Каллистрат Фалалеевич Жаков

Светлана Ковальчук

 

Каллистрат Фалалеевич Жаков (1866-1926) – философ, писатель, поэт, этнограф. Происходил из многодетной крестьянской семьи из глухой деревушки Давпон, затерявшейся в Вологодской губернии. Сколько учебных заведений пришлось пройти, чтобы в 30 лет получить наконец-то заветный аттестат зрелости, открывший заветную дорогу в университет. Вначале был с 1896 года университет Св. князя Владимира в Киеве, где мучительно долго пришлось выбирать между философией и астрономией, математикой, биологией. Но любовь к философии оказалась сильнее. Вскоре Жаков перевелся в 1899 году в Санкт-Петербургский университет.

С 1907 по 1917 год Жаков занимал должность профессора философии, логики Петербургского Психоневрологического института, который возглавил выдающийся ученый В. М. Бехтерев. Тем самым он получил возможность вплетать в курсы своих лекций идеи лимитивной философии (или философии бесконечно малой величины). Его основные труды по философии были изданы в Петербурге до революции, как и его некогда широко известный автобиографический роман «Сквозь строй жизни».

В стенах Психоневрологического института Каллистрат Жаков снискал себе славу и любовь студентов. Латышские студенты, обучавшиеся в Психоневрологическом институте, присутствовали на этих семинарах и внесли свою лепту в распространение идей профессора Жакова: небольшая работа «Что такое философия» появилась в латышском переводе еще в 1914 году.

В конце мая 1917 года Жаков выехал с молодой женой из Петербурга в Лифляндию, начался, пожалуй, самый драматичный период его жизни. Увы, но в университетах Тарту, Риги ему не удалось продолжить академическую карьеру.

Правда, Каллистрату Фалалеевичу Жакову хоть выпал билет прочитать летом 1920 года вступительную профессорскую лекцию в Латвийском университете, обернувшуюся провалом. Одно из возможных объяснений провала его пробной лекции заключается в следующем. Проф. Жаков был ярый антикантианец – в молодости Жаков даже выпил раствор сулемы из-за невозможности смириться с пресловутой, ненавистной, непонятной кантовой «вещью в себе». Видимо, Латвийский университет не смог воспринять его наступательную критику Кенигсбергского мыслителя и выдвинутую Жаковым альтернативную философию лимитизма (limit - предел), или философию бесконечно малой величины, или философию дифференциального исчисления.

В основе антикантианской лимитивной философии Каллистрата Фалалеевича Жакова лежало понятие, как было сказано, о пределе, малой величине, дифференциале, откуда и тезис об изначальной познаваемости мира. Философия лимитизма, мнил ее создатель, была предназначена для открытия новых философских, мировоззренческих горизонтов, заключавших в себе новые перспективы для теории познания, осмысления истории философии, социологии, экономики, этики, наконец, религии. В основе его идей – за внешней экстравагантностью философских построений, насыщенностью витиеватыми формулировками – стремление Жакова преобразовать философию в соответствии с современным естественно-научным знанием: биологией, физикой, астрономией… Но в особенности – с философски осмысленной математикой, от которой, полагал Жаков, в полной мере зависит естествознание в целом, поскольку математические функции и гармонии оказываются конечным способом бытия вещей. Понятно, что Жаков внутренне противился всякого рода отвлеченным, абстрактным метафизическим системам, ибо лелеял надежду на основе естествознания создать метафизику как всеединую, «вселенскую совершенную гипотезу», при этом не желал осознавать, что и его вариант универсальной метафизики время неминуемо состарило бы.

Оригинальность идей Жакова, колоритность, масштаб его личности привлекал к нему большой круг сторонников его научных, философских и религиозных идей. В начале 20-х годов в Риге сформировались два конкурировавших между собой общества поклонников философских идей Жакова: «Общество лимитивной философии Латвии» и «Академия лимитивной философии». Каждое по-своему старалось облегчить жизнь философа. Был даже выпущен один номер журнала под причудливым названием «Lāčplēsis limitists», в котором опубликована и статья академика Бехтерева. Жаков не столь часто, но читал публичные лекции на разные темы, публиковался главным образом в латышской периодической печати. Так он жил до 20 января 1926 года, до своей кончины. Впрочем, еще несколько лет о философе помнили, проводились вечера его памяти, а в 1929 году «Общество лимитивной философии Латвии» на средства Латвийского фонда культуры опубликовало сборник работ философа «Лимитизм. Единство наук, философии и религий». В Риге сохранился архив Жакова.

Боль Жакова за свой зырянский народ пережила десятилетия. С разрешения дочери Каллистрата Фалалеевича – Райды Тимуки - 10 декабря 1990 года прах философа был перевезен в далекий Сыктывкар.