Остзейский край и староверы
В конце XVIII – первой половине XIX вв. Лифляндию, Курляндию и Эстляндию называли «Остзейским краем». Господствующее положение здесь принадлежало немецкому дворянству и купечеству. Российское законодательство не распространялось на балтийские губернии. Языком делопроизводства на территории края был немецкий. Полноценное образование можно было получить только на немецком языке. Русское православное меньшинство, состоявшее в основном из торговцев и рабочих, самостоятельной политической роли не играло. Разбогатевшие православные купцы нередко перенимали немецкую культуру, отдавали своих детей в немецкие школы.
Что касается староверов, то местные власти (остзейцы) равнодушно относились к «русскому расколу». Поэтому староверы чувствовали себя в балтийских губерниях уверенно, жили обособленно, но при этом активно участвовали в экономике. Рижские староверы имели свою больницу, богадельню, школу и приют для малолетних; им принадлежали многие земельные участки, заводы и другая недвижимость. Значительной прослойкой являлось купечество. Принятые в 1827 году генерал-губернатором маркизом Филиппом Паулуччи правила, фактически легализовали существование староверческой общины.
Во время правления Николая I (1825-1855) усилилась реакция во всех сферах общественной жизни, в том числе в отношении староверов. К началу 1830 годов волна репрессий достигла Риги. «Правила Паулуччи» были отменены: школа закрыта, остался лишь один храм, получивший название «Гребенщиковский» (по имени купца Алексея Гребенщикова, пожертвовавшего значительные суммы в пользу общины). С целью противодействия старообрядчеству в 1837 году в Риге был освящен единоверческий храм. В Единоверии служба велась по старому обряду, по старым богослужебным книгам, но православным священником. Единоверие занимало промежуточное положение между староверием и православием. Государство не признавало староверческие браки, поэтому зажиточные люди, прежде всего, купцы, вынуждены были переходить, часто условно, в Единоверие.
Репрессии 1830-1850 годов нанесли сильный удар по староверию, но искоренить его не смогли. После вступления на престол Александра II и начала реформ создаются новые староверческие общества, открываются молитвенные дома в местах расселения староверов: в Латгалии и Курляндии.
Антонина Заварина. Русское население Латвии (К истории поселения)
Иван Заволоко. О старообрядцах г.Риги.
Александра Яковлева. Статистические данные касательно староверов в Прибалтийском крае, 19-й век
А. Гурин Руководители царской администрации в Риге (1710-1917)
История староверов Риги в документах Латвийского Государственного исторического архива