Михаил Пашков
Михаил Алексеевич Пашков (17/29 декабря 1853, Российская империя – 12/25 января 1908, Берн, Швейцарская Конфедерация) – генерал-лейтенант, губернатор Лифляндской губернии (1901-1905). Почётный председатель Управления Русского театра в Риге и Рижского отделения «Императорского Русского музыкального общества».
Михаил Алексеевич Пашков происходил из дворян Московской губернии. Его отец – Алексей Егорович Пашков (1821-1896) – майор. Мать – Юлия Николаевна Пашкова (урожд. Муравьёва; 1825-1878) – дочь Николая Назарьевича Муравьёва, историка-археолога, сенатора, тайного советника. Кроме Михаила в семье был ещё один сын – Алексей Алексеевич Пашков (1849-1903).
Роды Пашковых и Паскевичей (Пашкевичей) имеют один корень и у гербов этих родов есть сходства. Предок М.А. Пашкова по отцовской линии Григорий Пашкевич переселился в Россию из Литвы во времена Ивана Грозного. Впоследствии его потомки стали записывать фамилию как Пашковы. Дед М.А. Пашкова – Егор Иванович Пашков (1795-1860) дослужился до звания генерал-майора. Был женат на Ольге Алексеевне, урожд. Панчулидзевой (1802-1842). В семье деда было несколько детей, некоторые из которых сделали видную карьеру.
М.А. Пашков общее и военное образование получил в Пажеском корпусе, который окончил по 1-у классу в 1869 году. Имя его было занесено на мраморную почётную доску корпуса. В 1871 году получил звание гвардии корнета и был выпущен в Кавалергардский полк.
В 1872 году М.А. Пашков был назначен помощником заведующего полковой учебной командой, в 1875 году — заведующим указанной команды. В том же году произведен в чин поручика, в 1877 – штабс-ротмистра, в 1879 – ротмистра. 1 июля 1880 года Пашков был назначен флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству.
Будучи в звании полковника с 1882 по 1894 год карьера Пашкова продвигалась в следующем порядке: с 1883 года он был заведующим артелью нижних чинов; с 1885 года служил помощником командира полка по хозяйственной части; в 1886 году был направлен для участия в манёврах в Швеции; в 1889 году зачислен в свиту Его Императорского Величества; в 1892-1894 годах командовал 13-м драгунским Каргопольским полком и временно командовал 1-й бригадой 5-й кавалерийской дивизии.
Получив звание генерал-майора, М.А. Пашков с 1894 года и до своего назначения командиром лейб-гвардейского Литовского полка в 1899 г., служил в должности для особых поручений при командующем войсками Варшавского военного округа. Во время этой службы в 1898 году он был командирован для временного командования 3-й гвардейской пехотной дивизией и изучал пехотную службу.
20 марта 1899 года Пашкова назначили на должность командира лейб-гвардейского Литовского полка, а 3 августа 1900 года – командиром 1-й бригады 3-й гвардейской пехотной дивизии этого же полка.
25 января 1901 года М.А. Пашков был назначен исполняющим должность губернатора Лифляндской губернии. Однако в феврале 1901 года он, будучи в Варшаве, серьёзно заболел воспалением лёгких. В прессе прошла информация, что Михаил Алексеевич собирается отказаться от должности лифляндского губернатора. Однако он этого не сделал, хотя ещё несколько месяцев находился на лечении.
Уже в апреле 1901 года М.А. Пашков был избран председателем лифляндского отделения Российского общества Красного Креста, а позже был назначен почётным мировым судьёй рижско-вольмарского округа на 3-х летний срок. На эту должность он назначался трижды, последний раз в 1907 году. Оправившись от болезни, в Ригу Пашков прибыл лишь в начале сентября и вступил в исполнение обязанностей 9 сентября 1901 года.
В декабре 1901 года Михаил Алексеевич был утверждён в должности губернатора Лифляндской губернии. Занимаясь своими основными обязанностями, М.А. Пашков не отказывался вступать в местные общественные организации и поддерживать их деятельность. Так он согласился принять на себя звание председателя «Рижского отделения Императорского русского музыкального общества». Был почётным председателем Управления Русского театра в Риге, «Императорского человеколюбивого общества», «Общества содействия воспитанию и защите детей» и др. Кроме того, Пашков был избран почётным членом ряда местных обществ, например: «Общества борьбы с туберкулёзом», Общества спорта «Царский лес», «Русского клуба», рижской «Ремесленной артели» и др.
В 1903 году М.А. Пашков получил звание генерал-лейтенанта. В период русско-японской войны (1904-1905) и во время революции 1905 года он вводил особые правила и ограничения для жителей края в целях сохранения порядка.
В ходе разразившейся революции во властных структурах не было единого мнения о том, какой тактики следует придерживаться по отношению к революционному движению. Одни выступали за проведение карательных экспедиций, другие были против, доказывая их бесполезность и вредность.
М.А. Пашков считал, что информация о волнениях, поступающая в вышестоящие органы власти, сильно преувеличена. В качестве основной причины народных выступлений весной-летом 1905 года он называл не только наличие большого числа безземельных крестьян, но и «племенную ненависть латыша и эста к помещику-немцу». В вопросах аграрной политики Пашков решительно высказывался о необходимости соблюдения интересов мелких землевладельцев – крестьян.
Тем не менее, несмотря на то, что многие местные жители хорошо отзывались о губернаторе и хотели, чтобы он оставался в должности, центральная власть решила иначе. М.А. Пашков был вынужден уйти в отставку с должности Лифляндского губернатора.
По традиции перед отъездом видного государственного деятеля на другое место службы проходило его чествование (прощальные мероприятия). Газета «Рижский вестник» от 07.07.1905 указывает, что в проводах Пашкова участвовали все национальности и социальные слои населения губернии, помимо дворянства. В этой же статье отмечалось: «Из высказанных на торжествах слов благодарности, а также из текстов адресов видно, что М.А. Пашкова местное население любило и ценило, как «типичного чисто-русского деятеля, далекого от бюрократического влияния, которому претила всякая партийность и пристрастность», за то, что бывший губернатор «в центре сепаратизма и идеалов средневековья, среди неугасаемой борьбы за национальные и за феодальные привилегии» принес с собою «начала мира» и с присущей ему в высокой степени гуманностью шел «навстречу и русскому, и балту, и латышу; бедному и богатому; удовлетворяя лишь требованиям гуманности, законности и справедливости».
О проводах М.А. Пашкова, проходивших и в Рижском Латышском обществе, писала латышская газета «Baltijas Vēstnesis» («Балтийский вестник»): «Председатель латышского общества, господин Гросвальд первым произнёс прощальную речь, в которой превозносил справедливость губернатора в управлении губернией, а также его доброту к латышам и внимание к латышскому народу и его интересам, выразив ему признание и благодарность, пожелав великого будущего. Латышский народ будет хранить дорогую память о Его превосходительстве за его труды и заслуги» (Перевод с латышского).
***
О некоторых особенностях работы в Лифляндской губернии отмечалось в одной из статей в «Рижском вестнике» от 11 июля 1905 года: «Лифляндская губерния, как известно, весьма своеобразная, в особенности по тем исключительным притязаниям на господство и влияние, какие предъявляет лифляндское дворянство; это губерния — „боевая" [...]». И далее: «[…] Одним словом, от лифляндского губернатора требуются дипломатические дарования, железная работоспособность, бесконечный запас энергии не столько для положительной, созидательной работы, сколько для отражения бесчисленных козней и препятствий, какие создаются русской власти местными деятелями. Легко себе представить, как усложнилась задача губернатора в последнее время, когда вследствие наших военных неудач и внутренних смут балтийские сепаратисты высоко подняли голову и стали энергично работать для совершенного вытеснения из края русского влияния. Предшественники Пашкова – покойные г.-л. Зиновьев и г.-м. Суровцев – потеряли здесь свое здоровье и преждевременно сошли в могилу, вследствие тяжелых условий местной общественно-политической жизни. Даже губернаторы из немцев — из среды местного же дворянства — не могли долго служить здесь, не будучи в состоянии вынести совместной службы с балтийскими феодалами. Не забудем, что эти феодалы – потомки рыцарей, присягавших на верность датскому, шведскому и польскому королям и русскому Царю, искуснейшие дипломаты, раскинувшие по всем важнейшим пунктам сеть своих агентов, люди богатые материальными средствами и умственной культурой, действующие во всех вопросах последовательно и единодушно [...]».
***
Михаил Алексеевич Пашков отставил Ригу 7 июля 1905 года и переехал в Санкт-Петербург на новое место службы. До прибытия в Ригу нового губернатора Н.А. Звегинцова временно управляющим Лифляндской губернией был назначен вице-губернатор П.П. Неклюдов.
Здоровье Пашкова, однако, было подорвано. В 1906 году, а также в 1907 году ему делали операции в Берне (Швейцария). В 1908 году, чтобы поправить здоровье, Михаил Алексеевич снова проходил курс лечения в Берне, где и скончался 12 января 1908 года от разрыва сердца после очередной операции.
19 января 1908 года тело покойного было доставлено в Санкт-Петербург. С вокзала его перевезли в церковь праведных Захарии и Елизаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка. В воскресенье 20 января при большом стечении публики состоялось отпевание и погребение. М.А. Пашков был похоронен с военными почестями.
Панихида по скончавшемуся бывшему Лифляндскому губернатору М.А. Пашкову была совершена и в Риге в Рижском Кафедральном соборе, а также в Замковой церкви.
В некрологе о нём было сказано:«[...] генерал-лейтенант М.А. Пашков, бывший с 1901–1905 г. лифляндским губернатором, оставил по себе прекрасную память, как человек редкой доброты, в высокой степени отзывчивый, гуманный, благородный. Глубоко преданный идее правды и справедливости, М.А. всею душою отдавался служению на пользу своих ближних, не справляясь о роде и племени их». «Его деятельность в качестве лифляндскаго губернатора пока не поддается всесторонней оценке. Страсти еще не улеглись. Но беспристрастная история, несомненно, вспомянет покойного добрым словом. Среди крестьянства и горожан края Пашков пользовался такими небывалыми для русского губернатора симпатиями, которые положительно граничили с энтузиазмом».
***
Михаил Алексеевич Пашков имел большое число государственных наград, среди которых:
- • Орден Св. Станислава 3-й степени (1875),
- • Орден Св. Анны 3-й степени (1879),
- • Орден Св. Станислава 2-й степени (1883),
- • Орден Св. Анны 2-й степени (1886),
- • Орден С. Владимира 4-й степени (1889),
- • Орден Св. Владимира 3-й степени (1892),
- • Орден Св. Станислава 1-й степени (1897),
- • Орден Св. Владимира 2-й степени.
Кроме российских наград М.А. Пашков имел ряд зарубежных орденов:
- • черногорский Орден «Даниила I» 3-й степени (1882),
- • шведский Орден «Меча» командорского креста 1-й степени со звездой (1886),
- • греческий Орден «Спасителя» командорского креста (1889),
- • персидский Орден «Льва и Солнца» 1-й степени (1889),
- • итальянский Орден 2-й степени со звездой (1890),
- • гессенский Орден «Филиппа Великодушного» командорского креста 1-й степени со звездой (1890),
- • австрийский Орден «Франца-Иосифа» 2-й степени со звездой (1891),
- • вюртенбергский Орден «Фридриха» командорского креста 1-й степени со звездой (1891),
- • сербский Орден «Такова» 2-й степени со звездой и мечами (1891),
- • датский Орден «Данеброга» командорского креста 1-й степени со звездой (1891),
- • норвежский Орден «Св. Олафа» командорского креста 1-й степени со звездой (1892)
- • черногорский Орден «Князя Даниила I» 1-й степени (1894),
- • сиамский Орден «Белого слона» 2-й степени со звездой (1897).
Материал подготовила Александра Яковлева, ноябрь 2021
Источники информации:
- Внутренние дела. Рига, 29 января. Рижский вестник № 23, 29.01.1901.
- Внутренние дела. Рига, 6 марта. Рижский вестник № 53, 06.03.1901.
- M. A. Paschkow, Rigasche Rundschau № 29, 05.02.1901.
- Widzemes jaunais gubernators. Austrums № 10, 01.10.1901.
- Рига, 7-го июля. Рижский вестник № 144, 07.07.1905.
- Внутренние дела. Рига, 11 июля (Лифляндский губернатор и дворянство). Рижский вестник № 147, 11.07.1905.
- Rīgas ziņas. Vidzemes gubernatora, ģenerālleitnanta M. A. Paškova atvadīšanās. Baltijas Vēstnesis № 137, 28.06.1905.
- Объявление о кончине М. А. Пашкова и о панихиде о нём. Рижский Вестник № 11, 14.01.1908.
- «Памяти Михаила Алексеевича Пашкова», также «Михаил Алексеевич Пашков» (Некролог). Рижский вестник № 12. 15.01.1908.
- «На похоронах М. А. Пашкова», Рижский вестник № 18. 22.01.1908.
- Портнягина Н. А. Политический террор на окраинах империи в оценке местной власти в период революция 1905 – 1907 гг. (на материалах Лифляндской губернии), Материалы международной научной конференции 20-21 ноября 2014 г.