Зимние праздники (Февральский карнавал)
Мороз морозом, кризис кризисом, а праздник в душе должен быть. Приглашаю на прогулку в прошлое Риги, когда несмотря на суровые зимы , трудный быт, горожане находили возможности для радостей в зимней жизни.Долгие зимние вечера в средневековье конечно же были скучными, утомительно-однообразными. Все заснежено, рано темнело, освещение в домах скудное. Свечи дороги, а при свете масляных светильников особенно не развлечешься. Ни телевизора, ни компьютера . Собирались около очага, пили пиво. Играли в кости, играли в карты тайком, потому что карточные игры были под запретом , картежников били кнутом и розгами, но остановить это развлечение не могли нигде в Европе.
В феврале дни становятся уже длиннее. Как хочется сейчас, чтобы быстрее наступила весна, так и в старину глубокую хотелось, чтобы поскорее закончилась зима. На ее исходе в ожидании весны устраивали праздники. Самым большим праздником была Масленица. Или как говорят еще «Проводы зимы». Историки утверждают, что масленица была изначально языческим праздником .Позже христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, предваряющих Великий пост.
В средневековой Риге были сильны традиции ганзейской культуры. Здесь, как и в других немецких городах, устраивали в холодном феврале карнавал. Называли его «Фастнахт». По-латышски - «Вастлавьи» или «Metenis». По-русски «Масленица». Длился он обычно примерно две недели. Заводилами были холостяки из купеческой и ремесленной среды. Особенно отличались купцы из Общества Черноголовых. Ведь это объединение странствующих торговых агентов состояло только из холостяков. Дом Черноголовых был самым роскошным общественным зданием в Риге. И сегодня восстановленный Дом Черноголовых красуется на Ратушной площади, его с удовольствием фотографируют на память все гости Риги. В старину в Доме Черноголовых в начале февраля собирались корабельные капитаны на пирушку. Сегодня бы ее назвали корпоративной тусовкой. В этой пирушке принимали участие только мужчины, без жен. Стол был рыбный. Всякие копченые., печеные. маринованные, жареные деликатесы той поры.
Молодые купцы , мастера и подмастерья устраивали уличные костюмированные шествия. Карнавал для жителей ганзейских городов (Бремена, Гамбурга, Любека, Риги) был привлекателен в первую очередь своей внешней стороной — костюмами. Карнавальную одежду любили во всех слоях общества. Купчихи, дочери и жены мастеров выбирали карнавальные костюмы принцесс или монахинь, или жриц любви. Мужчины одевались пиратами, адмиралами.
Рядились в тот или иной персонаж в зависимости от своих подсознательных желаний. Не узнаваемые в карнавальном костюме, они предавались буйному веселью, флиртовали, завязывали любовные интрижки, часто напивались, дебоширили. Собирались, когда темнело на улицах. При свете факелов они двигались с грохотом и шумом барабанов в озорном шествии по рижским улицам, пели и плясали.. Кутеж продолжался в Доме Черноголовых, в Большой и Малой гильдиях, в трактирах. Столы ломились от обилия еды и питья. Зажигали всю ночь, сказали бы сегодня. Из исторических документов Общества Черноголовых известно, что в 1510 году «черноголовые» за дни карнавала израсходовали 144 бочки пива и 24 бочки медового пива. . Это при том, что в Риге в ту пору было жителей меньше двух тысяч. Вот такое коллективное пиршество-пьянство . Пожилые рижане чинно ходили в гости друг к другу, а за пределами Риги ездили на украшенных повозках к родне. В русской среде говорили и говорят до сих пор «к теще на блины».
У детей было свое развлечение: катание на санках и коньках. Только в средневековой Риге коньки были не металлические, а костяные. По свидетельству рижского археолога Андриса Целминьша, коньки изготавливали из костей свиньи. По размеру они соответствовали ноге человека. В нижней части кости прожигались отверстия. В них продевались веревки, чтобы привязать коньки к ноге. У древних коньков не было каблуков. Чтобы легче было двигаться на коньках пользовались палками, похожими на современные лыжные палки . Такие коньки можно увидеть в археологической экспозиции Музея истории города Риги и мореходства . Аналоги рижским находкам имеются в Бремене и в Новгороде. На металлических коньках рижане стали кататься попозже . Возможно, во времена тесных торговых контактов с Голландией в 17 веке. Тогда в Риге было модным все голландское — и архитектура, и внутреннее убранство домов, и одежда, и в какой-то степени образ жизни.
В последний день масленицы швыряли в небо пылающие пучки соломы, сжигали чучело зимы, надеясь таким образом избавиться от зла. Символически прогоняли зиму и приветствовали наступление весны. Этот обычай иногда приводил к пожарам. В последний день Масленицы вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, потому что с понедельника наступал Великий пост.
Со второй половины 18 века веселый уличный карнавал грубых бюргеров приобрел новую «благородную» форму карнавального увеселения знати — стали устраивать балы-маскарады. К ним готовились заранее. Придумывали костюмы на заданную историческую тему. Учились танцам. Церемонный контрданс и кадриль. Контрданс и кадриль близки друг другу. Их хореография восходит к придворным балетам, в которых солировал французский король Людовик Х!У. Учились танцевать по три часа в день.
Для того, чтобы дать бал, требовалось много денег и сил. Помните пушкинские строчки об отце Евгения Онегина «Давал три бала ежегодно и разорился наконец..» Светская элита выставляла напоказ свои богатства, щеголяла роскошью. На балах плели заговоры, вспомните «Маскарад» Лермонтова и «Бал-маскарад» Верди, начинались любовные романы , вспомните «Анну Каренину» и бросали вызовы на дуэль , как в романе «Евгений Онегин». Газеты рассказывали о балах как о театральных представлениях. Описывали вереницы экипажей перед дверями особняков , дамские туалеты, прически, драгоценности, расхваливали освещение бальных зал, оркестр и даже поданное угощение. Зеваки толпились на улице, чтобы поглазеть на приехавших гостей. Бал для них уличное зрелище. Но для гостей , также как и для хозяев дома, бал – тоже зрелище: люди собираются в своем кругу и любуются друг другом. Правила хорошего тона требовали на балу от всех безупречности во всем - и в одежде, и в манерах. Пышные костюмы нового времени были полной противоположностью грубоватому бюргерскому наряду. Маскарад продолжался до утра, Разгоряченные гости баловались редкими и очень дорогими по тем временам напитками - кофе и какао.
С девятнадцатого века в подражании французам состоятельные горожане организуют детские балы. Они были костюмированными и устраивались в основном в феврале во время карнавала . Такие балы, были своего рода наградой за все лишения во время поста . Эта пора в детской жизни, предназначалась исключительно для учебы и исполнения религиозного долга.
200 лет тому назад обычные горожане зимой ходили к друг другу в гости. .Программа приема гостей, как правило, была такая. Хозяева перед обедом накрывали маленький стол. На нем соленое и копченое мясо, рыба. Часто это была сельдь, а еще масло, сыр. Перед обедом выпивали рюмочку горячего вина. Потом игра в бостон, обед и снова карточная игра. Большинство горожан, жители рижских предместий, готовили пищу сами. Пекли пироги с мясом, яйцами и морковью, с капустой, с грибами в коровьем, конопляном и льняном масле. Любили слоеные пирожки с говядиной. На праздники коптили гусей . На топленом масле пекли пирожные. В Риге любили еще со средневековья десерт, популярный и в наши дни. Только в старину у него было романтическое название «Юная крестьянка под белой вуалью». Это хорошо знакомая в Латвии и взрослым и детям слойка из черного хлеба со взбитыми сливками. Особый чай готовили русские рижане . Его составными были вода, мед, перец. Заваривали его в медной посуде.
Русские рижане жили в старину в предместьях города. В основном в Петербургском и Московском. Форштадтах. Масленицу гуляли хлебосольно, широко. Рабочие знаменитой фарфоровой фабрики «Кузнецовки» устраивали традиционный выезд «Широкой Масленицы». В санях-розвальнях устанавливался небольшой очаг и дородная женщина в русском костюме по пути пекла блины. Угощала спутников, а они обильно прикладывались к стаканчикам , пополняемым из бутылки водки, называемой «Марфа в сарафане». Такой поезд почти из десятка саней под звуки песен и гармошки объезжал улицы Московского предместья. А полиция зорко смотрела за этим. Бесчувственно пьяных гуляк доставляли в съезжий дом. По-современному в «вытрезвитель».На утро каждый из них снабжался метлой, лопатой, тачкой. Они обязаны были убирать улицы. И франт в цилиндре и и мастеровой рядышком чистили улицы . О русской масленице в Риге увлекательно написано в книге «От Лифляндии к Латвии». Будет время и возможность — почитайте.