Частная женская гимназия Л.И. Тайловой

Частная женская гимназия Л.И. Тайловой

Людмила Ивановна Тайлова (1851–1938) родом была из купеческой семьи, из Митавы (Елгавы). Образование будущая директриса получила в "Нöhеге Тöchterschule", ибо в те времена русских женских школ в Прибалтийском крае практически не было.

Уже в юности Людмила Ивановна решила посвятить себя педагогической деятельности. 10 января 1884  г. она открыла 4-х классное училище для подготовки учениц в младшие и средние классы гимназии. Верными помощницами Л.И. Тайловой были ее сестры: Евлампия Ивановна Тайлова и Ольга Ивановна Руцкая, позднее  к ним присоединилась – Галина Ивановна Лисицына.

В 1892 г. школа получила право выдавать дипломы на звание домашней и начальной учительницы. В 1902 г. училище было преобразовано в женскую гимназию со всеми правами. В 1911 г. гимназия перешла в помещение по ул. Антонияс 13. Здесь гимназия работала до своего закрытия в 1932 г. Правда, во время первой мировой войны гимназия эвакуировалась в Москву. Но уже в 1918 г. Л.И. Тайлова вернулась в оккупированную немцами Ригу и возобновила работу своего учебного заведения, несмотря на то, что преподавание в школах было разрешено только на немецком языке.

После создания Латвийского государства гимназия переживает свой второй взлет. Наибольшее число учениц в гимназии было в начале 20-х годов. Потом их число стало падать. В начале 30-х годов в гимназии обучалось 250-300 учениц. Всего же аттестаты об окончании этого учебного заведения получили до 1600 учениц. В 1924 г. торжественно отмечалось 40-летие гимназии. Газета Сегодня по этому случаю писала, что гимназия Л.И. Тайловой – "это общественное достояние, и все, кому дороги интересы просвещения в Латвии <...> должны сегодняшний день считать праздником культуры".

Между тем, разразившийся в конце 20-х годов экономический кризис тяжело ударил по гимназии. Плата за обучение стала поступать нерегулярно, родители учениц задолжали гимназии до 8 тыс. латов. Соответственно гимназия не смогла вовремя внести плату за арендуемое ею помещение. Возникли перебои с выплатой жалованья учителям. А вскоре наступила печальная развязка. 1 июля 1932 г. состоялось последнее заседание Педагогического совета гимназии. Известие о закрытии гимназии Л.И. Тайловой с сожалением было встречено не только в русских кругах, но и среди тех рижан, кто не будучи русским, отдавал своих детей учиться в эту школу. Откликаясь на это грустное событие, газета Сегодня отмечала: "Людмила Ивановна давно заслужила отдых, давно носилась с мыслью передать гимназию в более молодые руки, но не успела вовремя это сделать, а среди ее сотрудников не оказалось твердой воли вступить в дело и повести его дальше".

Гимназия Л.И. Тайловой не была единственной из частных гимназий, не сумевших пережить кризис. Можно предположить, что наряду с чисто финансовыми проблемами, свою роль сыграла и неудовлетворенность части молодежи раздельным обучением, рассматривавшимся как пережиток прошлого. В частных гимназиях, в т.ч. и у Л.И. Тайловой, обучались в основном дети из состоятельных семей, подчас не особо радивые ученики. Если перелистать архивные документы гимназии, бросается в глаза сравнительно невысокая успеваемость учащихся. Вместе с тем, Л.И. Тайловой был подобран неплохой педагогический коллектив. Еще в начале 1990-х годов бывшие воспитанницы гимназии с пиететом вспоминали своего учителя математики Иллариона Димитриевича Петрова, учительницу словесности  Лидию Сергеевну Скурбе, учительницу по природоведению Руфину Алексеевну Потапову и мн. др.

Несмотря на то, что гимназия закрылась в 1932 г., в 1934 г. она все же отметила свой полувековой юбилей. Бывшие ученицы, учителя, представители русской общественности: С.А. Коренев, М.Д. Кривошапкин, Н.И. Шалин, И.Ф. Юпатов приветствовали Л.И. Тайлову.

Скончалась Людмила Ивановна в возрасте 86 лет, в 1938 г. Последние годы она провела при очень скромном материальном достатке, посвятив себя воспитанию детей своей племянницы Н. Алексеевой (в частности, в будущем протоиерея о. Георгия Тайлова). Л.И. Тайлова тяжело переживала крах своего дела. "Шестьдесят лет я жила поэзией,– вспоминала она, – теперь для меня наступила проза. Я пошла в школу по призванию. В ней была вся моя радость, вся цель жизни. Теперь я не у дел. И мне тяжело".

Татьяна Фейгмане

Иллюстрации к теме