Елена Антимонова
Елена Николаевна Антимонова (15 сентября 1945, Тбилиси, Грузинская ССР – 3 октября 2002, Рига, Латвийская Республика) – выдающийся график и акварелист.
Елена Антимонова родилась в Тбилиси, в семье служащих. В 1971 году окончила отделение живописи Государственной академии художеств Латвийской ССР. Руководителем ее дипломной работы "Математики" был живописец-маринист Эдуард Калниньш (1904-1988). Технике шелкографии училась у графика Иосифа Эльгурта. В 1976 году принята в члены Союза художников Латвийской ССР. Антимонова участвовала в выставках с 1969 года. Персональные выставки проводились в Риге (1974, 1982, 1990, 1991, 1992, 1993), Тарту (1978), Польше (1978), Юрмале (1983, 1986), Мурманске (1987), Венеции (1991). Работы Антимоновой экспонировались в Швейцарии, Финляндии, Японии, Германии, Дании, Франции.
Елена Антимонова была профессионалом во многих жанрах и техниках. Она демонстироала виртуозную легкость рисунка и скрупулезную выделку офортного листа, психологически верный настрой души и точность в портрете, витиеватую грацию экслибриса, сентиментальность акварелей и непринужденность в графике, которая была одним из важнейших направлений в ее творчестве. Художница оформила и проиллюстрировала более 60 книг, в числе которых классика мировой литературы, сказки, сборники поэзии, а также миниатюрные книжечки латышских дайн. Среди лучших изданий, над которыми она работала:
Александр Фет. Избранное;
Станислав Рубинчик. "Сказки о Старой Риге и другие истории воробья Ричи". – Рига, "Лиесма", 1973.
Станислав Рубинчик. Рукопись, найденная в саквояже. Рига, 1978 (Эта книга посвящена пропавшему библиотечному собранию рижанина Сергея Минцлова. Написанная в легкой беллетристической форме приключенческого романа, она обыгрывает все перипетии, с которыми вынужден был столкнуться литературный Минцлов, пытаясь отыскать свое книжное сокровище);
Янис Райнис. Дедушка и яблоньки;
Вильям Шекспир. Ромео и Джульетта;
Василий Жуковский. Ундина;
Вильгельм Гауф. Сказки. Рига, Лиесма, 1989;
Японские сказки "Иссумбоси" («Мальчик с пальчик») – http://www.liveinternet.ru/users/vlad49/post86465043/;
Лидия Жданова. Бесовы следки. – Рига, 1967 (Лидия Владимировна Жданова родилась 13 декабря 1938 года в Москве. Ее отец – Владимир Жданов – кожевенных дел мастер и директор рижского кожевенного завода. Школу и филфак Латвийского государственного университета закончила в Риге, где в дальнейшем проживала и творила до середины 1990-х. Еще в студенчестве в одной из центральных рижских газет вышла разгромная статья о ее творчестве, озаглавленная строчкой из ее же стихотворения "Сердце на асфальте", сразу принесшая ей популярность. Создала в Риге замечательный супружеский и творческий тандем с писателем, поэтом и переводчиком Виктором Семеновичем Андреевым).
Лидия Жданова. Книга о пуделе Даки, воображале и задаваке. Стихи. – Рига, Лиесма, 1986;
Ояр Вациетис. Поспорим!: стихи; пер. с латышск. Людмила Копылова. – Москва: Детская литература, 1979;
Янис Судрабкалнс. Трубадур на осле; сост., пер. с латышского Лидии Ждановой. Рига, Лиесма, 1984;
Елена Антимонова является также составителем трех художественных альбомов:
Елена Антимонова. Графика, рисунок, иллюстрация, экслибрис, акварель, компьютер. – Рига, Галерея LAPA, 1998;
Артур Никитин, живопись, графика, скульптура, рисунок, иллюстрация. – Рига, Галерея LAPA, 1998;
Портрет старого города. – Рига, 2001.
Пушкинского «Графа Нулина» художница проиллюстрировала «для себя», в единственном экземпляре, который экспонировался на выставке в Москве. Творчество Антимоновой известно далеко за пределами Латвии – в России и Западной Европе. Ее учениками являются графики Наталья Быкова, Екатерина Грязева, Елена Лавринович и другие.
«Елена Антимонова одна из тех, кто придумал (или просто нашел) свой мир. Жила и работала она в 70-е, 80-е, 90-е, в начале XXI века, но постоянно возвращалась в прошлое, в те же двадцатые-тридцатые годы, когда она еще не родилась. И таким образом представляла в лучшем смысле – салонное, даже рафинированное, искусство. Не случайно на недавней выставке Сигизмунда Видберга в Латвийском национальном художественном музее были выставлены и работы Елены... И при этом она могла быть слегка хулиганкой. Когда недавно Елена проиллюстрировала эротические латышские дайны слегка фривольной, но при этом элегантной графикой, многие удивились. Елена Антимонова вообще была человеком тысячи талантов: в последние годы стала создавать еще и компьютерную графику», – писал в некрологе журналист Андрей Шаврей (Умерла художник Елена Антимонова, «Час», 04.10.2002.).
«В каждый приезд в Ригу, начиная с 1971 г., рядом с нами звучало имя художницы, которую сначала упоминали как молодую и очень талантливую, потом как высоко ценимую в узком кругу посвященных и творческих людей, потом как завоевавшую несмотря ни на что даже и официальное признание. Сегодня Елены Антимоновой нет среди живущих, но ее тонкие, лиричные, глубокие, иногда озорные графические работы, книжные иллюстрации, в том числе к античной классике, ее, наверное, последняя работа – иллюстрированная книга о ее родном городе, снискали ей безусловно заслуженное место в надоблачном ареопаге творцов, куда не нужны формальные рекомендации, анкеты и удостоверения члена союзов. Достаточно, если верить Коровьеву, посмотреть две-три ее графические работы. Она глядит на меня с паспарту на стенах квартир моих друзей, со страниц оформленных ею книг, с живописного портрета ее подруги и нашего хорошего друга, которой уже нет с нами. Сказав «она глядит», я не оговорился. В ее стройных длинноногих героинях, отстраненных, женственных, иногда бегущих, чаще парящих, я вижу ее такой, какой она была при единственной нашей встрече и знакомстве, тогда, в Риге 1971-го. Мы гуляли группой по городу, посетили знаменитое Райнисовское кладбище, то собирались вместе, то расходились, и все пытались догнать Елену, рассекавшую воздух все время где-то впереди. Такое ощущение совпадения объекта и субъекта у меня в жизни было пожалуй только от работ Зинаиды Серебряковой, с которой я конечно же не был знаком, но которая узнаваема на автопортретах и в изображениях большинства своих героинь. Единственная имеющаяся у меня гравюра Антимоновой, щедро подаренная мне близкой нашей знакомой тогда, когда художница еще была с нами и казалось, что так много ею сделано и, главное, будет сделано, что ее работы можно без оглядки дарить друзьям, смотрит на меня из-за стекла книжной полки. Когда я всматриваюсь в нее, меня переполняют благодарность за подарок и за возможность прикосновения к таланту, щемящее сожаление о быстротечности жизни, смутные мысли о вечности и избранности прекрасного», – делится воспоминаниями о художнице Блогер Mikha (Путешествие в Латвию в разных временах, или Попытка ностальгии, 16.01.2008).
Александр Малнач
Источники информации:
Светлана Хаенко. Елена Антимонова (1993)
Светлана Хаенко. Елена Антимонова (2004)
http://press.lv/post/russkaya-latviya-palitra-eleny-antimonovoj/