Василий Окнов
Василий Васильевич Окнов (1830, Тверь, Российская империя – 5/17 июня 1894, Кокенгузен/Кокнесе, Лифляндская губерния, Российская империя) – русский православный священник, протоиерей, переводчик и издатель богослужебных книг, в том числе и на латышском языке.
Василий Васильевич Окнов родился в 1830 году в городе Твери, там же он окончил и курс духовной семинарии по первому разряду. Был подготовлен к ведению церковной службы не только на русском, но и на латышском языке.
В 1852 году Василий Васильевич был рукоположен во священника и определён в Рижскую епархию в имение Козенгоф (Коса) Венденского/Цесисского уезда Лифляндской губернии к новообразованному православному приходу в качестве первого настоятеля.
С 7 марта 1855 года о. Василий Окнов состоял членом комитета по переводу богослужебных книг на латышский язык, а с февраля 1862 года был назначен председателем Рижского комитета по переводу богослужебных книг на латышский язык. Летом 1865 года стал членом поверочного комитета по переводу богослужебных книг, а с 18 ноября 1866 года, о. Василий Окнов был избран постоянным сотрудником для перевода статей с русского на латышский язык. Кроме того, с февраля 1869 года о. Василий Окнов был редактором и издателем православного календаря, издаваемого для православной латышской паствы.
Долгие годы с 11 марта 1855 года и вплоть до своей кончины о. Василий Окнов служил настоятелем Кокенгузенской (Кокнесской) православной Петро-Павловской церкви, заботясь о том, чтобы в церкви было всё необходимое, а паства получала духовное окормление и поддержку. При о. Василии Окнове Кокенгузенский приход получал подарки от разных благотворителей. Так, например, 27 апреля 1869 церковь получила богатые подарки от царского дома. В период службы о. Василия было построено и новое каменное здание церкви. Первый камень был заложен в 1875 году. Церковь была освящена епископом Филаретом (Филаретовым) 16 июля 1878 года. На церемонии освящения присутствовали многочисленные гости и высокопоставленные лица. Для латышской паствы о. Василий Окнов переводил слова архипастыря на латышский язык.
Кроме благоустройства церкви о. Василий Окнов занимался и благоустройством приходской школы. Его стараниями церковь и школа содержались в надлежащем порядке. Василий Васильевич Окнов был также и рижским уездным благочинным. Кроме того, в 1879 году на общем собрании Петропавловского братства, 10 октября, о. Василий Окнов был избран почетным членом этого братства.
В 1881 году о. Василий Окнов возведён в сан протоиерея.
В сентябре 1887 года Кокенойский (так в оригинале) протоиерей Василий Окнов праздновал 35-летие своего служения церкви Божией в Рижской епархии. Он имел и государственные награды, среди которых орден Св. Анны 2-й степени (1886) и орден Св. Владимира 4-й степени (1891).
Протоиерей Василий Окнов не только занимался переводами на латышский язык богослужебных книг, но и живо интересовался местной латышской культурой, включая хоровое пение и собирание текстов народных песен. В его доме — доме священника на Русской горе — часто организовывались культурные мероприятия. Гости (включая местных жителей) приглашались к трапезе, а потом начиналась культурная часть, сопровождавшаяся музыкальными и певческими выступлениями на разных языках, играми, зачитыванием рассказов и повествований. В качестве организатора часто выступал сам о. Василий. Его сыновья тоже принимали участие в организации мероприятий. Талантливых местных детей семья о. Василия Окнова старалась продвинуть и помочь им получить соответствующее образование.
Как в своём материале к 40-летию Вискальского певческого общества (Viskaļu dziedāšanas biedrība) писал в 1926 году Б. Лиепинь, о. Василий Окнов оказал помощь в основании этого общества. Он и его сыновья были любителями латышских народных песен и принимали участие в деятельности как хора, так и общества. Протоиерей В. Окнов часто приглашал хор к себе в поместье, где проводились дружеские вечера, с угощениями. Так Б. Лиепинь пишет: «Ar sirsnīgu viesmīlību pacienāja tos pie klātiem galdiem, pēc kam sākās saviesīga dzīve ar latvju dziesmām, rotaļām, priekšnesumiem. Interesanto vakaru vadītāja lomā ar dzirkstošu humoru un nostāstiem bij aizvien pats mājas tēvs V. Oknovs.» («С сердечной гостеприимностью угощал их за накрытыми столами, после чего начиналась светская часть с латышскими песнями, играми, выступлениями. В роли ведущего этих интересных вечеров с искрившимся юмором и рассказами часто выступал сам хозяин дома В.В. Окнов»). Впоследствии о. В. Окнов был избран почётным членом этого общества.
Протоиерей Василий Окнов учил вверенную ему паству любить и уважать православную веру, правителя (императора) и государство, в котором живут; латышское население он стимулировал дополнительно к латышскому языку, изучить ещё и русский, чтобы было легче жить в большом государстве, чувствовать сопричастность к нему и иметь в нём больше возможностей для самореализации и профессионального роста.
Надо заметить, что стремления протоиерея В. Окнова некоторые латышские деятели через многие годы интерпретировали в превратном ключе, обвиняя его в том, что он проводил политику обрусения местного населения, хотя факты говорят об ином. Более того, в прессе, во второй половине 1930-х годов и позднее появлялась противоречивая информация о народности самого Василия Васильевича. Так в некоторых статьях утверждалось, что он был обрусевшим латышом, его критиковали за то, что он сам обрусел и других пытается обрусить. Его фамилию переводили как «Lodziņš» и говорили, что так было до того, как якобы о. Василий Васильевич Окнов перевёл свою фамилию на русский язык и т. д. Хотя очевидно, что «Lodziņš» переводится как «Окошкин», а «Окнов» было бы «Logs». К тому же фамилия Окнов встречается и у ряда церковнослужителей Тверской епархии 19-го века, т.е. в Твери откуда был родом Василий Васильевич и где у него были родственники. В других же публикациях в прессе говорилось, что о. Василий Окнов русский, а вот его жена — Мария Ивановна — была латышкой и отсюда делались очередные выводы.
Наоборот, русская пресса писала, что о. Василий Окнов будучи священником в Кокнесе в совершенстве изучил латышский язык и в значительной степени ассимилировался с местным населением. Говорилось, что сыновья о. Василия Окнова владели латышским настолько хорошо, что ничем не отличались от местных носителей этого языка.
Как бы там ни было, о. Василий оставил после себя наследие, в том числе и в латышской культуре. Кроме изданных им на латышском языке богослужебных книг и календаря, большое количество собранных Окновым песен-четверостиший вошли в сборник латышских народных песен, который был задуман как памятник латышского народного творчества (см. Памятники латышского народного творчества. Собраны и изданы Иваном Спрогисом, Вильна, 1868 г. Эта книга много раз переиздавалась и в наше время).
Несколько поколений воспитанников о. Василия Окнова получили хорошее образование и смогли успешнее устроиться в жизни, владея несколькими языками.
Скончался протоиерей Василий Васильевич Окнов 5 июня 1894 года, отслужив в Рижской епархии в общей сложности 42 года. Заупокойную литургию и отпевание совершал его сын — в то время ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Питирим (в миру Павел Окнов), совместно с несколькими священниками. За особые заслуги прах протоиерея Василия Окнова был похоронен в Кокенгузенской (Кокнесской) Петро-Павловской церкви в особом, находившемся под левым клиросом склепе, который был специально приготовлен для этой цели.
В Церковных ведомостях за 1894 год о протоиерее В.В. Окнове написано: «[…] своим ревностным служением православию в Прибалтийском крае уже давно приобрёл почётную известность во всей епархии. Он много потрудился в деле обращения отпавших от православия в лютеранство в шестидесятых годах, участвовал в трудах по переводу церковно-богослужебных книг со славянского языка на латышский, неопустительно проповедовал с церковной кафедры, издавал календарь на латышском языке в течение 25 лет, трудился по народному образованию и в должности уездного благочинного в течение 15 лет и т. д. [...]»
В 1965 году, перед тем как для нужд строительства Плявиньской ГЭС была взорвана Петро-Павловская церковь, а территория затоплена (в 1967 году), прах о. Василия Окнова был перезахоронен на кладбище в Кокнесе.
***
Известные родственники
Жена – Мария Ивановна Окнова.
Сыновья
Павел Васильевич Окнов (Питирим) (1858, Кокенгузен, Российская империя – около 1920) – детские годы провёл в Кокенгузене (Кокнесе). Крещён в местной Петро-Павловской церкви. Своё обучение продолжил, окончив рижскую Александровскую гимназию. Затем пошёл по стопам отца, выбрав путь духовного служения. В сообщении Рижского вестника от 1879 года было указано, что Павел Окнов продолжит образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Однако позже в других источниках (например, в «Pēdējā brīdī») указывалось, что своё образование он продолжил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1883 году со степенью кандидата богословия. В июне 1883 он принял монашество под именем Питирим. В 1890 году возведён в сан архимандрита. С 1891 года был ректором Петербургской семинарии. Для студентов-латышей духовной академии он проводил богослужения и на латышском языке. Первую епископскую кафедру Питирим занимал в Новгород-Северске.
Был также епископом в Туле, Курске и т. д., а также экзархом Грузии. В 1915 году Питирим был назначен митрополитом Петроградским и Ладожским (ноябрь 1915 – март 1917). Ещё с юных лет Питирим свободно владел немецким и латышским языками. По воспоминаниям современников, с большим интересом относился ко всему латышскому. Несмотря на то, что в Петербурге латышей было не очень много, он, тем не менее, организовал для латышской паствы особый приход и предоставил в распоряжение латышского православного прихода церковь в Лавре. Находясь на высокой должности предпринимал шаги и для того, чтобы упорядочить дела православной Церкви и провести ряд реформ. Он выступал также за перевод богослужебных книг на разные языки. После свержения монархии, при правительстве Керенского митрополит Питирим попал в опалу и потерял то влияние, которое у него было революции 1917 года. Он подвергся аресту, однако, был отпущен. В том же 1917 году по собственному прошению ушёл на покой. По сути он был выслан из Петербурга с местом определения на Кавказ в Бештауский монастырь. В газете «Pēdējā brīdī» за 1936 год писали, что Питирим скончался от тифа в Пятигорске в послереволюционное время, однако, «до прихода к власти большевиков». Ряд современных научных публикаций в качестве года смерти указывает 1919 год, встречаются также указания на 21 февраля 1920 года, а в качестве места смерти и погребения – город Екатеринодар. Вызывает интерес то, что дата 21.02.1920 представляет собой синхрон с датой смерти брата Леонида 13.02.1920. Жизнь и деятельность Питирима пришлась на революционные и смутные времена, оценка его персоны и деятельности, наверняка, останется неоднозначной. Особенно с учётом должности, которую он имел смелость занимать. Однако многие ответы о характере его личности можно почерпнуть, изучив историю семьи и раннюю биографию П. В. Окнова.
Леонид Васильевич Окнов (около 1859, Кокенгузен (Кокнесе), Российская империя - 13.02.1920 Кокнесе) — Родился и детские годы провёл в Кокенгузене (Кокнесе). Окончил рижскую Александровскую гимназию в 1880 году. Выбрал профессию педагога и высшее образование получил в Московском университете. В сентябре 1886 года временно назначен на должность учителя русского языка в Митавскую (Елгавскую) гимназию. В 1887 году исполняющий обязанности учителя русского языка в Митавской гимназии Леонид Окнов был утверждён в занимаемой должности. Л. В. Окнов свободно владел латышским языком. В 1888 году совместно с Генрихом Алунаном (братом Юрия Алунана — одного из активных участников движения младолатышей) составил и издал Краткое руководство для изучения латышского языка. В 1903 году по выслуге лет Леонид Васильевич Окнов получил чин статского советника. С 1910 года — переведён в рижскую Александровскую гимназию. До 1911 года служил инспектором рижской Александровской гимназии, оставил эту должность по собственному желанию, продолжая работать в гимназии учителем русского языка. Некоторое время был исполняющим обязанности председателя педагогического совета рижской женской гимназии Богоявленской. Л.В. Окнов имел правительственные награды, среди которых ордена: Св. Анны 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени. Леонид Васильевич писал также и литературно-исторические очерки, ряд из которых был опубликован в прессе или издан в качестве брошюр. Он принимал активное участие в мероприятиях, посвящённых русской литературе и писателям. Одна из последних известных его должностей — директор Верровской (ныне г. Выру) гимназии. Дети Л.В. Окнова: Дмитрий и Надежда имели латвийское гражданство. В 1929 году Дмитрий Окнов был заведующим Кокнесской метеорологической станции. Кроме того, в прессе он заступался за честь своего дяди — Питирима. Остался в Латвии и при Советской власти, работал на гидрометеорологической станции. В 1953 году был членом избирательной комиссии Мадонского района.
Конон Васильевич Окнов — родился около 1862 года и детские годы провёл в Кокенгузене (Кокнесе). Выдержав экзамен, полный курс Александровской гимназии окончил в 1883 году. На данный момент не известно, где и по какой именно специальности Конон Окнов продолжил образование, однако, известно, что с 1 января 1890 года К.В. Окнов был определён канцелярским служителем Лифляндской казенной палаты, в 1891 году назначен на должность помощника столоначальника той же палаты, а 1892 году – на должность столоначальника Лифляндской казенной палаты. Служил чиновником в замке рижского губернатора. Дальнейшая его судьба пока не известна.
Материал подготовила Александра Яковлева, август 2021
Источники информации:
- Inland. In Kokenhusen. Zeitung für Stadt und Land № 112, 16.05.1869.
- Местный отдел. Кокенгузен. Рижский вестник № 163, 21.07.1878.
- Locales. Rigasche Zeitung № 137, 16.06.1879.
- Местный отдел. Почётные члены. Рижский вестник № 240, 25.10.1879.
- Resultate der im Juni 1880 erfolgten Maturitätsprüfungen im Dorpater Lehrbezirk. Rigasche Stadtblätter № 34, 21.08.1880.
- Местный отдел. Рижский вестник № 139, 25.07.1881.
- Внутренние дела. Рижский вестник № 118, 30.05.1886.
- Iekšzemes ziņas. Mājas Viesis № 37, 13.09.1886.
- Рижский вестник. Краткое руководство для изучения латышского языка. Рижский вестник № 180, 18.08.1888.
- Внутренние дела. Рижский вестник № 39, 17.02.1890.
- Внутренние дела. Рижский вестник № 43, 21.02.1891.
- Внутренние дела. Рижский вестник № 106, 16.05.1891.
- Iekšzemes ziņas. Dienas Lapa (Rīga, Petrograda) № 244, 26.10.1892.
- Церковные ведомости № 28, 1894, стр. 958.
- Прибалтийский край. Митава (Проводы Л. В. Окнова). Рижский вестник № 205, 10.09.1910.
- Городской дневник. Юбилей Л. В. Окнова. Рижский вестник № 13, 17.01.1912.
- Местная хроника. Рижское обозрение № 119, 21.09.1915.
- B. Liepiņš. Vēsturiskas ziņas par biedrību dzīvi. Viskaļu dziedāšanas biedrības 40 darba gadi. Mūzikas Nedēļa № 16–17, 24.08.1926., 285.–290. lpp.
- Покойный митрополит Питирим — сын священника из Кокнесе. Сегодня № 237, 27.08.1932.
- Agrākam Pēterpils metropolītam un Gruzijas eksarham Pitirimam māte bijusi latviete. Pēdējā Brīdī № 63, 17.03.1936.
- Окнов Василий Васильевич, протоиерей: http://feodorovna.ucoz.lv