Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Вера Бартошевская
Василий Барановский
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Светлана Видякина
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Оксана Дементьева
Надежда Дёмина
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Сергей Николаев
Тамара Никифорова
Николай Никулин
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
А. Преображенская, А. Одинцова
Анастасия Преображенская
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Рига в первые дни немецкой оккупации (июль 1941 года)

Рига в первые дни немецкой оккупации (июль 1941 года)

История Дёжки ... Надежда Васильевна Плевицкая(1884-1940)

Марина Михайлец

 

В конце сентября 1937 года  латвийские  газеты опубликовали сенсационное сообщение: в Париже арестована одна из знаменитейших представительниц  русской  эмиграции, певица Надежда Плевицкая! Плевицкую и ее мужа, Николая Скоблина,  обвиняли  в похищении царского генерала Евгения Мюллера, ярого противника советской России, руководителя зарубежного «Объединения русских воинов-ветеранов». Супружескую чету обвиняли в сотрудничестве с советской разведкой, спланировавшей депортацию Миллера на родину. Но Скоблин таинственным образом исчез из города, и держать ответ, за двоих, пришлось ей одной. 

Это сообщение повергло в шок всю рижскую общественность:  Плевицкую-певицу хорошо знали, и не только потому, что она  несколько раз  приезжала на гастроли в наш город, где у нее было масса поклонников, но и потому, что едва ли не в каждом доме имелись напетые ею пластинки. Любителям музыки  была известна  история  ее жизни: Надежда Васильевна прошла большой  путь - от простой деревенской девушки до всемирно знаменитой исполнительницы русских народных песен. Вся ее жизнь была посвящена исключительно искусству, музыке, ни о какой политике никогда и речи не было! Сообщение об аресте Плевицкой представлялось чьей-то злой шуткой, и  поэтому интерес к сенсационному событию  был огромен.

Латвийское общество раскололось на два лагеря, обсуждая эту новость и пытаясь определить: виновата Плевицкая или нет? Могла ли участвовать в заговоре? За ответом местные журналисты обращались к известным в городе личностям. Таковыми оказались:

 

Эдмунд.

Тут как-то все разом вспомнили, что в Латвии живет и работает выпускник Варшавской хореографической школы, профессиональный  танцовщик и хореограф, популярный постановщик различных ревю и концертных программ рижских ресторанов, Эдмунд Мечиславович Плевицкий. Он был первым мужем Надежды Васильевны Винниковой, или Дёжки, как звала ее в детстве мама. Эдмунд  и Надежда познакомились в в Москве, в 1902 году. У них был бурный роман, который обсуждала вся труппа передвижного театра Штейна, где они оба служили. Ей было всего 18 лет, он был на шесть лет старше. Они оформили брак, но через несколько лет расстались. Эдмунд уехал работать в Харбин, затем выступал в провинциальных российских труппах, и наконец получил приглашение в театр своего родного города Варшавы. А Надежду уговорили петь в знаменитом московском ресторане «Яр». Подлинное признание и успех она впервые узнала несколько позже, в Нижнем Новогороде, выступая в период одной из знаменитых ярмарок, где собирался весь цвет купеческой России. Рассказывали, что ее пение услышал великий русский тенор, Леонид Собинов, и пригласил участвовать в своем концерте. С тех пор, гласит легенда, ей открылись концертные залы, и начался взлет ее славы. Простая крестьянская девушка из Курской губернии, не имевшая никакого специального образования, божией милостью певица, силой своего таланта и своеобразной манеры исполнения, неизменно покоряла посетителей концертов. Она без труда собирала большие залы слушателей, записанные ею пластинки быстро раскупались. Она не раз была принята при царском дворе, и приводила в восторг венценосную чету. Говорят, именно Николай Второй  назвал ее «курским соловьем». Она купалась в лучах славы. Она не знала счета деньгам. Она прославилась на весь мир под фамилией своего первого мужа, Эдмунда Плевицкого.

Они снова встретились более, чем через 20 лет, в Риге. Все эти годы  оба  скитались по свету, и много работали. В начале 1924 года Эдмунд  решил «осесть» в Риге. И так совпало, что в октябре того же года на гастроли в столицу независимой Латвии приехала Надежда. Они выступали в одной программе в кафе-театре «Маринэ», что  размещалось в самом центре города, в Верманском парке. Эдмунд был свидетелем очередного триумфального успеха Надежды, он видел, как публика выносила ее на руках из зала, не желая расставаться с ней, и несла ее два квартала по улице Бривибас, по направлению к Старому городу, до театра «Жар-птица», где продолжался вечер с её участием. А еще он видел, как светились счастьем ее глаза, когда она обращалась к своему спутнику, своему  мужу, Николаю Скоблину, красавцу с военной выправкой, который был моложе нее на 10 лет. Они к тому времени были женаты всего лишь три года, и, казалось, были поглощены только друг другом. В поездках Николай всюду сопровождал супругу, и считался ее менеджером. Рассказывали, что Скоблин, получивший звание генерала в 27 лет, во время гражданской войны был командиром дивизии армии Корнилова. Но это – в прошлом! В настоящем они заняты только друг другом и искусством. Нет, не могли Скоблины участвовать в заговоре, - считал Эдмунд Плевицкий.

Между тем газеты сообщили, что главным организатором похищения Евгения Мюллера считался именно Николай Скоблин, который, как рассказывали, бежал из Парижа. Высказывалось предположение, что обоих генералов  – и похитителя и жертву - вывезли на корабле «Мария Ульянова», который 25 сентября покинул порт  Гавр и взял курс на Ленинград. Во избежание международного скандала, французские власти так и не решились остановить советское судно и обыскать его...

Оскар.

Решили задать этот же вопрос: способна ли  Плевицкая на участие в заговоре или нет? - композитору и пианисту Оскару Строку. Тот сразу же категорически заявил: нет и нет! Плевицкая ни в чем не виновата! Она полностью поглощена только искусством! Он, Строк, это знает, он работал с ней в концертах, еще  в Петербурге, двадцать лет назад. Он работал с нею и во время ее первых гастролей в Риге,  поскольку она приехала без концертмейстера. Да, Плевицкая несколько концертов отработала с другим пианистом, но ни он, ни десяток предложенных других музыкантов академического направления ее не устраивали. И тогда кто-то назвал имя Оскара. Говорят, она вспомнила его, обрадовалась, и велела послать за ним. Они много музицировали в тот ее приезд – и в Латвии, и в Литве, и в Польше.

 А рижские русские газеты пестрели заголовками: Н.Плевицкая снова в Риге!

Только два вечера!  У рояля О.Строк.!!!

 

Не только исполнение, но и костюм Надежды Плевицкой буквально завораживали: по воспоминаниям Веры Оскаровны, дочери Оскара Строка, певица выходила в Риге на сцену в голубом сарафане и расшитом жемчугами кокошнике.

Строк  рассказывал, что Плевицкую называли «Шаляпин в юбке», что она была горяча и вспыльчива, но быстро успокаивалась, и пыталась потом задобрить обиженного коллегу разнообразными подарками.

В интервью рижским газетам Надежда Плевицкая называла себя не певицей, а сказительницей песен. Признавалась, что не знала нотной грамоты, и бравировала тем, что, обладая замечательной музыкальной памятью, все новые произведения учила по слуху. В свою очередь, корреспонденты превозносили ее свободную манеру исполнения, указывали на то, что она всегда пела в соответствии с собственным настроением – могла изменить темп, внести вариации, так что аккомпаниатор всегда должен был быть начеку, и следовать ее творческой фантазии во время концерта. А это Строк умел делать очень хорошо, ведь он был прекрасным импровизатором. Среди прочих, Плевицкая исполняла в рижских концертах его песню «Простая любовь» - о переживаниях крестьянки, потерявшей на войне мужа. Между прочим, Плевицкая имела обширнейший репертуар - пела старинные крестьянские и современные городские песни, великолепно  исполняла бытовые романсы: «Ухарь купец», «Лучина», «Светит месяц», «Однозвучно гремит колокольчик» - это все из ее репертуара. Особенным успехом в 1920е годы  пользовалась народная песня-шутка «Белолицы, румяницы вы мои», в обработке Сергея Рахманинова, с которым она концертировала по городам США.

Строк считал Плевицкую очень набожным человеком. Она постоянно возила с собой иконку и библию, - рассказывал музыкант.

При обыске, в  доме Скоблиных был найден томик библии Надежды Васильевны. По версии стороны обвинения в суде, как сообщали журналисты, этот томик таил в себе ключ к шифрованной переписке между Скоблиным и представителями советской разведки...

Итоги.

Помимо этих двух смельчаков, никто не решился высказаться ни в защиту Надежды Плевицкой, ни против неё. У всех еще были свежи в памяти впечатления от  сравнительно недавних выступлений артистки в Риге, где она казалась совершенно неотделимой, как человек, от исполняемых ею песен. Никто даже и не задумывался, насколько все было глубоко продумано и прочувствовано в ее исполнении, настолько естественны были ее жесты и движения, настолько мастерски она владела голосом, звучащем то глубоко и насыщенно, то грубо, то нежно, а то и восторженно. Для многих  она сама была олицетворением Руси, и темной, и светлой, и безудержной, и тоскующей, особенно в песне «Замело тебя снегом, Россия», которую в последние годы исполняла в каждом концерте.

 

Р.S.

...Газеты ежедневно сообщали о ходе следствия в суде. В итоге, Надежда Плевицкая была признана виновной, и приговорена к 20 годам тюрьмы. Она, всеми забытая, тихо скончалась в 1941 году, в женской тюрьме французского города Ренн .

...Балетмейстер Рижского театра оперетты Эдмунд Плевицкий ушел на пенсию  в 1952 году, в возрасте 74 лет. Увы, мало кто помнит о нем ныне.

...Композитор Оскар Строк пережил и славу, и забвение, и новое возрождение своей славы. Его знаменитые песни в ритме танго и поныне звучат по всему миру.