Хутор «Svētiņi» («Священный»)
Людмила Клешнина
Статья опубликована в сборнике «Православие в Латвии». Выпуск 7. Под редакцией А.В. Гаврилина. Рига: Филокалия, 2008.
Зимой из окна поезда Рига – Даугавпилс, присмотревшись, можно увидеть маленькую голубую маковку этой церкви. Она стоит среди обширных лугов в окрестностях Лиелварде, вблизи шоссе Лиелварде – Ледмане. Летом церковь скрыта кронами старых вязов, посаженных заботливыми руками прихожан еще в XIX веке.
Лиелварде - древнее поселение на Даугаве, упоминаемое в исторических источниках с 1201 года, в XIX веке – владение барона А. Вульфа, с 1992 года имеет статус города. Здесь, на сельской территории сохранился хутор «Svētiņi» («Священный») с церковью. Здание не имеет статуса памятника архитектуры, но интересно в культурологическом аспекте. Историческая судьба хутора «Svētiņi» как в зеркале отразила события православной истории Латвии.
Ливы, древние обитатели этих земель, были данниками Полоцкого князя, но приняли христианство от католического священника Даниила из Готланда (1) (по другим историческим источникам – от епископа Мейнарда) и в 1206 году были причислены к рижской епископии. Немцы окончательно покорили Ливонию к 1238 году. Долгая, кровопролитная борьба с чужеземным игом привела к постепенному вымиранию даугавских ливов и слиянию их с латышами. После 1522 года, когда в Лифляндию проникло лютеранство, крестьян стали перечислять в новую веру, не спрашивая их согласия. Смущений в народе это не вызвало, вероятно, по причине того, что католичество слабо укоренилось в этой среде. Тогда же католическая церковь в имении Леневаден (так называлось тогда это древнее поселение) была обращена в лютеранскую кирху, которая в конце XVIII века была заменена каменным храмом, сохранившимся до наших дней. В 1721 году после Северной войны Лифляндия была присоединена к России. Православный храм в Леневадене появился только через 150 лет после этих событий.
В середине XIX века в Лифляндии происходил массовый переход латышей в Православие. Для нужд латышского прихода в 1871 году (2) на мызе Леневаден была построена каменная (кирпичная) церковь и два причтовых дома. Приход назывался Гросс-Юнгфернгофским, окормлял православных жителей четырех мыз (имений): Рингмундсгоф, Леневаден, Гросс-Юнгфернгоф, Ледмансгоф. Строительство храма велось на средства государственной казны (2). Церковь была построена по образцовому проекту, в стиле эклектики, в канонических формах, «кораблем», имела пристроенную колокольню, один престол, освященный во имя Свт. Николая Мирликийского. Вокруг храма были посажены деревья.
Новый хутор стал духовным центром округи, в большом деревянном доме рядом с храмом открылась церковно-приходская школа. Таким мы видим это место на старой фотографии в Лиелвардском музее. К 1910 году в школе обучались 50 мальчиков и 26 девочек (из них православных 32 мальчика и 17 девочек). Количество прихожан по клировой ведомости 1910 года составляло 665 человек. (2) Затем наступили годы Первой мировой войны. Три года фронт проходил по Даугаве, во фронтовой полосе оказалось поселение Лиелварде со всеми хуторами. В результате артиллерийских обстрелов в округе не осталось ни одного дома, который бы не был поврежден. Св. Никольская церковь была полностью снесена с лица земли, остались только деревья, что росли вокруг нее.
После войны, в 1928 – 1930 годах дружный латышский приход взялся за восстановление своего духовного центра. Всем миром стали собирать средства на постройку новой церкви. Проект разработал архитектор Владимир Шервинский. Новый храм был размещен в «Svētiņi», но к северо-востоку от разрушенной церкви. Сначала построили большой дом, в котором оборудовали временную церковь, в ней служили и продолжали собирать деньги. Затем к дому пристроили храм. В результате образовался единый объем, напоминающий традиционный сельский латышский дом с большой крышей. На церковь указывала пристроенная колокольня. Интерьер храма был сдержанным, лаконичным. Его украшал невысокий иконостас и деревянное покрытие – потолок в виде деревянного свода, вписанный в конструкции стропильной кровли. Интересно, что в проекте В. Шервинского мы видим довольно низкое плоское перекрытие над основным помещением церкви и обширный высокий чердак над всем зданием. Нет главы над основным объемом, лишь алтарь отмечен маленькой главкой, - не сразу и заметишь, что храм православный. (3) Вероятно, в ходе строительства в проект были внесены изменения, в результате которых потолок храма в виде свода был спрятан в объеме чердака, благодаря чему получилось интересное и в большей степени отвечающее церковному канону архитектурное решение.
Была посажена аллея деревьев, ведущая ко входу в новый храм. На месте престола разрушенной церкви был установлен деревянный крест. Один из местных жителей подарил храму небольшой колокол. В отдельном деревянном доме была восстановлена также и школа. До сих пор старожилы Лиелварде с большой теплотой вспоминают своих замечательных учителей, преподававших в этой школе. Приход возглавил молодой священник, окончивший в 1930 году Рижскую семинарию – о. Филимон Ратниекс, позднее здесь служил священник (имя?) Абелитис. При храме был певческий кружок, пели и взрослые, и дети. Теплые, сердечные отношения царили в приходе, память о них хранят бывшие прихожане, детство которых прошло в этих стенах. (4) В 1936 году приход Св. Никольского храма составлял 321 прихожанин. Насыщенную событиями жизнь прихода запечатлели фотографии тех лет, ныне заботливо собранные в альбом и хранящиеся в церкви.
В 60-х годах XX века церковь была закрыта. В ней оборудовали квартиры для рабочих зверосовхоза. Помещение церкви разделили на комнаты, деревянный свод подшили регипсом, в алтаре разместили кухню одной из квартир. Колокольню разбирать не стали, а колокол снял и забрал в свой дом его даритель. В таком виде церковь эксплуатировали еще 30 лет. В 1995 году здание и землю вернули приходу.
Изначально церковь была построена из недолговечных, дешевых материалов, ведь средства на ее постройку собирали «по латику». Это известково-набивная постройка, стены которой под штукатуркой имеют деревянный каркас, заполненный смесью древесных опилок и извести. Крыша была покрыта дранкой. При вскрытии стен в 1999 году обнаружились почти сгнившие стойки и нижняя обвязка каркаса, утеплитель превратился в труху. Добротные стропильные конструкции крыши были в удовлетворительном состоянии, на чердаке просматривался сохранившийся свод. Кровля со следами многократных ремонтов была «залатана» шифером и рубероидом, но протечек не было. Для восстановления церкви нужны были большие средства на масштабные строительные работы: требовалось подвести новые стены под конструкцию крыши, укрепить фундаменты, заменить кровлю. Прошло 12 лет, средств на восстановление церкви нет. Кровля, оставшаяся без ухода, течет. Удалось отремонтировать лишь колокольню, на ней был установлен сохранившийся колокол. В притворе были заменены окна, установлена новая входная дверь и деревянная витая лестница на звонницу. Приятно отметить, что местные столяры изготовили новые замечательные деревянные окна с раздельным остеклением (не стеклопакеты), точно такие, какие были здесь раньше. Благодаря этим с любовью восстановленным деталям, в храм возвращается подлинная, суровая и уютная, атмосфера сельского храма. В приходе есть понимание и желание восстановить здание в его прежнем виде, тактично применяя новые материалы и технологии. Традиционная кровля из деревянной дранки, деревянные подзоры со скромной резьбой на свесах крыши, простые наличники окон с лаконичным декором – такие точно выполненные детали сделают это здание стильным и позволят храму приобрести значение культурно-исторического памятника Лиелвардского округа. Такое архитектурное решение поддерживает дума Лиелварде. В проекте восстановления храма предусмотрена установка над алтарной частью новой главы. Скромный декор ее символических форм придаст зданию узнаваемые черты православного храма. Запроектирована деревянная ограда с красивыми воротами, озеленение земельного участка. Предусмотрено утепление крыши для перестройки вместительного чердака в жилую мансарду, что в будущем позволило бы использовать эти помещения для размещения православных паломников или детского летнего лагеря.
В 2007 году была приведена в порядок территория вокруг храма, изготовлен деревянный крест для установки его на месте разрушенной каменной церкви. В настоящее время богослужения проводятся в приспособленном помещении бывшей квартиры, почти как и 80 лет назад, когда строилась эта церковь. Все, что удалось сделать, выполнено по благословению настоятеля прихода о. Олега Пелевина и трудами старосты прихода Аллы Кухальской.
Удивительно, что хутор «Svētiņi» сохранился в своем первозданном виде, современная застройка пока еще не коснулась его. Восстановленная церковь могла бы стать духовной доминантой этой сельской территории и украсить пейзаж. Увы, здание приходит в аварийное состояние. Маломощный приход старается сохранить то, что есть, и ждет помощи.
2008 год
Примечания.
1) «Выборка из сведений, доставленных императорскому Московскому археологическому обществу православным духовенством по распоряжению рижского архиепископа Арсения». Москва. 1896. - С. 17 – 22.
2) Латвийский Государственный Исторический архив (далее - ЛГИА), ф. 4754, оп. 2, д. 227. Опубликовано А. М. Вишневым на сайте http://sobory.ru/article/index.html?object=07751
По другим источникам (см. примечание 1) датой постройки и освящения первоначальной каменной церкви указан 1873 год.
3) ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 1065.
4) Записано со слов прихожан Л.Клешниной в октябре 2007 года.