Екатерина Рощина-Инсарова

Екатерина Рощина-Инсарова

Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (11 июня 1883, Москва, Российская империя – 28 марта 1970, Париж, Франция) – русская театральная актриса. В середине 1920-х годов жила и работала в Риге, где создала "Камерный театр", который, однако, не выдержал конкуренции с Рижским Русским театром драмы.

Екатерина Рощина-Инсарова родилась в семье с давними театральными традициями. Широкой известностью в кругах театральной интеллигенции пользовался её отец Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия Пашенный), который обрёл славу пронзительного драматического артиста в амплуа героя-любовника с незаурядным сценическим даром. Однако конец его жизни был трагическим: Николай Рощин-Инсаров был застрелен в 1899 году в Киеве живописцем Александром Маловым, приревновавшим его к своей супруге. Это громкое убийство осталось в памяти современников-мемуаристов и в литературных сюжетах. Сестра Е. Рощиной-Инсаровой –  Вера Николаевна Пашенная – стала народной артисткой СССР. Екатерина же взяла сценический псевдоним отца и стала Рощиной-Инсаровой.

Рощина-Инсарова дебютировала как театральная актриса в 1897 году. В 1899 году её заметил известный театральный режиссёр Н.Н. Синельников, имевший репутацию первооткрывателя молодых театральных дарований, и пригласил начинающую актрису в свою киевскую труппу. Далее Е. Рощина-Инсарова играла в театрах Пензы, Самары, Астрахани, а также в московском театре Фёдора Корша. В 1905–1909 году она успешно выступала на сцене Петербуржского театра при Литературно-художественном обществе. Следующие два года играла в Москве у Константина Незлобина. Позднее выступала на сценах Малого и Александринского театров. В Малом театре  играла с 1911 года, а в 1913 году вновь отправилась в Санкт-Петербург, где начала работу в Александринском театре.

Игру Е.Н. Рощиной-Инсаровой характеризовала тонкость в передаче чувственных нюансов, глубина душевного проникновения в сложный образ, пластическая выразительность и неподражаемое изящество. Часто она играла с надрывом и чувством душевной усталости. В первую очередь современники отмечали особенное выражение в глазах Екатерины Рощиной-Инсаровой, страдающих и утешающих страдания, почти всегда мученических, но никогда не гневных, а если смеющихся, то как у ребёнка (примерная цитата одного из отзывов).  

Наиболее примечательные её роли: Катерина (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») и Элиза (по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион»), которые были сыграны в неподражаемой пронзительной манере и надолго запомнились любителям сценического искусства. Считается, что Мейерхольд специально поставил пьесу «Пигмалион» для того, чтобы «продемонстрировать» Рощину-Инсарову в роли Элизы.  Также можно отметить глубоко эмоциональное и проникновенное исполнение роли Нины в постановке по пьесе «Маскарад» М.Ю. Лермонтова. Из ролей, сыгранных в разные годы, надо назвать: роль Магды (в постановке по пьесе немецкого драматурга Германа Зудермана «Родина»), Даши (по пьесе Н. Потапенко «Любовь»), Маргариты Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына), Лулу (по произведению Анри Батайля «Обнажённая»), Норы (по пьесам Г. Ибсена), Финочки (по пьесе Зинаиды Гиппиус «Зелёное кольцо»), Вареньки (по драме Дмитрия Мережковского «Романтики»), Беаты (в постановке по пьесе Ф. Филиппи «Бесчестные»), Елизаветы Дроздовой (в спектакле по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»), Анны (по драме режиссёра и педагога Владимира Немировича-Данченко «Цена жизни»)

Е.Н. Рощина-Инсарова вышла замуж за графа Сергея Игнатьева. С ним она отправилась в эмиграцию, как потом оказалось, на всю жизнь. Сперва они выехали из Москвы на юг,  а в дальнейшем  отправились за границу. Эвакуироваться семье Игнатьевых помог Петлюра. В период эмиграции в Риме 19 декабря 1919 года у супругов родился сын Алексей, в будущем известный публицист и политический деятель. Впоследствии со своим мужем и сыном Екатерина Рощина-Инсарова переселилась в Париж, который стал пристанищем для многих деятелей культуры российской эмиграции. 5 января 1921 года она выступила на памятном вечере, посвящённом Л.Н. Толстому. В 1922 году приняла участие в спектаклях Русского театрального агентства «Ревность» М.П. Арцибашева.

В 1922 году Рощина-Инсарова была приглашена в Ригу, в Русский драматический театр. Однако отношения с руководством театра не сложились. В начале сезона 1923 года произошел курьёз: во время постановки «Горя от ума» (антрепренёр и постановщик Михаил Муратов) была прервана подача электричества, после чего кто-то открыл стрельбу, а затем последовал взрыв гранаты со слезоточивым газом. Муратов предпринял всё возможные меры для того, чтобы успокоить встревоженных зрителей: провёл эвакуацию, вызвал полицию, а также заверил любителей театра, что подобные инциденты более не повторятся. Однако публика несколько охладела к постановкам рижского Русского драматического театра, после чего финансовые показатели заведения резко ухудшились.

Через некоторое время Екатерина Рощина-Инсарова открыла собственную театральную студию и сформировала свою труппу - Русский камерный театр, просуществовавший два сезона, равно как и студия. Камерный театр Рощиной-Инсаровой находился в бывшем кино-павильоне в Верманском парке и являлся непосредственным конкурентом Русского драматического театра. Известно, что между двумя театрами эти два сезона велась ожесточённая борьба за зрителя, которую освещали ведущие русские периодические издания Риги. Нередко антрепренёры стремились опередить друг друга в постановке премьер и обновлении репертуара (как в случае с постановкой «Дамы с камелиями», которую быстрее осуществил Русский драматический театр, опередив Рощину-Инсарову).

Тем не менее, рижская театральная публика обожала Рощину-Инсарову, которая, хоть и немного времени провела в латвийской столице, но очень запомнилась театралам своей тонкой и изящной игрой. Прощальный вечер перед отъездом из Латвии Екатерина Рощина-Инсарова дала в здании Национального театра (бывший Русский театр на перекрёстке Николаевского бульвара (улица Валдемара) и Пушкинского бульвара (Кронвалда), где, по многочисленным отзывам театральных обозревателей, публика очень долго отказывалась отпускать её, вызывая из-за кулис.   

В 1925 году Рощина-Инсарова решила вернуться в Париж, где заняла достойное место в насыщенной жизни театрального Парижа. Во французской столице она давала еженедельные развлекательные спектакли в театре «Альбер», а материальную помощь в организации спектаклей ей предоставлял князь Феликс Юсупов. В 1926 году, в помещении театрального клуба «Комедия» был торжественно отмечен 25-летний юбилей сценической деятельности Рощиной-Инсаровой, который стал важным событием в жизни русской диаспоры Франции. Её поздравили И.А. Бунин, Надежда Тэффи, А.И. Куприн, В.И. Немирович-Данченко, К.Н. Бальмонт. В 1927 году она предприняла новую попытку вернуться к антрепренёрской деятельности (первая была в Риге), открыв собственный театр, но вскоре  вынуждена была оставить эту затею.    

В 1928 году после развода с Игнатьевым  Рощина-Инсарова начала  заниматься организацией литературно-художественных вечеров (это был один из её немногих заработков). С 1933 года она поселилась в парижском пригороде Булонь-Бийанкур, где также проживали известные представители русской эмиграции (Надежда Тэффи, Ирина Одоевцева). Она принимала активное участие в домашних спектаклях, давала уроки актёрского мастерства, организовывала любопытные литературно-художественные вечера. Рощина-Инсарова  открыла в Париже клуб для игры в бридж. В своей парижской студии актриса воспитала несколько поколений театральных актрис, из которых можно отметить Ани Вернье и французскую актрису русского происхождения Лилю (Елизавету Николаевну) Кедрову, которая первая из актрис русского происхождения получила премию «Оскар» (в 1964 году за роль мадам Гортензии в фильме «Грек Зорба» греческого режиссёра Микалиса Каккояниса).

Несмотря на то, что её неоднократно приглашали на родину, она отвечала отказом. В последний раз она вышла на сцену в 1949 году. В 1957 году она участвовала в вечере памяти своей близкой и душевной подруги писательницы Надежды Тэффи. Последние десятилетия жизни Екатерина Рощина-Инсарова провела в доме престарелых в пригороде Парижа Кормей-ан-Паризи, где скончалась на 87-ом году жизни и была похоронена на кладбище в Сен-Женевьев де Буа. 

Александр Филей

Источники информации:

Биографическая справка о Е.Н. Рощине-Инсарове имеется на интернет-ресурсе «Личности»:

http://www.persons-info.com/persons/ROSHCHINA-INSAROVA_Ekaterina_Nikolaevna/

Прозаическое произведение мемуарного характера Е.Н. Рощиной-Инсаровой «Русские сны в Париже» были опубликованы в журнале «Московский наблюдатель» в 1992 году. Также другой беллетристический текст Рощиной-Инсаровой «Играй сам, мерзавец, если ты со мной равен!» был издан «Московским наблюдателем» в №7 в 1993 году. 

Эссе «О Божество души моей» о Е.Н. Рощиной-Инсаровой было опубликовано на интернет-ресурсе http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/143530/54/Bezelyanskaya_-_Algoritm_lyubvi.html

Воспоминание-эссе Е.Н. Рощиной-Инсаровой опубликовано на интернет-ресурсе российского исторического журнала «Родина»: http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2981&n=141

Татьяна Власова. Отсвет серебряного века

 

Иллюстрации к теме