Рижский Второй городской театр
Второй рижский городской театр – Русский театр. Здание театра построено в 1899–1902 годах по проекту Августа Рейнберга (1860–1908). С 1919 года в этом здании работает Латвийский национальный театр.
Бывшее здание Второго (Русского) театра. Фото А. Беденко
Бульвар Кронвальда 2 (бывший Пушкинский бульвар)
На углу улиц Московской (2024 г. – ул. Латгалес) и Спасо-Церковной (Езусбазницас) в 80-х годах XIX века построили здание Русской ремесленной артели с залом для концертов. Здесь, в воскресный день, 2 октября 1883 года, в семь часов вечера, приглашенная из Пскова театральная труппа антрепренера Лаврова (псевдоним провинциального режиссера и актера Ефима Соколова), дала спектакль «Майорша» по сочинению Ипполита Шпажинского, а также водевиль в одном действии «Не зная броду, не суйся в воду» Дмитрия Мансфельда. Как сообщала афиша того времени, билеты в первый и второй ряд были по полтора рубля, а последний ряд и галерка соответственно по 40 и 25 копеек. Так открылся первый сезон Русского театра в столице губернии.
Сцена здесь была маленькой, мало подходящей для театральных спектаклей. В помещении дышалось трудно: дымило печное отопление, добавляли угару газовые рожки. Вероятность возникновения пожара была весьма высокой. Уже через 18 дней труппе предложили другие подмостки – в недавно построенном четырехэтажном доме Русского общества «Улей». Здание, где и сейчас находится театр, принадлежало «3-му рижскому обществу взаимного кредита» (о чем свидетельствует гранитная плита на фасаде), им руководил купец С. Климов. Построен этот дом в стиле классицизма в 1882 году по проекту архитектора Рейнгольда Георга Шмеллинга (1840–1917).
Первый этаж занимали помещения для торговли, в том числе и известный магазин Майкапара. На втором и третьем находились большой танцевально-концертный зал, сцена, помещения для репетиций, гардеробные, музыкальная комната и буфет. Труппа Лаврова давала здесь представления почти полгода, сыграв более 60 спектаклей. По большей части, в репертуаре преобладала русская и зарубежная классика: Островский, Гоголь, Грибоедов, Шиллер, Шекспир. Однако отсутствие средств вскоре побудило труппу отбыть из Риги в поисках лучшей доли. Но русские горожане, почувствовавшие вкус к лицедейству на сцене, без желанных зрелищ не остались. Новые актерские коллективы стали приезжать в Ригу уже не только из провинции, но и из столицы. Правда, были они не многочисленны. Декорации рисованные, нескольких штук хватало на все случаи жизни. Чуть ли не главной фигурой считался суфлер. Спектакли играли два раза в неделю. Антрепренер, зачастую был и ведущим актером, и постановщиком. Даже репертуарно случайные антрепризы имели успех, но было ясно, что Русский театр, как таковой, на голом энтузиазме и без финансовой поддержки не состоится.
За помощью представители русской общины обратились к недавно назначенному губернатором Лифляндии Михаилу Зиновьеву. В 1886 году они подали ему прошение о финансировании театра из государственной казны. Губернатор поручил Рижской думе изучить вопрос с целью изыскать на эти цели средства из городского бюджета. Театру определили ежегодное «довольствие» в размере 5000 рублей. При этом назначили комитет, надзирающий за их целевым использованием. Позже, в 1901 году комитет будет преобразован в Управление Русского театра в Риге…
Финансовая стабильность дала толчок развитию, расширению репертуара, привлечению профессиональных актеров. Театр зажил новой жизнью: премьеры, аншлаги, успех. Вот, что писала латышская газета «Балтийский вестник» в 1887 году: «Сравнивая русский театр с немецким и латышским, следует признать, что для него характерно нечто особое, своеобразное. Это относится к постановкам… оригинальных пьес, в которых отображена русская жизнь, русский характер». Понимая, что национальный театр открывает дорогу развитию русской культуры в крае, Лифляндский губернатор Владимир Суровцев в апреле 1897 года ставит вопрос перед городской Думой о строительстве постоянного здания для театра. Власти Риги дают согласие на постройку с условием, что во Втором городском (он же Русском театре), в свободные дни смогут проходить представления на латышском.
Место под застройку отвели на углу улиц Николаевской (ныне – ул. Кришьяня Валдемара) и Пушкинского бульвара (с 1923 г. – бульвар Атиса Кронвальда). Открытый конкурс завершился в 1898 году шестью представленными работами. Достойным первого приза – 800 рублей и принятым к реализации признали проект рижанина (жившего в то время в Санкт-Петербурге) Августа Рейнберга. Петербургский профессор Виктор Шрётер внес в него небольшие коррективы и 12 января 1899 года проект пошел по инстанции. Утвердили смету: в 315,5 тысяч рублей и источник финансирования – резервный фонд городской казны, предусмотрев в нем еще 10 тысяч на реквизит. При строительстве смету превысили на 25 000 рублей. Объяснение тому – при исследовании грунта под фундамент, ближе к каналу, обнаружились трехвековые сваи снесенной части Цитадели, фрагмент мощеной дороги и обрывки электрокабеля, проложенного еще в 1852 году для телеграфной связи из Риги в Даугавгриву. Взвесив варианты, доставать ли все это из земли или построить театр на сваях, остановились на последнем. За полтора года в грунт забили почти полторы тысячи дубовых свай. 1 июля 1900 года в землю опустили капсулу – послание потомкам с планами здания и описаниями на русском, латышском и немецком языках.
В 1902 году театр открыл свои двери. Сюда приезжает уже известный в России 43-летний антрепренер Константин Незлобин (Алябьев). Осенью первым зрителям представлена пьеса Островского «Снегурочка». В зале – 808 мест, входные билеты одновременно служат и номерками гардероба. Любопытно, что костюмы для премьеры в свое время создала по рисункам Виктора Васнецова жена Незлобина – Аполлинария. Она, потомок известного рода меценатов Морозовых, училась в Академии художеств, руководила костюмерной в антрепризе мужа. В его отсутствие исполняла обязанности администратора театра. Благодаря ее трудам считалось, что «незлобинские» костюмы могут поспорить за первенство с «мхатовскими». Девять лет, в течение которых Незлобин руководил рижским театром, критики называют лучшим периодом в его дореволюционной истории. Вот что об этом писал бывший главный режиссер рижского театра Русской драмы, достойно служивший в нем 25 лет, Аркадий Кац. «Особенную роль сыграл приход в театр Константина Незлобина. Приехав из Нижнего Новгорода, он привел с собой целую труппу талантливых актеров: Павлу Вульф, Владимира Неронова, Анатолия Нелидова. Большую роль сыграл в жизни театра приход группы актеров из МХАТа. Они в 1902 году покинули свой театр и переехали в Ригу. Так в рижской труппе появились Мария Роксанова, Харламов, Михайловский. Приехала Мария Андреева. Вместе с ней приехал Максим Горький. Именно в эти годы ставятся его пьесы, сыгравшие немалую роль в известности театра. Особенно постановка «Дачников». Ставил спектакль Константин Марджанов… На сцене театра ставит свои спектакли и молодой режиссер Александр Таиров».
В 1909 году Незлобин уехал из Риги. Но потом еще не раз сюда возвращался. Он работал здесь в 1914-1915 году, потом – в середине 20-х. Позже, созданный им Народный театр, давал спектакли на Московском форштадте, затеем в Даугавпилсе. В 1930 году в этом городе прервалась жизнь 73-летнего талантливейшего антрепренера и режиссера. Похоронен он на Ивановском кладбище в Риге, где установлен и памятник.
Управлению Русского театра, преобразованного в Общество гарантов, ставятся уже иные задачи: не надзирать, а финансово обеспечивать существование театра. К 1912 году число гарантов выросло до 130, а предоставляемая ими сумма достигла 11 500 рублей в год. Столько же к тому времени выделяла и городская дума. Мирную жизнь театра прервала Первая Мировая война.
В 1921 году театр, возрождённый после войны и революции, начал работать в арендованных помещениях Рижского Латышского общества. Здание же бывшего Второго городского театра было передано Латвийскому национальному театру.
В доме Рижского латышского общества Театр русско драмы открыл сезон спектаклем «Горе от ума» Александра Грибоедова. Началась новая веха в истории театра. Напоминает об этом табличка, установленная перед сценой Золотого зала. Лишь через 20 лет творческий коллектив вновь обретет свою постоянную прописку в здании общества «Улей», где находится и поныне.
«Когда я пришел в театр, продолжает Аркадий Кац, то застал целую группу актеров, работающих в Латвии еще со времен эмиграции: Шаховского, Александрова, Бунчук, Барабанова… Можно назвать любое крупное актерское имя – все они в разные годы работали на сцене Рижского театра русской драмы. Этот список по праву может возглавить Михаил Чехов». Впервые племянник Антона Павловича Чехова попал в Ригу 1922 году; МХАТ приехал в столицу Латвии на гастроли. И спустя десять лет, когда, по его словам, новая Россия его не поняла и не приняла, вернулся сюда. Здесь он не только занимался режиссурой, учениками своей мастерской, но за два года успел сыграть незабываемые роли. В Русской драме он играл Гамлета и Хлестакова, Фому Опискина в «Селе Степанчиково», в Латвийском национальном театре – Эрика XIV, Иоанна Грозного, Мальволио. По воспоминаниям бывшей «студийки» Чехова, впоследствии известного режиссера и педагога Марии Кнебель, «когда люди смотрели спектакль «Потоп» с его участием, в обморок падали. Такая у этого актера была энергетика». Наверное, он мог сделать в Риге значительно больше, но с установлением авторитарного режима, актеру не продлили вид на жительство под предлогом «отсутствия постоянного заработка». Михаил Чехов был вынужден эмигрировать в Америку.
В 1925 году театр преобразован в Товарищество «Театр Русской драмы». Главным режиссером стал барон Рудольф Унгерн, работавший с Всеволодом Мейерхольдом, в прошлом артист театра Веры Комиссаржевской. Здесь сохранили систему бенефисов и традицию продолжительных гастролей. Благодаря его умелому руководству, театр, преодолевая трудности, продолжал работать. На его сцене впервые ставились пьесы Михаила Булгакова и Евгения Замятина, русская и западная классика, постановки советских драматургов. Здесь ярко блистали Мария Ведринская и Юрий Юровский и многие другие артисты, а также гастролёры..
Во время войны деятельность театра приостанавливается. Вновь обретший теперь уже постоянную прописку на улице Калькю 15 (в бывшем доме общества "Улей") Русский театр в 1945 году принимает первых зрителей. В разные годы его возглавляют выдающиеся режиссеры Вера Балюна, Сергей Радлов, Павел Хомский, Аркадий Кац. Они обогатили репертуар постановками классических пьес и современной драматургией. Театр не ограничивается рамками драматического жанра: диалог, музыка, танец, пантомима становятся неотъемлемой частью постановок. В сложные 90-е, когда театр остался без художественного руководителя, директор Эдуард Цеховал приглашает ярких режиссеров из России: Романа Козака, Романа Виктюка, Александра Галибина, Аллу Сигалову. Поддержку театру, как и в давние времена, начинает оказывать Общество гарантов театра, созданное ведущими предпринимателями Латвии. В 2006 году, в знак преемственности традиций ХIX–XX веков, отдавая дань памяти гениальному режиссеру, театр вписывает в свое название имя Михаила Чехова.
В октябре 2008 года Рижская дума, собственник здания, начинает радикальную реконструкцию. По завершению здание станет доступным для людей с ограниченными возможностями, появятся лифты, будет передвинута сцена. Фасад сохранит свой исторический облик. Башня, пристроенная во время реконструкции 1967 года, будет снесена, службы находящиеся в ней разместят в основном здании. Большой зал сможет принять 530 зрителей, а Малый – до 100 зрителей. Но театр ни на день не прекращает работу: труппа играет спектакли на разных сценах – ДК ВЭФ, Дома Москвы, Театра Дайлес, активно гастролирует. Одно из ярчайших событий последних лет театральный проект «Русский смех», в котором заняты актеры трех балтийских столиц. Эта постановка Романа Козака по трем произведениям Фёдора Достоевского всегда собирает аншлаги. А в планах Эдуарда Цеховала – создание Балтийской Ассоциации Русских театров.
Олег Язев
P. S. В 2010 году работы по реконструкции здания Рижского русского театра имени Михаила Чехова были успешно завершены.
См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига, 2010.
Текст приводится с небольшими сокращениями.
Источники информации:
- И.Л. Лукаш. Русская драма в Риге. – Перезвоны, №1 (Рига), 1925.
- Н.А. Филаткина. Морозовы и русский провинциальный театр рубежа XIX века. – Москва, 2000.
- «Сегодня», № 89, 30.03.1933.
- Latvijas Enciklopēdija. – Rīga, 1995.
- РГАЛИ, фонд 2328.
- П.А.Марков. История моего театрального современника. – Театр, 1968.
- М. Волошин. Средоточенье всех путей. – Москва, 1989.
- А. Кац. Бумажный театр. – Урал, № 2, 2001.
- Рижский театр и рижский зритель. – Дружба народов, № 11, 1978.
- Сайт театра: www.trd.l
- Зодчие Санкт-Петербурга XIX–начало XX века. – Санкт-Петербург, 1998.