Рижские потомки музы А.С. Пушкина Завадовской Е.М.
Маргарита Миллер
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
А.С. Пушкин
Санкт-Петербург, Ленинград и снова - Санкт-Петербург, город на Неве, где родился и вырос мой муж, Миллер Герман Германович, где жило не одно поколение его предков, чей прах покоится в Александро-Невской лавре, на Серафимовском и Пискаревском кладбищах.
Его мать, урожд. Голубцова Валентина Дмитриевна, в замужестве – Миллер, происходит из старинного дворянского рода Голубцовых, ведущего свою родословную с начала XV1 века.
Нити генеалогической цепочки соединили древний род дворян Голубцовых с родом графов Толстых, со знатными родами князей Вяземских, Трубецких, Голицыных, Троекуровых, а также Щербатовых, Волконских, Васильевых, Салтыковых и других известных родов. Через князей Трубецких генеалогические связи ведут к вел. князю Литовсому – Гедимину. Почти все они – рюриковичи и в каждом из этих родов имеются прямые корни моего мужа и наших детей, которые и являются связующими звеньями между ними и кн. Рюриком.
В родственных связях с нами оказались многие известные писатели: все три писателя графы Толстые, Антиох Кантемир, братья Жемчужниковы, М. М. Херасков, А. С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.В.Набоков.
Как я уже говорила выше, род дворян Голубцовых породнился со многими известными родами, одним из которых был род графов Толстых. Дед моего мужа, Голубцов Дмитрий Платонович, был камергером Высоч. Двора, действительным статским советником и сыном Голубцова Платона Ивановича, вышедшего из пажей Высоч. Двора, полковника, генерал-майора, мальтийского кавалера. Его женой и прабабушкой моего мужа была урожд. графиня Толстая Екатерина Дмитриевна (1805-1871).Она в течение двадцати лет (1851-1871) была начальницей Киевского Института благородных девиц, оба с мужем погребены на дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Недавно нам удалось в интернете найти ее могилу.
Кстати, граф Петр Андреевич Толстой, вошедший в историю России, как один из сподвижников и птенцов гнезда Петра Великого, приходится общим пращуром всех трех писателей графов Толстых и прабабушки моего мужа. Усердно помогая Петру 1 в дипломатической борьбе с Европой от Лондона до Константинополя, Толстой П. А. по праву считается одним из замечательнейших дипломатов своего времени.
Говоря о графине урожд. Толстой Екатерине Дмитриевне, прабабушке моего мужа, Миллера Германа Германовича, нельзя не сказать и об ее родной сестре, урожд. графине Толстой Александре Дмитриевне (1781-1847), которая была фрейлиной и, выйдя замуж за генерала от кавалерии Михаила Федоровича Влодек, родила дочь, графиню Елену Михайловну Влодек, которая рано расцвела и вышла замуж за красавца-графа Василия Петровича Завадовского, млашего сына фаварита Екатерины II Петра Васильевича, министра народного просвящения при Александре 1 и хозяина знаменитых Ляличей.
Богатство мужа, красота и семейные связи быстро доставили молодой женщине выдающееся положение в петербургском большом свете, и она стала одной из аккредитованных, общепризнанных столичных красавиц, блистала на балах. В 1836 году, когда в Петербург приехала известная московская красавица А.А. Киреева, рожд.
Алябьева, Вяземский писал Тургеневу, что ее сравнивали только с такими бесспорными величинами, как Завадовская и Н.Н.Пушкина. Некто, видевший ее в начале тридцатых годов, рассказывает, что она слыла за первую красавицу при Дворе и действительно представляла собою роскошную фигуру Юноны. Известные поэты посвящали ей свои стихи, художники стремились запечатлеть навеки ее черты. Свои стихи ей посвятил И.И.Козлов, П. А. Вяземский и другие.
Граф В.П. Завадовский был «Человек прекрасно образованный и с превосходными душевными качествами» (В.В.Голубцов, «К биографии графа П.В. Завадовского» Русс. Арх.,1887,1,127)
Это была чета таких красивых людей, что трудно вообразить себе тому, кто не видел их. Под прекрасной и щегольской наружностью графа скрывалась сердечная доброта и благородная душа, так что нельзя было не любить этого человека. О благородстве Василия Петровича Завадовского свидетельствует и та роль, которую он сыграл в жизни молодого А.С.Пушкина.
В 1818 году поэт написал известную «Молитву лейб-гусарских офицеров», в которой задел, посмеялся, между прочим и над «Завадовского щедростью». Пушкину грозили серьезные неприятности, но граф Завадовский объявил себя автором стихов и извинился перед всеми, выгородив таким образом, поэта из довольно тяжелой истории.
Красота графини Завадовской была воспета и А.С.Пушкиным, который, как говорилось выше, был в дружеских отношениях с ее мужем, графом Завадовским. Это стихотворение было написано в 1832 году в домашний альбом красавицы под названием «Красавица».
КРАСАВИЦА
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
Куда бы ты не поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце не питал
Ты сокровенное мечтанье,--
Но, встретясь с ней,
смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно,
Перед святыней красоты.
Графиня Завадовская Елена Михайловна и дед моего мужа, Голубцов Дмитрий Платонович были двоюродными братом и сестрой, а их матери, урожд. графини Толстые – родными сестрами.
Облик Е. М. Завадовской сохранился на миниатюрном портрете Э. Б. Бинемона и двух гравированных портретах А.Шалона (1842). Один из ее портретов остался в блокадном Ленинграде, в квартире, где мой муж жил с бабушкой и матерью до блокады, и точно такой же находится в квартире, где когда-то жила его тетя в Словении, а сейчас живут ее внуки.
Через прабабушку графиню Толстую Екатерину Дмитриевну идет связь с родом князей Вяземских, т.к. Е.Д.Толстая была дочерью графа Толстого Дмитрия Александровича и княгини Вяземской Екатерины Александровны, дочери кн. Вяземского Александра Алексеевича, бывшего в течение 29 лет генерал-прокурором и доверенным лицом Екатерины II.
Женой кн. Вяземского А.А., прапрапрадеда моего мужа, была княгиня Трубецкая Елена Никитична (1745-1832), с которой у них были четыре дочери.
Княгиня Трубецкая Елена Никитична, происходила из семьи известных и влиятельных в то время вельмож и крупных государственных деятелей – князей Трубецких – Никиты Юрьевича и его отца, Юрия Юрьевича.
Старший сын князя Юрия Юрьевича, князь Никита Юрьевич, наш прямой предок, служил при императрице Анне Иоанновне генерал-поручиком, а при императрице Елизавете Петровне пожалован действительным тайным советником и генерал-прокурором Российской империи, а в последствии стал фельдмаршалом. Он был женат дважды: на графине Анастасии Гавриловне Головкиной (1722), умершей в апреле1735г.,от которой имел четырех сыновей и второй раз (ноябрь 1735 г.) на – Анне Даниловне Херасковой, родившей девять сыновей и трех дочерей. У Анны Даниловны Херасковой от первого брака был сын Михаил Матвеевич Херасков, будущий писатель и поэт, являющийся кровным родственником и нашим детям.
Родной брат князя Юрия Юрьевича – Иван Юрьевич Трубецкой (1667-1750), фельдмаршал и отец Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795), генерал-майора, президента Академии Художеств, основателя Смольного Института в С-Петербурге, Директора Кадетского корпуса, главного деятеля реформы воспитания в царствование Екатерины II. Родословная А.С. Пушкина тоже включает в себя вышеупомянутых князей Трубецких, ведь прапраправнучка Ивана Ивановича Бецкого – Ольга Александровна, дочь княгини Долгоруковой Елены Михайловны, светлейшей кн. Е.М.Юрьевской и Императора Александра II стала женой внука А.С.Пушкина, Георга-Николая Меренберга, сына младшей дочери А.С.Пушкина – Натальи.
Связь рода Пушкиных с родом князей Трубецких была и через вторую жену Юрия Юрьевича Трубецкого, урожд. Головину Ольгу Ивановну, которая была родной сестрой прапрабабушки А.С.Пушкина, Евдокии Ивановны Головиной.
Если проследить родословную по роду графов Толстых, то ее корни через кн. Троекуровых, через Василия Грозные Очи, Ивана Калиту, Александра Невского, Ярослава Всеволодовича, Всеволода Большое гнездо, Юрия Долгорукова, Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого приводят к Рюрику.
Прямыми потомками Рюрика и Мономаха являются и князья Вяземские, и кн. Щербатовы, которые тоже присутствуют в данной родословной, как прямые корни моего мужа .
Я согласна с А.С.Пушкиным, который сказал:
«Гордиться славою своих предков
Не только можно, но и должно;
Не уважать оной есть постыдное малодушие»
Мой муж, Миллер Герман Германович,1926 года рождения провел в блокадном Ленинграде самую тяжелую блокадную зиму и в состоянии полного истощения был вывезен вместе со своей мамой по «Дороге жизни» в марте 1942 г.
Вернуться в родной Ленинград после окончания войны не удалось и он, оказавшись на Урале, закончил Свердловский горный институт им. В.В.Вахрушева, получив специальность горного инженера- геофизика. Наша встреча с ним произошла, когда он начинал работать молодым специалистом в Геофизической экспедиции на Урале, где я в то время проходила студенческую практику. Окончив институт, я получила специальность горного инженера - геолога. Создав счастливую семью мы вместе работали и на Урале, и в Казахстане, на Украине, в Крыму и в Прибалтике. Мой муж был замечательным специалистом и внес свой достойный вклад в изучение недр нашей обширной Родины. У нас два замечательных сына: Андрей, инженер- механик по судовому электрооборудованию, живет в Астрахани, и Олег – инженер–программист, живет и работает в Канаде. Моя внучка, от старшего сына Анна, доктор, закончила Казанский мединститут, недавно родила мне правнучку-Александру. А мой внук Герман пока студент 4 –го курса Астраханского университета.
Я отношусь к тому поколению людей, которое выросло в те времена, когда своими пращурами мало интересовались, а в почете было рабоче-крестьянское происхождение. Я родилась в многодетной семье служащего Свердловского драмтеатра и была одним из поздних детей своих родителей и по этой причине не помню своих бабушек и дедушек; они ушли из жизни до того момента, когда я начала осознавать и запоминать все происходящее вокруг меня.
Моя мама, урожденная Яковлева Александра Николаевна, красивая женщина, родившая на свет много детей, занималась их воспитанием. Она была из состоятельной семьи, предки ее отца, Яковлева Николая Алексеевича, были купцами. Мой отец, Кесарев Александр Александрович, умер когда мне было 11 лет.
Среди моих родственников много достойных людей : это и руководители заводов на Урале, преподаватели, заведующие школами и детдомами, врачи, архитекторы, музыканты , художники ,заслужившие глубокое уважение к себе. Многие из них уже покинули этот мир, но живы их дети и внуки. Все они – труженники, служащие, интеллигенты. Многие мои родственники во время революции 1917 года погибли за революционные идеи.
В 2001 году, через 11 лет после смерти моего мужа, в один из весенних дней, а вернее в День геолога, я начала писать стихи. Как будто все мои впечатления и чувства, накопившиеся за долгие годы, дождались своего часа. Мои первые стихи были одновременно и своеобразным гимном весне, и нелегким геологическим маршрутам и выражением чувства грусти по той чудесной поре, когда еще многое было впереди и жизнь казалась бесконечной.
В настоящее время я, Маргарита Миллер, член Русской писательской организации Латвии, в 2012 году появился третий сборник моих стихов «От судьбы не уйти». На некоторые мои стихи написана музыка рижским композитором Неллей Хакель, которые вошли в диски песен и романсов, созданных в творческом союзе с известным пианистом Латвии Юрием Каспером и камерным ансамблем «Аурига».
Рига, 2013