Анна Жеребцова-Андреева
Анна Григорьевна Жеребцова-Андреева (13/25 сентября 1868, Гродно, Российская империя – 23 марта 1944, Рига, Остланд / Латвия) – выдающаяся камерная певица (меццо-сопрано) и педагог.
Отец певицы, Григорий Григорьевич Жеребцов, происходил из старинного русского дворянского рода, а мать вела свою родословную от одной из балтийских аристократических семей.
Анна училась в Петербургской консерватории в классе профессора Натальи Александровны Ирецкой. Получив консерваторский диплом в 1892 году, она отправилась почти на два месяца в свои первые и очень успешные зарубежные гастроли по городам Германии, совместно с Антоном Рубинштейном, первым признавшим талант молодой певицы.
Среди композиторов, ценивших пение А. Жеребцовой, значился и Николай Римский-Корсаков. Их творческое содружество началось с нескольких совместных концертов в 1894 году в Одессе, где в своих авторских концертах композитор стоял за дирижерским пультом, а молодую певицу он пригласил исполнить несколько романсов и арий из его опер. Впоследствии она часто пела на знаменитых домашних вечерах в доме композитора в Петербурге.
Анна Жеребцова стремительно завоевала авторитет в музыкальной среде, и считалась одной из лучших русских камерных певиц. Современники постоянно подчеркивали высокий профессионализм её искусства, отмеченного тонкой музыкальной культурой и вокальным мастерством.
Певица имела обширнейший репертуар – от классики до современных ей композиторов. Была непревзойденным интерпретатором русской музыки. Многие отечественные композиторы – Александр Глазунов, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев – доверяли именно ей, Анне Жеребцовой, первое исполнение некоторых своих новых сочинений. Она умела понять и передать публике всю красоту и ценность произведений, первой исполнительницей которых была. Строгий критик Цезарь Кюи называл Жеребцову «выдающимся интерпретатором музыки». Вероятно, поэтому композиторы посвятили ей ряд произведений: Н. Римский-Корсаков («Ангел»); А. Аренский («Поэзия»), В. Щербачев («Тебе не грустно»), С. Прокофьев («В моем саду» и «Кудесник») и другие.
В 1907 году, по приглашению Александра Глазунова, певица стала преподавательницей Петербургской консерватории. Спустя 7 лет, она была избрана профессором консерватории, позже стала заведующей отделением пения, сменив на этом посту своего педагога, Н.А. Ирецкую. Среди учениц Жеребцовой были выдающиеся камерные певицы – Мария Бриан, Зинаида Артемьева и Лариса Кича.
Была у Анны Григорьевны и одна, не совсем обычная ученица: певица давала уроки пения 22-х летней принцессе Алисе Гессен-Дармштадской, когда та только приехала в Россию, в качестве невесты наследника русского престола. Став императрицей, Александрой Федоровной, бывшая ученица сохранила теплые дружеские отношения со своей учительницей. Жеребцова была принята при дворе, и вместе с мужем, певцом Мариинского оперного театра, Николаем Андреевым, по приглашению царицы, несколько раз посещала крымскую Ливадию, в которой любила отдыхать семья русского императора.
«Водоразделом» в жизни Анны Жеребцовой-Андреевой, как и всей России, стал 1917 год. Поначалу казалось, что чета музыкантов Андреевых нашла свое место в новых условиях жизни в Петрограде. Но в 1919 году Анна Григорьевна овдовела, и ей одной надо было «поднимать» младших детей – подростков Алексея и Киру. Еще через три года Анна Григорьевна решила покинуть Россию.
Она направилась в Ригу по приглашению директора Латвийской консерватории Язепа Витола. Анна Жеребцова-Андреева надеялась стать преподавателем этого учебного заведения. Однако, в силу ряда причин, место профессора вокальной кафедры ей получить так и не удалось.
От продолжения карьеры концертной певицы она отказалась – в 54 года довольно сложно на новом месте начинать всё заново. Поэтому бывший профессор Петербургской консерватории –Жеребцова-Андреева открыла в 1923 году собственную вокальную студию, которая просуществовала 21 год, до последних дней жизни педагога, пользовавшегося высоким авторитетом. Каждой весной Жеребцова-Андреева устраивала отчетные вечера своих учениц в зале консерватории.
В процессе обучения Анна Жеребцова-Андреева обращала внимание не только на технику исполнения, но и воспитывала учениц музыкально, давала понятие и о сценической культуре поведения. Поэтому за советами к ней обращались и профессиональные певицы. Так, она консультировала Анну Гревиню, перед ее поездкой на стажировку в Италию в 1925 году. В апреле 1935 года она творчески работала с Марией Сакс, а Милда Лангенфельд пользовалась ее профессиональными советами, готовясь к нескольким концертам в марте 1934 и в августе 1939 года.
Анна Григорьевна воспитывала своих студентов на классическом репертуаре. Ее ученицы пели музыку разных стилей и эпох. В процессе обучения она основывалась на привычных для нее программах Петербургской консерватории. В репертуаре ее учениц значилась и вокальная музыка многих латышских композиторов – Андрея Юрьянса, Алфреда Калныньша, Эмиля Дарзиньша, Яниса Медыньша, Луции Гаруты и, конечно же, Язепа Витолса.
В 1930-е годы Анна Жеребцова-Андреева стала членом Рижского певческого общества «Баян». Ее деятельность в обществе особенно активизировалась в 1937 году, когда открылась литературно-театральная студия, где Анна Григорьевна занималась постановкой голосов студийцев и давала уроки пения.
Несмотря на то, что Жеребцова-Андреева последние годы часто болела, она продолжала работать с учениками до последнего дня своей жизни: 23 марта 1944 года, днем, как обычно, у нее еще были уроки, а ночью, во сне, у нее остановилось дыхание. Считается, что она умерла от разрыва сердца. Хоронили Анну Григорьевну Жеребцову-Андрееву 26 марта, на Покровском кладбище.
«С Анной Григорьевной Жеребцовой-Андреевой ушло от нас живое воспоминание о блестящей эпохе русского музыкального искусства» ( газета «Русский вестник», 25 марта 1944 года).
Среди учениц Анны Жеребцовой-Андреевой в Латвии были:
Ида Блуменфелде, меццо-сопрано;
Лидия Добровольская, сопрано;
Клавдия Сигирская, меццо-сопрано.
Марина Михайлец