Люди и деньги
Наталья Севидова
Вести Сегодня, 28 ноября 2011 года
Странно, что на дискуссию о русской прессе не пригласили никого из ведущих журналистов и редакторов русских газет. Не политкорректно, знаете ли. Придется высказаться постфактум.
Уважаемый Гарри Гайлит уже хоронил русский театр в Латвии, на днях похоронил местную русскую литературу (в нашей "желтой" "Вести Сегодня"), а теперь справил панихиду и русской прессе. Это, что ли, консолидация?
Выходит, рецензии и размышлизмы самого Гарри Гайлита, которые регулярно печатаются в русских изданиях, тоже мусор? Ну а что у нас там еще попало в печатный "мусорник"? Выдернем наугад любой номер, ну хотя бы субботнюю "Вести Сегодня" (пишу эти строки после того, как все полосы уже сверстаны).
Итак, что у нас "желтого" и "разобщающего"? Интервью с режиссером Александром Гордоном, игра европейской лиги КВН, где участвовала латвийская команда. Прошлое, настоящее и будущее Межапарка, рассказ о рижанине, участвующем в реконструкции исторических битв, письмо Валерия Кравцова Райвису Дзинтарсу, репортаж с подписных участков, статья о ситуации с Latvijas Krājbanka…
Гарри, возьмите любой другой номер и ткните пальцем — где русские журналисты сработали непрофессинально? Где они потакали низменным вкусам обывателя?
И есть ли хоть один номер "Молодежки", а затем "Вести Сегодня" за минувшие 20 лет, в котором не была выражена четкая позиция газеты по самым больным проблемам, затрагивающим русское сообщество.
Зато я прекрасно помню, как на недавней публичной дискуссии, посвященной статусу русского языка, Мазур краснел и вилял, уходя от ответа на вопрос: так нужен ли вообще какой–то статус русскому языку в Латвии? А когда я его спросила об этом в лоб, набросился на меня с неожиданной агрессией. Типа, чего вы пристаете с бестактными вопросами! А что, разве я спросила о чем–то интимном?
Мазур сокрушается, что "журналистское сообщество крупных русских газет не способно решать хоть какие–то более или менее значимые социальные проблемы". Но если наши лучшие люди, русская интеллигенция, к которой наверняка причисляет себя школьный учитель истории, не способны определить свою позицию по ключевым для соотечественников проблемам, то вправе ли она предъявлять претензии к "журналюгам"?
Кстати, насчет того, что из русских СМИ "изгнаны почти все наиболее талантливые журналисты". Нельзя ли поконкретнее? Кого вы имеете в виду, господин Мазур? Я что–то не помню, чтобы из "Вести Сеголня" уволили хоть одного сотрудника вот просто так. Да, уходили от нас люди — в политику, как Марьяна Иванова–Евсеева, на телевидение, как Александр Шунин, Диана Спыну, Харитон Фарбер. Уходили, чтобы попробовать самореализоваться в другой сфере, а не потому, что их гнобили. И сегодня они относятся к родной редакции как к alma mater, где они прошли хорошую профессиональную школу. Иногда талантливые газетчики уходили от нас в мир иной, как незабвенная Лилия Плесниеце. Это случается. Не буду говорить о других русских изданиях, но упреки Сергея Мазура в отношении "Вести Сегодня" абсолютно несправедливы и голословны.
И еще. О деньгах. В отличие от глянцевого "Балтийского мира", который выпускается за счет спонсора — российского фонда "Русский мир", "Вести Сегодня" живет благодаря своим читателям. И мы обязаны думать о том, что интересует и волнует этих людей. Не только организаторов философских семинаров и театральных критиков, но и домохозяек, слесарей, дворников, таксистов, торговцев — всех наших соотечественников.
Это они на свои трудовые сантимы покупают газету. И ждут они от нас разнообразной, живой, интересной и полной информации. А вот консолидация и объединение русского мира — это как раз задача общественных лидеров. И если тут что–то не клеится, не надо валить с больной головы на здоровую. Так что предлагаю тему следующей дискуссии для "Экспертного клуба": "Согласны ли вы с той точкой зерния, что русские общественные организации не способны объединить и консолидировать русский мир в Балтии?".
"Вести Сегодня +", № 95.