Иван Рошонок
Иван (Иоанн, Янис) Матвеевич Рошонок (20 сентября 1911, Рига, Российская империя – 28 января 1982, Рига, Латвийская ССР) – врач.
Предки Ивана Матвеевича Рошонка были староверами и происходили из Белоруссии, изначально фамилия звучала как Рощенков (на Московском форштадте Риги она произносилась как Рощёнков с ударением на «ё», из-за чего в 1-ю мировую войну глуховатый писарь-немец в паспорте отца Ивана – Матвея записал «Рошонок»). Из семейных преданий известно, что прадед Матвей начинал работать в Риге дворником на постоялом дворе, был рачительным и бережливым, вскоре купил лошадь и сам стал заниматься извозом. Его сын Степан приумножил состояние, отец же Ивана Рошонка Матвей уже стал купцом, имел в Риге несколько домов и торговых заведений. В семье было четверо детей, но два сына умерли во младенчестве, осталась дочь Зинаида (20.09.1903) и Иван. Когда Ивану было 11 лет, от тяжелой болезни умер отец. Родители желали, чтобы сын получил хорошее образование, поэтому отец составил завещание так, чтобы Иван смог выбиться в люди. Во время учебы в Рижской правительственной русской гимназии особое влияние на Ивана оказал Николай Иванович Колосов (впоследствии член Латвийского Географического общества). После окончания гимназии Иван Рошонок вступил в русское гимнастическое общество «Сокол».
В 1929 году Иван Рошонок поступил на медицинский факультет Латвийского университета. Для этого ему пришлось дополнительно заниматься немецким языком, ибо многие курсы читали профессора-немцы. В 1934 году Рошонок успешно окончил университет и стал работать врачом при Больничной кассе Московского предместья Риги. Эта работа требовала самоотверженности. Прием в родовом доме, на улице Ерсикас 31, порой длился с утра до позднего вечера.
В 1935 году доктор Рошонок женился на Ирине Павловне Симон (1912-1990). Венчание проходило в Благовещенской церкви в Риге. В семье родились две дочери: Ксения (1937) и Анастасия (1939).
Будучи студентом, Иван Рошонок вступил в корпорацию «Фратернитас Арктика» («Северное братство»). Членство в обществе «Сокол» и в студенческой корпорации, владение немецким языком и наличие в доме множества медицинской литературы на немецком языке стали роковыми для Ивана Рошонка. В мае 1941 года он был арестован органами НКВД. Его обвинили в шпионаже в пользу Германии, приговорили к 15 годам лагерей и отправили на соляные рудники. От истощения и непосильного труда у Ивана Рошонка начали опухать не только ноги, но и все тело, началась водянка. По его воспоминаниям настал момент, когда он уже внутренне попрощался с жизнью и буквально выполз из барака, чтобы в последний раз увидеть небо. Проходивший мимо зэк Янис Озолиньш споткнулся об умирающего и с удивлением узнал в нем своего земляка. Он привел его в санчасть и рассказал, что это доктор. Большое участие в спасении И. Рошонка приняла и педиатр Зельма Короленко. Голод и болезни косили заключенных, и врачи были крайне необходимы. Поэтому И. Рошонка перевели в большой лагерь, в степи близ Актюбинска, в Казахстане. Работа врача (а он там был единственный врач) спасла ему жизнь, и он, будучи врачом, спас жизнь многим заключенным. В начале 1950-х годов он оказался в спецлагере для политзаключенных в Тайшете. Впоследствии он рассказывал с улыбкой, что лагерь стал его «академией», ибо там, на зоне, он увидел цвет русской интеллигенции, людей, которых, наверное, он никогда бы в жизни не встретил. Там были профессора, академики, писатели, поэты, специалисты в разных областях знаний, которые, несмотря на каторжный труд, продолжали интеллектуальное и духовное общение. С некоторыми из них он сохранил дружбу на всю жизнь.
Наконец, осенью 1956 года Иван Матвеевич Рошонок смог вернутся в Ригу в телогрейке, с деревянной ложкой и щенком Джеком, сибирской лайкой. На руках были часы с сибирским временем (7 часов разницы), которые он не переводил всю оставшуюся жизнь.
В 1957 году, разведясь с Ириной Павловной, доктор Рошонок создал новую семью, женившись на Мирдзе Авотыне (1928), с которой он встретился в Сибири в 1954 году. В этом браке родились дочь Татьяна (02.12.1957) и сын Петр (1961–1996).
Первоначально, по личному требованию министра здравоохранения, доктора Рошонка собирались отправить подальше в провинцию. Но за него заступился профессор Паулс Страдиньш, и Иван Рошонок стал крупнейшим специалистом кардиологом-ревматологом в Республиканской больнице. Миссия врача была для него частью христианского долга. Он был врачом от Бога. Это признавали и те, кто разделял его убеждения, и те, кто был его ярым противником.
И.М. Рошонок, пройдя испытания сталинских лагерей, не боялся высказывать своих убеждений. В доме Рошонков можно было обсуждать любые темы. Читали рассказы Шаламова о ГУЛАГе, по ночам передавали друг другу страницы, потому что машинописный текст давали только на одну ночь. На письменном столе стоял портрет Солженицына. В красном углу, как положено, была родительская икона с лампадой. Втайне от семьи Рошонок участвовал в сборе пожертвований в помощь академику Сахарову, когда тот оказался в ссылке. В доме Рошонков всегда можно было встретить представителей как русской, так и латышской интеллигенции, зачастую людей противоположных взглядов. В этом доме гостили светила латвийской медицины: профессор К. Богоявленский, профессор С. Ильинский, нередко сам Иван Матвеевич гостил у профессора П. Страдыня, дружил с семьей профессора К. Рудзитиса. Никогда не прерывалась его связь со староверческой общиной. В конце 1970-х годов Иван Матвеевич стал членом двадцатки Рижской Гребенщиковской общины. Вместе с детьми он ходил на службы, у каждого было свое место в храме. Старался помогать всем болящим. В шутку его называли личным врачом Гребенщиковской общины. Долгие годы хорошие отношения связывали его с настоятелем РГСО отцом Лаврентием Силовичем Михайловым и с Иваном Никофоровичем Заволоко (последний особо нуждался во врачебной помощи). Но, наверное, самым частым гостем у Рошонков был Петр Иванович Алексеев, старейший прихожанин и причетник Гребенщиковского храма, неисчерпаемый кладезь историй и рассказов о старообрядчестве и о самых разных областях истории. Их объединяла любовь к своей Церкви, к истории, к книгам.
Иван Матвеевич всегда много работал, и, как казалось, был неутомим, но неожиданная тяжелая болезнь прервала его земное существование на 72 году жизни. 28 января 1982 года доктора Рошонка не стало. Погребение совершил отец Лаврентий Михайлов в Гребенщиковской моленной, похоронили Ивана Матвеевича на Ивановском кладбище в Риге.
Ксения Цируле (Рошонок)
Источники информации:
Максим Пашинин «ВРАЧ и ХРИСТИАНИН. Судьба доктора И. М. Рошонка как пример жизненного пути латвийского старовера в ХХ веке»/Maksims PAŠIŅINS «ĀRSTS no DIEVA. Ārsta Ivana Rošonoka liktenis kā latvijas vecticībnieka dzīves ceļa piemērs XX gadsimtā», Рига: Издание Рижской Гребенщиковской cтарообрядческой общины, 2011.
Борис Дьяков. «Повесть о пережитом», Россия, 1965 (о Тайшетлаге, там есть сведения и о докторе Иване Рошонке).