Димитрий Александрович Левицкий (17.02.1907 - 9.01.2007)

Татьяна Фейгмане

«Даугава», №1, 2007

9 января из Вашингтона пришла печальная весть о кончине бывшего рижанина Димитрия Александровича Левицкого. Только 40 дней не дожил он до своего столетия.

Д.А.Левицкий вошел в жизнь постсоветской Латвии публикациями статей «Национальность жертв не существенна для коммунистической власти...» в журнале «Родник» за 1990 год и «О положении русских в назависимой Латвии» в «Даугаве» в 1991 году. Это было первое серьезное и беспристрастное осмысление жизни русского национального меньшинства в довоенной Латвии, а также обрушившихся на него репрессий в 1940-41 годах.

Мне не довелось воочию встретиться с Димитрием Александровичем, но почти 15 лет мы состояли в активной переписке, сыгравшей немаловажную роль в определении моих научных приоритетов. «Виновником» нашего знакомства стал немецкий профессор Д.А.Лебер, бывший рижанин, отказывавшийся признавать себя таковым и никогда не прерывавший связей с Ригой. На одной из научных конференций, после моего выступления, профессор подошел ко мне, рассказал о Д.А.Левицком, о его интересе к русской тематике и желании познакомиться с ее исследователями. Так завязалась наша переписка. Письма Димитрия Александровича всегда были очень доброжелательные, пронизанные глубоким интересом к тому, как складывается жизнь русских в восстановившей независимость Латвии. Он переживал в связи с принятием недемократичных законов в отношении русского населения, беспокоился за судьбу русской школы. Чтобы лучше понять происходящее в Латвии он даже выписывал латвийские газеты. Этот интерес он сохранил до последних дней жизни. Уже будучи тяжело больным он интересовался предвыборной кампанией в 9-й Сейм и ее итогами.

Димитрий Александрович оказался тем человеком, который подтолкнул меня закончить работу над монографиией «Русские в довоенной Латвии». И он был ее первым и очень скрупулезным рецензентом, за что я всегда буду ему благодарна.

В далеком 1925 году Д.А.Левицкий окончил Рижскую городскую русскую гимназию (б.Ломоносовскую). Как и большинство выпускников этой замечательной школы он хранил преданность своей «alma mater». Ломоносовцы не раз обращались к мысли о сохранении памяти о своей школе. Но поначалу реализовать замысел мешали идеологические препоны, потом отсутствие средств. И только благодаря финансовой поддержке Димитрия Александровича и его деятельному участию в работе над текстом, в 1999 году удалось издать сборник статей и воспоминаний о Ломоносовской гимназии.

В начале 1990-х годов установились тесные связи между Д.А.Левицким и Юрием Ивановичем Абызовым, создателем и руководителем Латвийского общества русской культуры. Димитрий Александрович способствовал пополнению библиотеки общества русскими зарубежными изданиями, оказывал посильную материальную поддержку издательским проектам Юрия Ивановича, которого глубоко уважал и ценил.

Последним совместным проектом Д.А.Левицкого и ЛОРКа стала книга «Рутения» в Риге и на чужбине», вышедшая в 2005 году. Будучи студентом юридического факультета Латвийского университета, Димитрий Александрович вступил в русскую студенческую корпорацию «Рутения». В конце второй мировой войны значительное число «рутенов» оказалось в рассеяньи не только по разным странам, но и разным частям света. Тем не менее, корпорация не распалась, а связь между корпорантами поддерживалась при помощи «самиздатовских» «Вестников Рутении», инициатором и первым издателем которых был Димитрий Александрович. В середине 1990-х годов рутены Е.Осипов (Австралия), Г.Гроссен (Швейцария) и Д.Левицкий проделали большую работу по сбору и обобщению материалов по истории корпорации. Однако завершить работу не удалось в связи со смертью Е.А.Осипова и болезнью Г.Гроссена. Толчком к ее возобновлению стал приезд в Ригу «рутена» А.В.Герича и его встреча с Ю.И.Абызовым, согласившимся помочь издать книгу. Все расходы взял на себя Димитрий Александрович. Работа буквально закипела. Мне посчастливилось принять участие в реализации этого проекта. Несмотря на солидный возраст и серьезные проблемы со зрением, Димитрий Александрович буквально завалил нас письмами с разного рода уточнениями и дополнениями. Подчас, мы просто не успевали за ним. Но, слава Богу, работу удалось завершить, и я полагаю она принесла удовлетворение Димитрию Александровичу, автору большей части этой книги.

Димитрий Александрович прожил долгую, непростую, насыщенную жизнь. Ему удалось много сделать и многого достичь. В 1969 г. он защитил докторскую диссертацию на тему: «Жизнь и литературное наследие Аркадия Аверченко». В 1999 году в России в издательстве «Русский путь» впервые в полном объеме вышла его монография об Аркадии Аверченко. Будучи далеко не богатым человеком, он оказывал бескорыстную материальную поддержку своим старым и новым рижским знакомым. С уходом Димитрия Александровича мы потеряли одного из последних свидетелей и участников судьбоносных событий первой половины минувшего века.