Архиепископ Иоанн (Поммер)
Иоанн (Янис) Поммер (6/18 января 1876 года, Лифляндская губерния, Российская империя – 12 октября 1934 года, Рига, Латвийская Республика) – архиепископ Рижский и Латвийский с 1921 по 1934 год. В 2001 году прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских и канонизирован в лике местночтимых святых.
Иоанн (Янис) Андреевич Поммер родился в Лифляндской губернии (хутор Илзессала, Венденский уезд, теперь – Праулиенская волость, Мадонский край) в многодетной латышской православной семье (было еще три родных брата и две сестры). В 1887 году зачислен в Рижское православное духовное училище, по окончании которого в 1891 году поступил в Рижскую духовную семинарию. Семинарский курс окончил в 1897 году.
В 1897-1899 годах работал народным учителем в Ляудонской приходской школе. В 1899-1900 годах учитель в Либаве (Лиепая). Затем обучался в Киевской духовной академии, которую окончил в 1904 году. В 1903 году, по совету Иоанна Кронштадтского, принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в иеромонахи. С 1904 года в Черниговской духовной семинарии преподавал Священное писание. С 1906 года инспектор Вологодской духовной семинарии. Участвовал в наведении порядка в семинарии во время Первой русской революции. Проявленный характер и принципиальность способствовали быстрому дальнейшему продвижению по службе. С 1907 года архимандрит, ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря.
11 февраля 1912 года в Санкт-Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа и назначен епископом Слуцким, викарием Минской епархии. С 4 апреля 1913 года епископ Таганрогский и Приазовский, викарий Екатеринославской епархии. С 7 сентября 1917 года епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.
С 22 апреля 1918 года архиепископ Пензенский и Саранский. Успешно вел борьбу с обновленцами. За что один из сторонников так называемой «народной» церкви 9 мая 1918 года ранил владыку в ногу. Верующие хотели расправиться с злоумышленником, но вмешательство архипастыря спасло ему жизнь. В сентябре–октябре 1918 года и в ноябре 1919 – феврале 1920 годов находился под арестом в ЧК.
В феврале и августе 1920 года на съездах представителей духовенства и мирян Латвийской православной церкви (далее – ЛПЦ) было принято решение пригласить архиепископа Иоанна в Латвию, для руководства вдовствующей ЛПЦ (с 14 января 1919 года, после убийства епископа Платона (Кульбуша), Рижская епархия была без правящего архиерея). Из-за сложностей контактов с Русской Православной Церковью (далее – РПЦ) и необходимости получить разрешение на въезд от властей Латвии, лишь 24 июля 1921 года архиепископ прибыл в Ригу. Незадолго до этого, 21 июня 1921 года, святейший патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) даровал ЛПЦ автономию в составе РПЦ.
Приехав в Латвию владыка Иоанн нашел ЛПЦ в тяжелом положении: многие храмы были разорены войной, паства разрознена и деморализована, часть церковного имущества (иконы, колокола, книг, церковные архивы) в 1915 году была эвакуирована в Россию и оставалась там, часть недвижимости национализирована или передана другим владельцам (в том числе архиерейская резиденция в Старой Риге и владыка вынужден был поселиться в подвале кафедрального Христорождественского собора). Духовного образования и православных периодических изданий в стране не было, а материальные средства церкви скудны. Власти нового государства к Православной церкви были настроены негативно, если и не хотели ее уничтожить полностью, как большевики в России, то уж точно не желали способствовать ее деятельности. В начале 20-х годов архиепископ Иоанн (Поммер) положение ЛПЦ характеризовал как полнейшую нищету. Также указывал, что церковь окружена сплошной ненавистью и злобой.
Тем не менее по статистическим данным 20-30-х годов XX века, в Латвии проживало ок. 170 тыс. православных. Что составляло немногим менее 10% от всего населения страны. Из них ок. 105 тыс. были русские, и ок. 55 тыс. латыши (из прочих – прим. 10 тыс. человек, большая часть были белорусы). В итоге, Православная церковь была третей по количеству прихожан (после Евангелически-лютеранской и Римско-католической церквей) и соответственно одной из влиятельнейших религиозных организаций страны.
Дабы наладить жизнь церкви и паствы приходилось работать не покладая рук. В первой половине 20-х годов архиепископ Иоанн вынужден был постоянно отбиваться от попыток еще и еще что-то у ЛПЦ отобрать. Одной из задач владыки было получить полное признание Православной церкви со стороны властей. Общего закона о религиозных организациях в стране не существовало и поэтому каждой отдельной конфессии приходилось добиваться принятия специального положения о правовом статусе в государстве.
Под руководством владыки церковь оказывала широкую поддержку нуждающимся, которых, особенно в первой половине 20-х годов, было множество. О широкой деятельности на этом поприще свидетельствует огромный персональный архив Иоанна (Поммера), состоящий из 65 дел (некоторые 200 и более листов), многие из этих документов составляют письма архипастырю с просьбами о помощи. Очевидно, что если бы владыка не откликался на такие обращения, то их было бы намного меньше.
Архиепископ Иоанн ценил обе части своей паствы - русских и латышей, всегда относился и к тем и другим с уважением и любовью. В этой связи стоит вспомнить, что свои проповеди перед прихожанами, речи, выступления на церковных Соборах часто произносил двуязычно, говоря попеременно то на одном, то на другом языках, обеими из которых владел перфектно.
Придерживался консервативных взглядов, считал ЛПЦ хранителем опыта и традиций дореволюционной РПЦ. Об этом например говорит название доклада владыки Иоанна произнесенного на Вселатвийском Соборе 1923 года: «Верность православных христиан Латвии Святой православной Восточно-кафолической церкви». К новым течениям в православии, в том числе к некоторым идеям русских религиозных философов относился скептически. Однако, долгое время, дабы не усугублять и так полную конфликтов церковную жизнь русского зарубежья, мирился с этим.
Осенью 1923 года на Соборе был принят единый устав ЛПЦ, который в начале 1924 года зарегистрировали в Министерстве внутренних дел. Что определило четкие правила и стало большим шагом к налаживанию нормального жизни всей церковной организации. С 1923 года на русском и латышском языках начали издавать духовный журнал «Вера и жизнь» (Tīcība un dzīve), ставший официальным печатным органом ЛПЦ.
В 1925 году архиепископ Иоанн (Поммер), дабы более эффективно отстаивать интересы Церкви и паствы, пошел на выборы и стал депутатом сейма. В 1928 и 1931 годах вновь переизбирался и вплоть до 1934 года бессменно состоял членом законодательной власти в Латвии.
Постоянно контактировал с представителями различных учебных заведений, много сделал для развития образования в Латвии. Огромна была его роль в деле поддержки русских школ.
Архиепископ Иоанн был почётным филистром русской студенческой корпорации «Sororitas Tatiana».
Благодаря его усилиям 8 октября 1926 года Кабинет министров Латвии принял «Правила о положении Православной церкви», имевших силу закона. Теперь правовой статус ЛПЦ был полностью определен и больше не зависел от произвола чиновников. Кроме того церкви были гарантированы ежегодные государственные субсидии. С 1 декабря 1926 года за счет этих денег удалось возобновить работу Рижской православной духовной семинарии (действовала с 1851 по 1918 год, с 1915 года находилась в эвакуации в Нижнем Новгороде), так необходимой для пополнения клира. В 1927 году из СССР удалось реэвакуировать значительную часть церковного имущества.
К второй половине 20-х годов жизнь ЛПЦ стабилизировалась. Многие проблемы теперь удавалось решать за счет того, что Латвия вышла из состояния послевоенной разрухи и в стране начался экономический подъем. Осенью 1931 года в Риге, по настоянию общественности (сам владыка отказывался), было торжественно отмечено десятилетие архипастырского служения архиепископа Иоанна (Поммера) в Латвии.
Однако в том же 1931 году общая ситуация стала резко меняться в худшую сторону. В Европу из США пришел экономический кризис, в стране начался экономический спад, выросла безработица. Государство стало сокращать расходы, в том числе были уменьшены субсидии церквам. Все это сказывалось на материальном положении паствы и церкви.
Политический вектор качнулся вправо. Повсеместно росла напряженность и нетерпимость. Именно в эти годы архиепископ Иоанн стал подвергаться сильным нападкам недругов. О нем распускались лживые слухи. Кроме того ряд священнослужителей оказался замешан в незаконной растрате церковных средств. По словам очевидцев, в это время владыка выглядел совершенно измотанным.
15 мая 1934 года в стране произошел государственный переворота и был установлен авторитарный режим К. Улманиса. Сейм был распущен, деятельность политических партий прекращена, свобода слова и печати ограничена. Период парламентской демократии закончился и ЛПЦ теперь приходилось существовать в совершенно других условиях.
В ночь с 11 на 12 октября 1934 года владыка Иоанн принял мученическую смерть. Он был убит на архиерейской даче Озолкалнс, на окраине Риги. Нападавшие подвергли его пытке, потом, чтобы скрыть следы преступления, дачу подожгли. Найденное тело было сильно изувечено. Именно так, трагически, закончился земной путь святителя Латвийского - архиепископа Иоанна (Поммера). Злодеяние так и не было раскрыто. И сейчас существует множество различных версий произошедшего, но до сих пор неизвестно кто это совершил.
Для православных Латвии убийство владыки стало сильнейшим потрясением. Можно сказать, что был потерян близкий друг, являвшейся мудрым наставником и защитником. В последний путь архиепископа провожали представители православных приходов, различных организаций, общественные деятели, обычные люди (в похоронах участвовало ок. 100 тыс. человек). Траурная колонна растянулась на несколько километров от Рижского кафедрального Христорождественского собора до Покровского кладбища. Синод ЛПЦ, в эти трагические дни, получил большое количество писем и телеграмм с соболезнованиями.
Еще до падения безбожного режима в России архиепископ Иоанн (Поммер) был причислен к лику святых Русской православной церкви заграницей. Канонизировала его и Сербская православная церковь. 17 июня 2001 года решением Св. Синода РПЦ прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 24 сентября этого же года в Риге, на Соборе ЛПЦ было принято определение о канонизации священномученика Иоанна в лике местночтимых святых.
4 октября 2003 года состоялось перенесение незадолго до того обретенных мощей из Покровского кладбища, в собор Рождества Христова в Риге. 27 мая 2006 года указом митрополита Александра (Кудряшова) были учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского.
Сергей Цоя
Источники информации:
Аристова К.Г. Обновленчество в Пензенской епархии в 1917-1923 гг.: первые уроки Советской власти. – М.: Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, 2012. С. 86-102, 227-230;
Латвийская православная церковь 1988-2008 гг. – Рига: Издание Синода Латвийской православной церкви, 2009. С. 7-8, 114-128;
Феофан (Пожидаев), игумен. Колокол на башне вечевой. Житие и труды священномученика архиепископа Иоанна (Поммера). – М.: Издание Сретенского монастыря, 2005;
Цоя С.А. Латвийская православная церковь в 20-30 годы XX века (исторический очерк). В кн.: Альманах. Вып. XXXVIII. Архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн (Поммер): жизнь и судьба в эпохе. Мазур С.А. (ред.). – Рига: Издание общества Seminarium Hortus Humanitatis, 2015. С. 20-24
Ин. Ефросиния. Возвращение. – Покровское кладбище. Слава и забвение. – Рига, 2004
Димитрий Левицкий. Загадка следственного дела об убийстве архиепископа Иоанно (Поммера)
Юрий Сидяков. Иоанн (Поммер) глазами биографов, историков и публицистов
Надежда Дёмина. Рижская церковь во имя св.пророка Иоанна Предтечи
История в письмах. Из архива архиепископа Иоанна Поммера. Интервью с Ю.Л. Сидяковым
Пензенская паства епископа Иоанна
Димитрий Левицкий. – Загадка следственного дела об убийстве архиепископа Иоанна (Поммера)