Главная > Темы > 1967
Саласпилсский мемориал жертвам нацизма

Саласпилсский мемориал жертвам нацизма

     Саласпилсский мемориал в Латвии - Рижский край

Здесь стонет земля

        Фото А. Беденко

 

На 18-м километре шоссе Рига-Даугавпилс начинается дорога, которая ведет к месту, где в годы Второй мировой войны находился Саласпилсский концентрационный лагерь. Свою кровавую историю комплекс лагерей, созданных фашистами в этих окрестностях, ведет с октября 1941 года, когда он был построен силами самих узников. Только в процессе строительства умерло до пяти тысяч. В сообщении  Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников отмечалось, что здесь погибло 56 тысяч мирных граждан, 47400 советских военнопленных и огромное количество лиц еврейской национальности, привезенных из различных стран Европы.     

Попавших сюда, за людей не считали: неспособных к работе из-за физического истощения, расстреливали на месте. Здоровые молодые люди за несколько недель превращались в калек. Голод толкал на отчаянные поступки. Неподалеку был старый липовый парк. Пленные ободрали и съели всю кору с деревьев. В лагере громоздились  штабеля трупов, которые постепенно вывозили в ров. Известный советский драматург Всеволод Вишневский, работавший в годы войны военным корреспондентом «Правды» и посетивший это место в 1944 году, так описывал увиденное: «Саласпилс… Двойные ряды проволочных заграждений полевого типа. Между ними – мотки спиралей «Бруно». По углам вышки, где стояли пулеметы. Ночами лагерь обшаривали прожекторы, лучи которых насквозь пробивали не только окна, но, казалось, и тонкие фанерные стены… Черная голая земля. Вся трава, все коренья – все, решительно все было выщипано голодавшими заключенными».   

Фашисты отправляли сюда советских военнопленных, политзаключенных, тех, кто уклонялся от всеобщей трудовой повинности, латгальских крестьян, «пособников партизан» из Белоруссии, Псковской и Ленинградской областей. В лагерь помещали и  литовских высших офицеров, которые отказались принять участие в создании легиона Ваффен СС, дезертиров, сбежавших из Латышского легиона или уклоняющихся от службы в немецкой армии, участников латышского национального сопротивления. Так, среди заключённых был лидер этого движения – профессор Константин Чаксте, который погиб при переводе узников из Саласпилса в лагерь Штутхоф в конце войны. Целыми составами из Германии, Австрии, Чехии, других стран покоренной Европы сюда везли еврейские семьи. Перед отправкой гитлеровцы объявляли им, что увозят на работу до конца войны. Приказано было взять с собой все вещи, которые, однако, грузили отдельно. Многие из них догадывались, что эта поездка в один конец. Детей отбирали у родителей и содержали в отдельных бараках. Смертность была чрезвычайно высокой. Малолетние умирали от истощения, отбора крови для немецких солдат, опытов с ядами, проводимых на подростках. В 1944 году, с приближением Красной армии к границам Латвии, гитлеровцы спешно стали заметать следы преступлений. Черный дым костров постоянно висел над Саласпилсом. Спецкоманды узников направили разрывать захоронения и сжигать трупы, чтобы не оставлять свидетельств содеянного. После чего лагерь был сожжен вместе со всеми документами.

В начале 60-х годов прошлого века правительство Латвийской ССР приняло решение увековечить память жертв Саласпилсского лагеря, построить здесь  мемориал. Этот ансамбль, созданный скульпторами Л. Буковским, Я. Зариньшем, О. Скарайнисом; архитекторами Г. Асарисом, О. Закаменным, О. Остенбергом, И. Страутманисом, открыт в 1967 году. Его авторы реализовали свою творческую идею как синтез архитектурных и скульптурных форм. Так, архитектура играет здесь роль не только организатора пространства и фона для скульптуры, но является самостоятельной компонентой ансамбля, где каждый элемент подчинен общему замыслу. Основная идея мемориала воплощена в камне как протест против насилия, бесчеловечности, войны и  солидарность борцов против фашизма. Сразу за поворотом дороги, на месте бывшего лагеря была установлена огромная бетонная стена длиною в 100 метров, высотой – 12,5 метров, один конец которой как бы вязнет в земле, а второй – приподнят кверху, образуя относительно низкий треугольный проем входа. Гигантскими размерами и цветом, резко контрастирующим с живой природой, стена вызывает гнетущее впечатление, которое усиливает надпись: «За этими воротами стонет земля». От ворот простирается выстланная бетонными плитами площадь с установленными на ней фигурами. У скульптур, высотой от 4,5 до 12 метров, нет постаментов, они как бы вырастают из земли. Темы монументов обозначены так: «Униженная», «Мать», «Солидарность», «Клятва», «Рот-фронт!» и «Не сломленный». Композицию в единый ансамбль объединяет  круговая дорога, так называемая «Дорога страданий», которую проложили некогда вдоль бараков сами узники. Особое значение авторы ансамбля  придавали размерам скульптур (до 16 м), которые в процессе работы неоднократно увеличивались. Они как бы противопоставлены естественным пропорциям человека и служат идее возвышения и возвеличивания Человека-борца в страшных условиях несвободы. Вытянутость пропорций, отсутствие постаментов, четкость почти архитектурных форм отличают своеобразие скульптур Саласпилса.

Над территорией мемориала разносится мерный звук метронома, напоминающий биение  сердец тех людей, которые здесь боролись, страдали и погибали. Хотя трагедия лагеря очевидна любому здравомыслящему человеку, не раз предпринимались попытки в национальной прессе и высказываниях иных историков интерпретировать факты. Концлагерь пытались именовать расширенной полицейской тюрьмой и лагерем трудового воспитания. Бесспорно, многие документальные свидетельства того, что происходило за колючей проволокой, утрачены. Гитлеровцы, осознавая содеянное, тщательно уничтожали архивы, но еще живы те, кто прошел этот ад, кто может свидетельствовать о преступлениях нацизма против человечности. Кропотливую исследовательскую работу по поиску мест захоронений жертв нацистов ведут русские историки и латвийские энтузиасты-исследователи. К числу последних относится и молодой историк-краевед Влад Богов, усилиями которого в январе 2010 года была открыта фотодокументальная выставка «Приговоренные нацизмом. Концлагеря и лагеря военнопленных на территории Латвии в 1941-1945 гг.», развернутая в Доме Москвы.

 

                      Николай Сурин

   Источники информации:

  1. Энциклопедия «Рига», Р.1989, стр.650.
  2. С. Хаенко. Лев Буковский. М. 1982. С. 17-18.
  3. Памятники культуры Латвийской ССР. Р. 1968. С.75-77.
  4. Газета «Советская Латвия» №№ 228-232. 27.09-02.10. 1959.

Связанные темы

Эльвира Иляхина