Яков Михайлов

Яков Михайлов

Яков (Иаков) Михайлов (16 октября 1804, Псковская губерния, Российская империя – 21 января 1860, Рига, Российская империя) – священник, 22 апреля 1845 года впервые отслужил божественную литургию на латышском языке в Рижском Покровском храме.

В истории Рижской епархии сороковые годы XIX века — это время массового присоединения латышских и эстонских крестьян к Православию. Непосредственным толчком к началу массового перехода послужил конфликт между гонителем гернгутеров пастором Треем и Рижскою гернгутерскою общиною в 1844 году. По ложному доносу пастор Трей в конце концов закрывает молитвенный дом гернгутеров. Тогда руководитель общины Давид Баллод (Dāvids Balodis) — человек честный, благочестивый и весьма авторитетный среди крестьян, обратился к епископу Филарету I от имени 120 человек с просьбой о присоединении их к Православию. 12 марта 1845 года последовало Высочайшее соизволение на присоединение просителей, а также и на совершение для них богослужения на латышском языке.

В конце апреля 1845 года произошло первое присоединение латышей к Православию. В числе присоединившихся был и Д. Баллод. Весть о присоединении к Православию Баллода быстро разнеслась в народе. По всей Лифляндии, особенно в юго-восточной ее части, поднялись крестьяне. Голод несомненно усиливал народное движение. Однако о хлебе крестьяне почти не говорили. Ни палки, ни бритье голов, ни лишение скудного имущества не остановили и не удержали искавших утешения и спасения в вере Православной! Народ понял, что ни бароны, ни пасторы не могут препятствовать переходу крестьян в Православие.

Для латышского богослужения в Риге была отведена Покровская кладбищенская церковь. Не хватало священнослужителей. Ситуация складывалась так, что епископу Филарету пришлось рукополагать в священники и некоторых местных лиц, хорошо знавших латышский язык. Так был рукоположен во священники кассир графа Шереметева (бывший дворовый) Яков Михайлов. 25 лет служил он бухгалтером на мызе Пебалг (Пиебалга) и потому владел свободно немецким, латышским, французским и латинским языками. Епископ Филарет выхлопотал у графа Шереметева вольную, и в 1843 году Я. Михайлов уже занимается редактированием переводимых на латышский язык богослужебных книг, за что был удостоен благодарности Св. Синода. В 1844 году он проходит в Псковской Духовной семинарии подготовку к священнослужению, 21 апреля 1845 года рукополагается Рижским епископом Филаретом в диаконы, а 22 апреля — в священники. Назначается настоятелем Рижской Покровской церкви и впервые в истории Православной Церкви 22 апреля служит божественную литургию на латышском языке. В «Рижских Епархиальных Ведомостях» есть запись: «Генерал-губернатор Евгений Александрович Головин неоднократно свидетельствовал пред Преосвященным Филаретом: «Полное одобрение благоразумию и усердию этого священника. Несмотря на разные противодействия со стороны лютеран, о. Яков в самый короткий срок успел присоединить к Православию до 1670 душ лютеран-латышей. Исполнял дело присоединения с примерным благоразумием, ревностью и усердием. Он прослужил в Покровской церкви 15 лет и умер в январе 1860 года (в разных источниках две даты смерти 1859 и 1860, на самой могиле тоже ошибка). Когда Покровская церковь торжественно праздновала свой двойной юбилей — 50-летие каменного храма и 150-летие со дня ее основания, архиепископ Иоанн Поммер (ныне прославленный в лике святых) остановил свое внимание на одном из самых ревностных ее служителей Якове Михайлове, который, будучи уроженцем чисто русской области — Псковской губернии, — изучил чужой ему язык и посвятил себя служению тем, кто нуждался в его помощи. «Он был основоположником нового порядка, при котором стали совершаться богослужения на латышском языке, и, таким образом, является одним из первых деятелей, объединивших вокруг себя, а вернее вокруг церкви, русское и латышское население».

Пройдет время и эта земля примет и Владыку Иоанна Поммера, и будут они рядом покоиться — два Христова воина, одинаково стоявших в трудное время за веру Православную.

«Все не случайно, — говорил Иоанн Поммер, — в мире нет ни росинки случайного. Все промыслительно, все чудесно. Видение мира в Боге воскрыляет. Дух Божий ставит нас лицом к тайне Будущего Века. В жизни все бывает не даром. В жизни есть мудрость живого Божиего Промысла. Он открывает человеку иногда не только неизбежное, но и возможное, еще зависящее от самого человека, от его нравственных путей».

На могиле о. Якова усилиями Пушкинского общества  восстановлен крест (справа от часовни).

Светлана Видякина

Источники информации:

«Рижские Епархиальные Ведомости», 1907, № 16; 1909, № 11;

«Сегодня», 1929, № 273;

А. Гаврилин.  Очерки истории Рижской епархии. – Рига: Филокалия, 1999.

mihailov

Покровское кладбище. Слава и забвение. – Рига, 2004

Связанные темы

Георгий Тайлов

Яков Михайлов

Николай Македонский

Владимир Володин

Николай Шалфеев

Карп Грундулис

Николай Перехвальский

Александр Лисман

Евгений Свинцов

Михаил Петерсон

Иоанн Янсон

Николай Смирнов

Николай Трубецкой

Старец Таврион

Алексей Ионов

Архимандрит Таврион

Кирилл Зайц

Феофан Борисович

Арсений Андреев

Павел Панфилов

Никанор Трубецкой

Роман Пассит

Владимир Плисс

Иоанн Тонис

Никон Заливский

Тарасий Серединский

Андрей Мазур

Алексей Колосов

Николай Пятницкий

Александр Смирнов

Дмитрий Григорьев

Сергий Гарклавс

Герман Жегалов

Василий Князев

Иоанн Намниекс

Иоанн Трубецкой

Михаил Трубецкой

Павел Трубецкой

Василий Рупперт

Алексий Аристов

Василий Мельников

Владимир Ширшин

Иоанн Журавский

Симеон Варфоломеев

Серафим Шенрок

Николай Гурьянов

Пётр Смыковский

Схиархимандрит Агафангел

Александр Македонский

Алексей Торопогрицкий