумя епархиями, в 1855 году он обратился в Св. Синод с прошением освободить от управления Рижской епархией. Однако, не найдя замены, Синод решил его оставить в Риге, но освободить от занятия Псковской кафедры.
В 1864 году были утверждены «Правила об организации братств». Это стало едва ли не единственным положительным моментом в жизни православной церкви в крае за почти что десять лет. Теперь, организованные на базе приходов, братства могли получать пожертвования. Зная плачевное положение дел, православным братствам жертвовали деньги наследник престола – будущий царь Александр III (правил Россией в 1881-1894 годах), известный общественный деятель Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и др. Все это помогало улучшить материальное положение церкви и отдельных приходов. Братства развивали широкую деятельность по издательству, благотворительности, строительству и ремонту церквей, поддержке школ.
В 1865 году к Рижской епархии присоединили православные приходы Эстлянской губернии. Ревельским викарием Рижского архиепископа был назначен Вениамин (Карелин, 1822-1874). Он и стал приемником Платона, после перевода того в 1867 году в Донскую и Новочеркасскую епархию.
Несмотря на все сложности, за годы служения владыки Платона в епархии удалось построить 44 церкви, создать 79 приходских православных школ и 252 волостные школы для воспитания подрастающего поколения. На 1867 год православных в Рижской епархии было 180846 человек, при 149 приходах.
Уже находясь вне Прибалтийского края, в 1876 году, владыка Платон был избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1877 году перемещен на Херсонскую и Одесскую кафедру. С 1882 года – митрополит Киевский и Галицкий, член Св. Синода и священноархимандрит Киево-Печерской Успенской лавры.
Скончался владыка Платон 1 октября 1891 года в Киеве.
За свое долгое служение был награжден многими наградами: орденами св. Андрея Первозванного с алмазами, св. Владимира 1-й степени, св. Александра Невского, св. Анны 1-й степени и двумя панагиями, украшенными драгоценными камнями.
Пользовался большой известностью не только как энергичный деятель, но и как талантливый проповедник. В конце жизни было издано несколько книг с проповедями митрополита Платона.
Сергей Цоя
Источники информации:
1) Гаврилин А.В. Очерки истории Рижской епархии. 19 век. Рига, Филокалия, 1999. С. 186-254.
2) Поммер А. Православие в Латвии. Исторический очерк. Рига: Тип. И. Люкстиня, 1931. С. 48-57;
3) Сахаров С.П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836-1936). Популярно – исторический очерк. Краслава: Изд. Сахарова С.П., 1937. С. 20-25;
4) Использованы также некоторые дополнительные материалы из интернет-ресурсов.