Рижская городская русская гимназия (бывшая Ломоносовская) 1919-1935

Н.Истомин. Очаг русской культуры

Николай Истомин*,

выпускник 1927 г.

Говорить о культурном значении Ломоносовской гимназии (РГРСШ), как просто школы, как школы вообще — еще мало. Всякая школа, являясь рассадником просвещения, имеет свое культурное значение. У Ломоносовской же гимназии есть все то, что нужно для того, чтобы быть не только рассадником просвещения, но до известной степени и очагом родной культуры. Являясь хорошо поставленной, действительно — русской школой (одной из очень немногих русских средних школ в Риге), она заслуженно может считаться достоянием русского меньшинства в Латвии, нуждающегося, как ни одно другое местное меньшинство, в таких школах, которые готовили бы сознательных членов русского общества и идейных общественных работников.

Десять лет — срок недостаточный для того, чтобы всецело оправдать эту лестную характеристику, но уже и теперь дня всякого знающего школу ясно, что она является сосредоточием живых сил русской молодежи в Латвии, о чем достаточно убедительно свидетельствуют те все новые и новые притоки этих молодых сил в среду местной русской общественности, которая черпает свое начало в Ломоносовской гимназии. И не даром ломоносовцы есть повсюду, где только представляется возможность проявить себя. Они всем известны. Их всюду встретишь. В корпорации Fraternitas Arctica, в ОРСЛУ, в Академическом обществе, в Р.С.П. Единении, в YWСА, YМСА. Они и в Академии художеств, и на театральной сцене, и в редакциях газет. Они — руководители русских скаутов. Они — члены Просветительного общества. Возьмите любую отрасль местной общественной жизни, начиная богослужением в Кафедральном соборе и кончая большими состязаниями — всюду, всюду ломоносовцы (не исключая, конечно, спорта). Разве все это не показательно для школы? И не является вместе с тем залогом будущего расцвета зеленых порослей, взращиваемых ею, культурно-просветительная самодеятельность учащихся? (Такую оживленную вряд ли встретишь в другой школе).

Однако, не только образование, совместно с самообразованием, но и воспитание — вот идейная основа бесценнобольшой работы, совершаемой гимназией. А ведь воспитание — задача чрезвычайно трудная, и под силу она только преподавателям, горячо преданным своему делу. И Ломоносовская гимназия стремится осуществить ее. Понятно, главная ответственность в этом деле лежит на семье, самостоятельность каждого учащегося также кладет на него самого известные обязанности. И нужно просто быть достаточно сознательным, чтобы воспринять, или хотя бы понять то благое влияние, которое имеет — во всяком случае, может иметь — школа при соблюдении особой общности, объединяющей всех, связанных между собою идеей и работой, людей в одну семью. К этому то и стремятся руководители Ломоносовской гимназии во главе с Адрианом Павловичем Моссаковским (не раз, помнится, напоминавшим учащимся: «Не только мы, но и вы создатели школы»).

Идейность оживляет и одухотворяет всякое культурное дело, и нужно научиться ценить ее в каждом ее проявлении. Она дает то очарование, о котором с такой сердечностью говорил, характеризуя Ломоносовскую гимназию, И.П.Тутышкин на юбилейном акте 25 января. И Иван Петрович был глубоко прав, когда при этом вспомнил очарование Царскосельского лицея, к которому Пушкин и его сотоварищи на всю жизнь сохранили большую любовь, и меж собой — большую дружбу, зародившуюся в лицейских стенах. О, конечно, нам, ломоно- совцам, еще очень, очень и очень далеко до прекрасного духовного родства незабвенных лицеистов, но уже одно то, что в нас, в большинстве из нас, есть чувство привязанности к родной школе и есть желание не окончательно разбрестись по своим дорогам, потеряв друг друга из виду, — уже это дает надежду на то, что зародившееся недавно общество абитуриентов, в конце концов, сумеет сплотить вокруг себя, если и не всех ломоносовцев, то все же достаточно большой круг их. Но помимо такого осуществления чаяний самой школы, общество абитуриентов, которое с годами должно крепнуть и расти, имеет еще одно большое значение — оно зовет к тому, чего так часто не хватает русским людям — к единению и содружеству (Кстати: почему бы не назвать его «Содружеством ломоносовцев»?).

Стоит ли говорить о неоспоримых, всякому известных, заслугах Ломоносовской гимназии в деле просвещения? В этом, разумеется, ее главнейшее назначение, главнейший смысл, как всякой русской средней школы. Не только сообщая своим воспитанникам знания, но и прививая им любовь к русской культуре, она готовит будущих носителей этой культуры, — чем прежде всего и оправдывает свое название: культурного очага. И всякий, кому не безразлично дело русского просвещения, должен этот очаг ценить и беречь.

Журнал «Школьные годы», юбилейный №15, 1929, стр.2-3. Издание культурно-просветительного кружка Рижской городской русской средней школы (Ломоносовской гимназии).

____________________________________ 

*Истомин Никодай Павлович (1907-1971). Первые статьи и литературные опусы опубликованы в журнале «Школьные годы». В начале 30-х годов работал в редакции газеты «Сегодня», но ушел оттуда из-за несогласия с ее политическим курсом. В 1932 г. с группой левонастроенных единомышленников пытался издавать просоветскую газету «Поворот (вышел только один номер), после чего прослыл «агентом Коминтерна». В 1934 г. отправился в Москву на I съезд советских писателей, надеясь в СССР издать свой первый роман и добиться признания идеи о едином языке будущего. Однако потерпел неудачу и был выдворен из СССР. Несмотря на очевидную левизну, Н.Истоомин 14.06.1941 г. был депортирован в Уссольлаг, где в ходе следствия ему пытались инкриминировать шпионскую деятельность и сотрудничество с латвийсой политической полицией. Хотя Н.Истомину удалось убедить следователей в своей невиновности, он был приговорен Особым совещанием к 5 годам лагерей. В 1946 г. ему удалось вернуться в Латвию (это было большой редкостью, так как после отбытия срока наказания заключенных обычно отправляли в бессрочную ссылку). В 60-е годы ему удалось издать в Москве книгу о всеобщем языке. Н.Истомин снискал известность под псевдонимом Эрмар Свадост, произошедшем от имени и отчества матери – Эрнестина Мартыновна – и девиза «Своего достигну». – Примеч.сост.