Латвийская Православная Церковь и «Дни русской культуры» в довоенной Латвии

Сергей Цоя

Тезисы доклада  для Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма» (Орёл, 17-18 мая 2012 года).                                                                       

Крах старых порядков в России в 1917 году, приход к власти большевиков, кровопролитная гражданская война, многомиллионная эмиграция – все это стало шоком для русского мира, и насколько это возможно сплотило русское послереволюционное зарубежье.

Популярностью пользовался «День русской культуры», который с середины 20-х годов XX века отмечался во всех местах компактного скопления русских переселенцев. С помощью этого праздника русское население пыталось в изгнании сохранять свою культуру, обеспечить преемственность национальных традиций.

Латвия в начале 20-х годов прошлого века обрела независимость. В стране было установлено парламентское демократическое политическое устройство, которое действовало до середины мая 1934 года. Тогда в Латвии проживало более 200 тыс. русских, что составляло около 10 процентов от общего количества населения страны1. Большая часть русского населения Латвии обосновалось здесь еще до 1917 года, но много было и эмигрантов (приезжих русских было около 20-30 тыс. человек)2, последние концентрировалась главным образом в столице страны, в Риге. В итоге Латвия стала одним из центров русского послереволюционного зарубежья. 

Несмотря на то, что около половины русских Латвии были по вероисповеданию старообрядцами, важную роль в жизни русской диаспоры играла Латвийская Православная Церковь (далее - ЛПЦ). Наиболее активной частью русских Латвии были эмигранты, подавляющее большинство из которых были православными.

С 1921 по 1934 год ЛПЦ возглавлял архиепископ Иоанн (Поммер)3. Несмотря на то, что глава ЛПЦ по происхождению был этническим латышом, он активно участвовал в русской культурной и общественной жизни. Владыка Иоанн трижды избирался депутатом Сейма, возглавляя русские предвыборные объединения4. Кроме того архиепископ был всегда готов к диалогу с различными общественными организациями, доступен любому жителю страны.

Надо сказать, что ЛПЦ в целом проявляла достаточно большую активность в общественной, политической и культурной жизни страны. На одном из заседаний Синода Церкви в начале 20-х годов было сказано, что представители Церкви не должны дистанцироваться от общественной и политической деятельности, которая является борьбой не только «за экономические, но также за культурные, духовные и религиозные интересы»5.

ЛПЦ и лично Владыка Иоанн активно участвовали в праздновании «Дня русской культуры»6. Торжества в Латвии начинались с богослужений в рижском кафедральном Христорождественском соборе, проводимым, как правило, архиепископом Иоанном. Во время молебна в канун праздника (на Всенощном бдении) поминались все почившие деятели русской культуры, а во время богослужения в «День русской культуры» совершался молебен во здравие нынешних деятелей русской культуры. Праздник широко отмечался не только в Риге, но и в Даугавпилсе, Лиепае, Лудзе, Резекне. Богослужения совершались также в православных храмах этих городов. На мероприятиях приуроченных к «Дню культуры» выступали представители русской общественности: Е.М. Тихоницкий (1875-1942), проф. К.И. Арабажин (1865-1929), проф. Р.Ю. Виппер (1859-1954) и др.

Торжества как правило не ограничивались одним днем, поэтому праздник называли как «День», так и «Днями русской культуры», иногда именовали «Русским днем». Программа состояла из концертов, вечеров русской поэзии, мероприятий для детей, театральных постановок, выставок. «День русской культуры» в разные годы отмечался в разные даты: в 1925 году - 20 сентября; в 1926 году - 16 мая; в 1927 году - 22 мая; в 1929 году - 2 июня. Праздник каждый раз проходил под именем того или иного великого деятеля русской культуры (А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и др.)7.

В ежегодниках «Русский день», выпускаемых к празднику, публиковались статьи представителей русской общественности и интеллигенции. Владыка Иоанн (Поммер) также был одним из авторов этих сборников. В своих статьях архиепископ отмечал связь русской культуры с православием, подчеркивал, что «Русская Церковь является матерью русской культуры». Говорил, что русская культура носит глубинный религиозный характер. По-мнению Владыки Иоанна, православие подпитывает национальное самосознание8, именно  вера породила русский национальный идеал – «Святую Русь»9.

Конечно, русская общественность в Латвии в то время была разношерстной. Среди русских были представители самых разных идейных и политических течений (от монархистов до деятелей левого толка). В свою очередь руководство ЛПЦ и архиепископ Иоанн (Поммер) придерживались консервативных взглядов на происходящее, считали себя хранителями  опыта, традиций дореволюционной Русской Православной Церкви (РПЦ)10.

Стремясь объединить все спектры русской общественности, организаторы праздника привлекали к участию представителей самых разных взглядов и убеждений. Это все хорошо видно по содержанию сборников издаваемых к «Дням русской культуры». Там рядом со статьями Владыки Иоанна часто соседствовали тексты русских либералов проживавших в Латвии, репродукции картин Н.К. Рериха и др.11. Надо отметить, что опыт объединения различных представителей русской общественности на время организации и проведения этого праздника стоит признать удачным. Все происходило организованно, бесконфликтно, в торжествах принимало участие практически все тогдашней русское население Латвии. 

Сильные изменения в организации и проведении «Дней русской культуры» произошли в мае 1934 года после ликвидации в стране парламентской демократии и установления авторитарного режима К. Улманиса. 

Новая власть была заинтересована в распространении государственного контроля над Церковью и в ограничении прав национальных меньшинств Латвии. Глава ЛПЦ архиепископ Иоанн (Поммер) в ночь с 11 на 12 октября 1934 года принял мученическую смерть, он был зверски убит неизвестными в своем доме на окраине Риги. Вскоре после этого трагического события ЛПЦ перешла в юрисдикцию Константинопольской Патриархии (в 1935 году). Весной 1936 года главой Церкви был избран ставленник диктатора К. Улманиса - Августин (Петерсон)12. В результате всех этих изменений ЛПЦ была поставлена на службу господствующему в стране политическому режиму и часто стала действовать вопреки интересам своей паствы.

В переходный период, в 1935 году, «День культуры» отмечался 26 мая. Праздник, как обычно начался с богослужения в кафедральном Христорождественском соборе, которое  провел  протоиерей Иоанн Янсонс (1878 - 1954). Торжества продолжались до 2 июня 1935 года13. В последующие годы «День русской культуры» также отмечался, однако уже без прежнего размаха и без участия в нем руководства ЛПЦ. Так, например, в 1937 году богослужение по случаю открытия праздника совершалось не в кафедральном соборе, а в церкви Скорбящей Божией Матери по адресу улица Лачплеша 108. Молебен провел малоизвестный широкой общественности священник Николай Васильев14, в свою очередь, митрополит Рижский и Латвийский Августин не участвовал в мероприятиях праздника15.

Таким образом, от самого широкого участия в проведении «Дней русской культуры» в Латвии в годы архипастырского служения архиепископа Иоанна (Поммера), руководство ЛПЦ в последующем фактически перешло к игнорированию праздника. 

Примечания:

1) Bleiere D., Butulis I., Feldmanis I., Stranga A., Zunda A. Latvijas vēsture. 20.gadsimts. Rīga, 2005. 189.lpp.

2) Абызов Ю.И. Латвийская ветвь российской эмиграции // Блоковский сборник XIII. Русская культура ХХ века: метрополия и диаспора. Данилевский А. (ред.). Тарту, 1996. C. 283-286.

3) Иоанн Поммер (1876-1934) в 1904 году закончил Киевскую духовную академию. По совету протоиерея Иоанна Кронштадтского принял монашество. Архиерейский сан Иоанн (Поммер) принял в 1912 году и стал епископом Слуцким, викарием Минской епархии. С 1918 года был епископом, позже архиепископом Пензенским и Саранским. Летом 1921 года вернулся в Латвию и возглавлял ЛПЦ. В ночь с 11 на 12 октября 1934 года Владыка Иоанн принял мученическую смерть. В 2001 году его причислили к лику святых Русской Православной Церкви. Память Иоанна Рижского – 29 сентября (по юлианскому календарю). См.: Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера). Игумен Феофан (Пожидаев) (сост.). М., 2005.

4) См.: Цоя С.А. Русский институт университетских знаний и Латвийская Православная Церковь // Православие в Латвии. Исторические очерки. Сб. статей. Вып. IX. Гаврилин А.В. (ред.). Рига, 2011. С. 119-120, 124.   

5) ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 31, л. 8.

6) В 1925 году Приходской совет рижского кафедрального собора ЛПЦ был среди организаций (всего 23), принимавших участие в подготовке «Дня русской культуры». См.: День русской культуры. «Сегодня». 20.09.25, Nr. 211. С. 1; Там же. «Сегодня». «День русской культуры». С. 2; Комитет по устройству «Дня русской культуры». «Сегодня». 16.05.26, Nr. 107. С. 8.

7) См.: День русской культуры. «Вечернее время». 21.09.25, Nr. 452. С. 1; День русской культуры. «Сегодня». 17.05.26, Nr. 107а. С. 5; День русской культуры. «Сегодня». 23.05.27, Nr. 114а. С. 3- 4; День русской культуры. «Сегодня». 03.06.29, Nr. 152. С. 4; Ганфман М.И. День русской культуры. «Сегодня». 14.05.33, Nr. 133. С. 1; Фейгмане Т.Д. Русские в довоенной Латвии. На пути к интеграции. Рига, 2000. С. 187.

8) Архиеп. Поммер И. Мать русской культуры // Русский день. Ежегодник комитета по устройству «Дня русской культуры». 1926, Nr. 2. С. 1.

9) Архиеп. Поммер И. Святая Русь // Русский день. Ежегодник комитета по устройству «Дня русской культуры». 1932, Nr. 8. С. 3.

10) Об этом говорит название доклада Владыки Иоанна произнесенного на Вселатвийском Соборе 1923 года: «Верность православных христиан Латвии Святой Православной Восточно-Кафолической Церкви». См.: ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 31, л. 28.

11) См. например: Русский день. Ежегодник комитета по устройству «Дня русской культуры». 1932, Nr. 8. С. 3.

12) Августин Петерсон (1873 – 1955) происходил из латышской крестьянской семьи. Стал православным священником еще в начале XX века. Долгое время служил в Даугавпилсе. В 1944 году Августин (Петерсон) эмигрировал на Запад, где и умер. См.: Гаврилин А.В. Под покровом Тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). СПб., Тихвин, 2009. С. 85-87, 125-128, 131, 228-229, 311; Strods H. Metropolīts Augustīns Pētersons: dzīve un darbs, 1873-1955. Rīga, 2005.  

13) См.: День русской культуры. «Сегодня». 18.05.35, Nr. 137. С. 5; Программа «Дня русской культуры». «Сегодня». 26.05.35, Nr. 145. С. 6-7; Как прошел «День русской культуры». «Сегодня». 27.05.35, Nr. 146. С. 5.

14) Позднее, в начале 1939 года, Синод ЛПЦ запретил Николая Васильева в священнослужении, как указывалось, за неподобающий для священника образ жизни. См.: Распоряжения Синода. «Вера и жизнь». 1939, Nr. 3. С. 71.

15) См.: Началась продажа билетов на «День русской культуры». «Сегодня». 12.05.37, Nr. 130. С. 6; Русские Сокола и «День русской культуры». «Сегодня». 04.06.37, Nr. 151. С. 6.