Лия Красинская
Лия Эммануиловна Красинская (25 января 1911, Рига, Российская империя – 10 сентября 2009, Кириат-Ата, Государство Израиль) – музыковед, педагог, лектор и композитор.
Обучаться музыке начала с 6 лет, один из первых педагогов – А. Руббах, в Нижнем Новгороде, где семья находилась в эвакуации в годы Первой мировой войны. Вернулись в Ригу в 1920 году.
С 1921 Лия Красинская училась на младшем, затем на старшем отделении Латвийской консерватории. Параллельно училась в гимназии Э. Залемана, которую окончила в 1928 году. в 1928 году. В 1933 г. Лия Красинская закончила консерваторию (класс фортепиано у профессора Анни Соколовски; класс теории композиции у профессора Язепа Витолса).
Обладая хорошей природной техникой рук, Лия Красинская с 1929 года принимала участие в городских концертах в качестве солистки и аккомпаниатора. В частности, аккомпанировала сестре, певице Рое Красинской в Риге, Лиепае и Даугавпилсе.
В 1933 году вышла замуж за пианиста Ф. Швейника. В 1934 г. вместе с мужем переехала на постоянное жительство в СССР, работала в музыкальном училище Хабаровска, преподавала фортепиано, музыкально-теоретические предметы и историю музыки. В 1937-1941 – жила и работала в Калинине (ныне Тверь), преподавала в музыкальном училище. В 1941-1945 находилась в эвакуации в Андижане, затем в Оренбурге. В 1945 году вернулась в Ригу.
C марта 1945 по июль 1993 года работала в Латвийской государственной консерватории, – вначале концертмейстером у вокалистов, затем преподавала теорию, гармонию, анализ музыкальных произведений. На протяжении 45 лет читала в консерватории курс лекций по истории русской и советской музыки. Также вела специальный курс музыковедения, который закончили 44 музыковеда, многие из них стали видными деятелями музыкальной культуры Латвии. Среди учеников: Е. Лобачева, М. Берлин, В. Мушке, Т. Курышева, В. Бриеде, Я. Торганс, В. Линденберга, М. Михайлец и др.
Наряду с интенсивной педагогической работой, Красинская уделяла большое внимание музыкальной науке. Ею опубликовано свыше 40 работ, среди них – 11 книг, остальные – крупные научные статьи, напечатанные в сборниках Latviešu mūzika. Статьи и книги посвящены разным проблемам истории и теории музыки. Примерно половина опубликованных работ связана с изучением латышской музыки. Лия Красинская была членом Союза композиторов Латвии.
С 1946 по 1992 год Лия Красинская вела широкую просветительскую деятельность, читая многочисленные лекции, на латышском и русском языках, в различных аудиториях (в залах филармонии, на радио и телевидении, в Клубе полиграфистов, в Латвийской консерватории - в рамках цикла «Музыкальные воскресенья» и др). Эта деятельность сделала ее имя известным не только в музыкальных кругах, но и среди широкой аудитории любителей музыки. Лекторскую деятельность продолжала до 1992 года.
В начале 1990-х годов занялась композицией. Автор произведений в жанре вокальной, хоровой и инструментальной музыки.
Занималась составлением фортепианного педагогического репертуара для начинающих. С этой целью делала намеренно упрощенные аранжировки классических произведений для того, чтобы дети на практике могли познакомиться с известными сочинениями композиторов прошлого и сами могли бы их сыграть.
С 2002 года Л. Э. Красинская жила в Израиле.
Лия Красинская принадлежит к числу виднейших музыковедов Латвии. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1961). Хабилитированный доктор искусствоведения, профессор emeritus. Член специализированного совета по защите диссертаций (Ленинград).
...Она называла своих учеников «мои дети», потому, что действительно любила их, и заботилась о них, давала им крепкую профессиональную выучку, и потому среди учеников ее специального класса в консерватории есть и знаменитые педагоги и блестящие ученые.
Она была музыковедом, автором глубоких исследований, ее книги и поныне не утратили своего значения. Одна из важнейших монографий Л. Красинской - «Оперная мелодика Чайковского». Ее учебниками и ныне пользуются студенты Музыкальной академии.
Она была замечательным лектором, ее девизом был тезис: «Рассказать доступно о сложном», и широкая аудитория любителей музыки ходила в Риге «на Красинскую», чтобы послушать ее комментарии, помогающие восприятию музыкального сочинения. Она обладала обширнейшими знаниями и колоссальной профессиональной памятью, не изменявшей ей до последних дней жизни... Она часто сама иллюстрировала и подтверждала свои высказывания и суждения о музыке, играя по памяти как инструментальную музыку, так и переложения вокальной, хоровой или симфонической музыки.
В ее долгой жизни было много радостей и много боли. В ее жизни постоянно присутствовала музыка...
Марина Михайлец
Моногафии Лии Красинской:
Адольф Скултэ. Москва, 1959.
Mācīsimies uztvert mūziku, Rīga, 1979;
Оперная мелодика Чайковского. Москва, 1986;
Latviešu simfoniska mūzika XX gadsimta и др.