Генерал Владимир Антипов: на службе России
Андрей Марыняк (Россия)
Наследие русско-бразильского психолога Елены Антповой (1892-1974) в области науки, образования и прав человека в Латинской Америке, Европе и России.-Материалы международного научного коллоквиума. - Москва: Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына, 2014.
Владимир Васильевич Антипов родился 12 марта 1862 г. (ст. ст.) в Лифляндской губернии, происходил из потомственных почетных граждан. По окончании Рижской Александровской гимназии он избирает военную карьеру и, выдержав экзамен, поступает 1 сентября 1880 г. во 2-е военное Константиновское училище в СПб.
В ходе военных реформ при императоре Александре II коренному реформированию подверглось и военно-учебное дело. Для лиц, желающих «достичь офицерского звания» и имеющих законченное среднее образование, был создан в 1863 г. новый тип военно-учебных заведений – военные училища (для лиц с неоконченным средним образованием и поступающих «из рядов войск» – юнкерские, с большим сроком обучения и меньшими правами по выпуске). Для подготовки офицеров пехоты первоначально предназначались три военных училища: 1-е военное Павловское, 2-е военное Константиновское и 3-е военное Александровское. В Павловское училище, знаменитое своей дисциплиной и отчетливостью, принимались почти исключительно выпускники военных гимназий (как в эпоху Великих реформ назывались кадетские корпуса), в Александровское, находившееся в Москве, поступали также преимущественно они же, так что выбор для «молодого человека с вокзала» (как называли бывшие кадеты своих однокашников, окончивших гражданские учебные заведения), уроженца северо-запада России, выглядит вполне оправданным.
Константиновское училище вело свою историю с 1807 г., от Дворянского полка, первым шефом которого был великий князь Константин Павлович (откуда и последующее название). 19 ноября 1864 г. шефом училища был назначен великий князь Михаил Николаевич, Наместник на Кавказе и Главнокомандующий Кавказской армией, незадолго перед тем окончивший многолетнюю Кавказскую войну.
Годы обучения Владимира Васильевича во 2-м военном Константиновском училище, располагавшемся на Забалканском проспекте столицы Империи (новое название было дано лишь в 1878 г. в память событий Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.) никак нельзя назвать спокойными ни для Санкт-Петербурга, ни для России. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит царь-освободитель Александр II, на престол взошел император Александр III, а в России началась эпоха, получившая в историографии (не совсем справедливо на наш взгляд) имя «контрреформ».
В.В. Антипов оканчивает училище 7 августа 1882 г. с производством в подпоручики и выпускается в 101-й пехотный Пермский полк, входивший в состав 26-й пехотной дивизии и стоявший в г. Гродно (Виленский военный округ). Полк имел старшинство с 29 ноября 1796 г., особенно отличился в последней Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., когда входил в состав Рущукского отряда, которым командовал тогда наследник-цесаревич великий князь Александр Александрович – будущий император Александр III. За эту кампанию полк получил Георгиевское знамя.
Общество офицеров полка представляло собой сплоченную семью, немало этому способствовали командир полка полковник Аркадий Александрович Энгельгардт и начальник дивизии генерал-лейтенант Николай Николаевич Малахов, командовавший в кампанию 1877–1878 гг. первой бригадой 26-й пехотной дивизии, куда входили пермцы. «Служба становилась все труднее, программа служебных требований разрасталась, а требования предъявлялись строже. На кадр офицеров было обращено начальником дивизии генералом Малаховым и командиром полка полковником Энгельгардтом особенное внимание» , – отмечает в своем труде историограф (и будущий командир) полка М.Н. Вахрушев. Время строевой службы В.В. Антипова – период резкого повышения культурного, образовательного и служебного уровня офицерского корпуса. В полковой истории приводятся для сравнения такие данные: «В 1867 году из 58 офицеров в полку 5 было окончивших юнкерское училище, а остальные были произведены из нижних чинов… за <18>96 год: окончивших академию 2, состоящих в академии 2 (один из них – как раз штабс-капитан Владимир Антипов – А.М.), окончивших военные училища 35 и окончивших юнкерские училища 48, ясен … без дальнейших пояснений прогресс в образовательном цензе полка» .
Служба младшим офицером армейского пехотного полка, с 2 октября 1884 г. – батальонным адъютантом, полковым желонерным офицером – с 4 мая 1885 г., а с 6 января 1889 г. вступает в командование ротой – первая самостоятельная и ответственная должность, совмещенная с заботой о десятках солдатских жизней и разнообразном ротном хозяйстве. Занятие такой ответственной должности всего лишь в чине поручика и всего лишь на седьмом году службы в офицерских чинах – безусловный признак доверия со стороны начальства. Продвижение в чинах Владимира Васильевича шло своим чередом, без видимых сбоев: производство в поручики 15 мая 1887 г. (со старшинством в чине с 7 августа того же года), а затем – в штабс-капитаны 31 марта 1891 г. После производства в штабс-капитаны, 18 августа 1891 г., В.В. Антипов утвержден в должности ротного командира. Казалось, дальнейшая карьера мирного времени ясна и довольно безрадостна: производство в капитаны и командование ротой вплоть до предельного возраста с последующим уходом в отставку с производством в чин подполковника (к примеру, вышедший в том же году в тот же полк выпускник 1-го военного Павловского училища Константин Александрович Викторов прокомандовал ротой более 17 лет и только участие в Русско-японской войне 1904–1905 гг. и перевод на Дальний Восток удержали на службе этого доблестного офицера, произведенного в штаб-офицерский чин накануне предельного возраста и павшего затем в бою, во главе уже родного 5-го Сибирского стрелкового полка, 20 сентября 1915 г., получившего посмертно производство в генерал-майоры и награждение Георгиевским оружием).
Вероятно, на рубеже 1880–1890-х гг. Владимир Васильевич женится «на дочери полковника Стоянова, девице Софии Константиновне», по крайней мере, первенец в семье – Елена – появляется на свет 25 марта 1892 г. (затем еще две дочери: Зинаида – 28 апреля 1895 г. и Татьяна – 12 октября 1904 г.) .
20 февраля 1894 г. В.В. Антипов получает свой первый орден – Святого Станислава 3-й степени и в том же году решается круто изменить ход своей служебной карьеры и все же «вскочить на подножку отходящего трамвая»: попробовать поступить в Николаевскую академию Генерального штаба.
Поступление в академию с должности командира роты, с несколькими годами старшинства в чине штабс-капитана – поступок, безусловно, решительный и резкий. Хотя бы потому, что штабс-капитанский чин – последний, с которого можно было попробовать попасть в «черное войско» – корпус офицеров Генерального штаба. Основная масса кандидатов пыталась поступить в академию в первые годы своей службы, через три года обязательного строевого ценза. Решавшихся на такой шаг на втором десятке лет службы – единицы.
3 июля 1894 г. Владимир Васильевич командируется в Вильну, в штаб округа, «для предварительного испытания на поступление в Николаевскую академию Генерального штаба». Выдержав его, 20 августа 1894 г. штабс-капитан В.В. Антипов командируется в Санкт-Петербург для держания вступительных экзаменов в самой академии. Опять успех, и 9 октября 1894 г. штабс-капитан 101-го пехотного Пермского полка зачислен в состав слушателей академии.
Год учебы и … 15 апреля 1895 г. В.В. Антипов «отчислен по недержанию экзамена». Что послужило причиной – установить не удалось, возможно, каким-то образом тут сказалось ожидание рождения в семье второй дочери, но, так или иначе, возвращение обратно в полк. С пополнением в семействе и крахом в карьере, как казалось.
Тем не менее, спустя год, Владимир Васильевич вновь успешно сдает экзамены и 8 октября 1896 г. вновь зачисляется в Николаевскую академию Генерального штаба. Успешно проходит обучение в двух классах и благополучно переводится на дополнительный курс 20 октября 1898 г. К этому моменту он уже капитан (произведен 15 апреля 1898 г., со старшинством с 15 марта того же года). Это был последний «лееровский» выпуск, т.е. прошедший почти весь курс обучения при руководстве академией выдающегося русского военного теоретика и историка, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской академии наук, генерала от инфантерии Генриха Антоновича Леера, бывшего начальником Николаевской академии Генерального штаба в 1889–1898 гг.
5 июня 1899 г. В.В. Антипов успешно оканчивает дополнительный курс академии и причисляется к Генеральному штабу. В том же году академию закончили многие известные в будущем военачальники. Среди его однокашников – славный командир кубанских пластунов в годы Первой мировой войны Иван Емельянович Гулыга, вожди белой кавалерии на Юге России Яков Давидович Юзефович и Михаил Николаевич Кальницкий, пошедшие на службу к большевикам и поплатившиеся потом за это жизнью от их же рук Андрей Евгеньевич Снесарев и Павел Павлович Сытин, донской атаман Петр Харитонович Попов и герой Великой войны, спаситель захваченных в Киеве петлюровцами офицеров Александр Васильевич Черячукин, один из создателей русской военной разведки и контрразведки Николай Степанович Батюшин и др. Но, пожалуй, самым известным сокурсником станет скромный капитан 2-й артиллерийской бригады Антон Иванович Деникин.
Недюжинное упорство было вознаграждено: причисленный к Генеральному штабу капитан Владимир Антипов назначается на службу в столичный Петербургский военный округ, где и прослужит следующие полтора десятка лет.
23 июля 1900 г. В.В. Антипов переводится в Генеральный штаб и назначается старшим адъютантом штаба 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. Назначение несколько необычное: дивизия считалась самой аристократичной и элитарной в русской кавалерии, попасть на службу ни в один из полков дивизии Антипов бы не мог ни по традиции, ни по закону. К тому же ни в кавалерии, ни в артиллерии Владимир Васильевич никогда не служил, а данная должность требовала не просто крепко держаться в седле, но быть хорошим наездником. По должности старшему адъютанту штаба дивизии «принадлежала ведущая роль в осуществлении задач оперативного характера, в решении мобилизационных вопросов, в организации боевой подготовки частей дивизии» .
Уже 5 ноября 1900 г. В.В. Антипов назначается обер-офицером для особых поручений при штабе Гвардейского корпуса. «Особое поручение» не заставило себя ждать и 28 ноября того же года капитан Антипов командируется с учебной целью на 8 месяцев в Германию. Из этой командировки он возвращается 21 июля 1901 г., а еще 16 июля состоялось его назначение старшим адъютантом штаба гвардейского корпуса.
17 июля 1902 г. Владимир Васильевич производится в чин подполковника и назначается старшим адъютантом штаба войск гвардии и Петербургского военного округа. Находясь на этой должности, он будет произведен в следующий чин – полковника (2 апреля 1906 г., за отличие по службе). Время после Русско-японской войны связано с серьезными реформами, проводившимися в императорской армии, и «на острие» реформ стоял как раз столичный военный округ, во главе которого стал 26 октября 1905 г. великий князь Николай Николаевич – будущий Верховный Главнокомандующий в 1914–1915 гг.
6 июля 1907 г. полковник Генерального штаба Владимир Васильевич Антипов назначается начальником Санкт-Петербургского пехотного юнкерского училища. На его плечи ложится забота о четырехстах юношах – будущих офицерах. Именно под его началом училище переходит в подчинение Главного управления военно-учебных заведений (1907 г.), преобразовывается в военное (1 сентября 1909 г.) и получает новое имя: с 31 мая 1910 г. – Владимирское военное училище – в память великого князя Владимира Александровича, главнокомандующего войск гвардии и Петербургского военного округа со 2 марта 1881 г. по 26 октября 1905 г., в ведении которого училище находилось почти четверть века, с этого момента погоны и эполеты чинов училища украсит его вензель.
Именно «по случаю назначения его начальником Санкт-Петербургского пехотного юнкерского училища» Владимир Васильевич впервые получил «пособие на подъем» в размере 200 руб. : новая самостоятельная должность требовала «представительских» расходов. О том, что служба в училище отнюдь не была синекурой, говорит тот факт, что при расчете выслуги для пенсии 5 лет службы в военном училище приравнивались к 7 годам «общей государственной службы». На службе по военно-учебному ведомству В.В. Антипов также зарекомендовал себя с лучшей стороны, свидетельство тому – производство 6 декабря 1910 г. в чин генерал-майора (за отличие; со старшинством с 15 марта 1912 г. и с зачислением по армейской пехоте) и награждение 6 декабря 1912 г. орденом Святого Владимира 3-й степени.
Интересный момент: в основном типе документов о службе русского офицера – в послужных списках – графа, где отмечались оконченные учебные заведения, звучала как «Где воспитывался». Помимо образования учебное, а тем более военно-учебное, заведение должно было давать своему человеку, причем, прежде всего, именно воспитание. Образование можно было пополнить, но воспитание офицера как представителя особой служивой корпорации играло первостепенную роль и ложилось на военные училища, которые должны были из штатских юношей, «молодых людей с вокзала», воспитать кадровых офицеров, верных присяге, чтущих традиции и свято блюдущих честь мундира и честь личную. К чести русских военно-учебных заведений – с этой совсем нелегкой задачей они успешно справлялись.
В должности начальника Владимирского военного училища генерал-майор В.В. Антипов встречает начало Первой мировой войны. В военных условиях училище вынужденно сокращает свою программу и переходит с обычного двухлетнего курса мирного времени к ускоренному четырехмесячному. Необходимо отметить, что предвоенные планы предусматривали введение с началом войны ускоренного курса, но восьмимесячного, а уже 30 июля 1914 г. курс пришлось урезать по времени в два раза и при этом довести число обучающихся «до максимальной цифры». За успехи на ниве подготовки офицерского состава генерал-майор Антипов 22 марта 1915 г. награждается орденом Святого Станислава 1-й степени.
Перестроив работу училища на военный лад, Владимир Васильевич сам отправляется на театр военных действий и 25 января 1915 г. получает в командование бригаду 63-й пехотной дивизии. Великая война стала для него первой, ранее В.В. Антипов участия в боевых действиях не принимал. Дивизия была второочередная, развернутая по мобилизации из кадров 14-й пехотной дивизии Одесского военного округа. В ноябре 1914 г. 63-я пехотная дивизия дралась под Лодзью, в начале 1915 г. – действовала в составе 1-й армии в районе Прасныша, при обороне которого от германцев понесла жестокие потери.
Весной 1915 г. дивизия перебрасывается в Галицию. 18 апреля 1915 г., за день до начала широкомасштабного австро-германского наступления на русском фронте (т.н. «Горлицкий прорыв»), Владимир Васильевич принимает командование всей дивизией.
19 апреля 1915 г. 11-я германская армия под командованием ген. А. Макензена обрушилась на стык IX и Х русских корпусов 3-й русской армии генерала Р.Д. Радко-Дмитриева. На 35 км участке прорыва германцы, естественно, сосредоточили превосходящие силы, но их перевес в тяжелой артиллерии был огромен: против 4-орудийной русской батареи было сосредоточено 159 орудий тяжелой артиллерии. Позиции Х русского корпуса были буквально сметены «железной фалангой Макензена», и тогда из армейского резерва на подкрепление подошли 63-я и бригада 81-й пехотной дивизии. Отразить наступление многократно превосходящего, особенно в технических средствах, противника не удалось, началось Великое отступление русской армии, в результате которого были потеряны не только успехи 1914-го года, но и оставлена часть российских губерний.
В ходе Великого отступления русские войска проявляли чудеса героизма и самопожертвования. Не было паники и бегства, был отход. Тяжелый и кровавый, когда доблестью войск приходилось искупать недостатки технического снабжения. Генерал А.И. Деникин вспоминал об этих днях: «Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии — отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость — физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть...»
После месячного командования 63-й пехотной дивизией, Владимир Васильевич Антипов 18 мая 1915 г. назначается начальником штаба гвардейского корпуса. В состав корпуса входили 1-я и 2-я гвардейские пехотные дивизии, гвардейская стрелковая дивизия, 1-я и 2-я гвардейские кавалерийские дивизии с соответствующими артиллерийскими, инженерными и проч. частями, фактически – все гвардейские части, стоявшие в мирное время в Санкт-Петербурге и пригородах.
Императорская гвардия с честью выдержала бои Великого отступления, но к моменту вывода в резерв в конце сентября 1915 г. многие полки насчитывали едва ¼ штатной численности. Особенно тяжело сказались безвозвратные потери в офицерском составе. В качестве примера приведем свидетельство офицера лейб-гвардии Московского полка, входившего в состав 2-й гвардейской пехотной дивизии Г.Ф. Климовича:
«27 сентября 1915 года, после смены армейскими частями, весь гвардейский корпус отошел в резерв Верховного Главнокомандующего и двумя переходами сосредоточился в районе местечек Глубокое-Дуняловичи.
Полк к этому времени представлял из себя один шестиротный батальон, в котором 5 ротами командовали офицеры, а 6-ю фельдфебель» .
Это означало, что в полку не осталось даже десятка обер-офицеров для занятия должностей хотя бы ротных командиров, притом, что число рот вместо 16 было всего лишь 6. Ситуация, сложившаяся в лейб-гвардии Московском полку вполне типична для всех полков гвардейского корпуса несколько месяцев ведших безостановочные бои против германских частей в составе армий Северо-Западного, а затем Западного фронта.
Именно на долю В.В. Антипова, как начальника штаба, выпала трудная задача: фактическое восстановление русских гвардейских частей и подготовка их к кампании 1916 г.
В конце 1915 г. все гвардейские части сводятся вместе, что вызывает за собой изменение организационной структуры: формируется 2-й гвардейский корпус, на должность начальника штаба которого и переходит 21 декабря 1915 г. В.В. Антипов.
В состав 2-го гвардейского корпуса вошли 3-я гвардейская пехотная дивизия (до Первой мировой войны стоявшая в Варшаве, полки лейб-гвардии: Литовский, Кексгольмский, Петроградский и Волынский) и гвардейская стрелковая дивизия (1–4-й лейб-гвардии стрелковые полки). Должность начальника штаба 2-го гвардейского корпуса В.В. Антипов занимал вплоть до 6 июля 1916 г. К счастью, ему не пришлось наблюдать, как плоды более чем полугодовых трудов – фактически возрожденные полки императорской гвардии были перемолоты в боях на реке Стоходе во время наступления Юго-Западного фронта в июле-сентябре 1916 г.
С 6 июля 1916 г. Владимир Васильевич – командующий 36-й пехотной дивизией, входившей в состав 13-го армейского корпуса. Первый состав корпуса практически целиком погиб в самом начале войны во время катастрофы 2-й русской армии генерала А.В. Самсонова в Восточной Пруссии. Дивизия вновь развернулась в нормальный состав только в 1916 г. Во главе 36-й пехотной дивизии генерал В.В. Антипов пережил крушение Российской империи, а 19 апреля 1917 г. он назначен командиром 19-го армейского корпуса и 29 апреля произведен в генерал-лейтенанты.
Дальнейшую судьбу Владимира Васильевича документально проследить не удалось. В любом случае – перед нами судьба незаурядного офицера, упорной службой и настойчивостью достигшего высших командных должностей.