Листая каменные страницы... II
Юрий Абызов
"Даугава" №6, 1998
Но какие же смыслы скрывались за ними?
Проще всего раскупорить предметные символы, поскольку неодушевленные предметы не способны допускать разброс значений, а традиционно выражают примерно одно и то же.
Очень часто можно увидеть кадуцей увенчанный двумя крылышками жезл, который обвивают две змеи (снимок 1). Это непременный атрибут в руках бога предприимчивости, а порою авантюрного замысла Гермеса, чаще всего бога торговли. А так как Рига была городом негоциантов и фабрикантов, то изображения или Гермеса (смотри на здании Биржи, на доме № 2 рядом с Русским театром и на воротах на ул. Блиекю быв. А.Барбюса), или отдельно от него кадуцея можно увидеть там и сям. С уверенностью можно сказать, что дом, на котором он вылеплен, принадлежал коммерсанту.
На другом снимке (2, Калею, 14/16) кадуцей соседствует с весами, которые всегда являлись символом справедливости (правосудия), в некоторых верованиях даже считали, что они выше богов, демонов и смертных, так как способны отличать благие дела от дурных. Не случайно архангел Михаил взвешивает души умерших. В данном случае весы символизируют высшую добродетель в ведении деловых операций.
Грифон чудовищная птица с орлиной головой, телом льва и хвостом змеи. В греческой мифологии грифонов называли “собаками Зевса”, стерегущими золото в стране гипербореев, т.е. на крайнем севере, примерно там, где мы живем. Не удивительно, что этим символом пользовались те, кому в Риге надо было уберегать свое богатство (снимки 3, Валдемара, 35 и 4, Тербатас, 33/35).
Символ этот был настолько распространен, что воспроизводился и в металле (снимок 5, Смилшу, 14).
Лев изображен в Риге в десятках, если не сотнях вариантов, если учесть, что львы входят и в государственный герб.
Лев (снимок 6, Шведские ворота) один из древнейших символов; у разных народов, в разных верованиях выражает самые разные, часто противоречивые свойства, чаще всего обозначает царское достоинство. До наших дней дошло значение: лев символ стойкости и надежности. Во многих бестиариях утверждалось, что лев спит с открытыми глазами, а посему ему можно вверить охрану своего дома.
Лепных львиных голов, как уже сказано, много. А вот в полный рост он имеется только на крыше дома (ул. Алберта № 4), куда его водрузил архитектор М.Эйзенштейн. На этом снимке (7) видно, что состояние его критическое, но успокаивает то, что сейчас там ведутся реставрационные работы и льву даже приделали отломавшийся хвост.