Рижский замок – от резиденции российских губернаторов до резиденции президента Латвийской Республики
Рижский замок – от резиденции российских губернаторов до резиденции президента Латвийской Республики – площадь Пилс (Замковая) 3
Русский период истории Рижского замка берёт начало со времени Северной войны. 4 июля 1710 года, после девятимесячной осады шведский гарнизон Рижской крепости капитулировал. Полки князя Аникиты Репнина вошли в город через Песочные ворота и переняли у шведов все посты и караулы. На валу Цитадели был водружен громадный корабельный флаг. Князь Репнин получил назначение на пост генерал-губернатора, генерал-лейтенант Сакен стал губернатором, а генерал-майор Савва Айгустов – комендантом Рижской цитадели.
Восемь дней ушло на восстановление жизни города: расчистку завалов и уборку тел погибших, выдачу провианта жителям, решение судьбы пленных. И лишь после этого состоялся торжественный въезд в город генерал-фельдмаршала Бориса Шереметева со свитой через Карловы ворота крепости. По прибытии в Рижский замок фельдмаршал принял в домовой лютеранской церкви присягу на верность у местных дворян и духовенства города. Это событие стало началом отсчёта русской истории старого замка, хотя он тогда еще не стал центром управления края. Саму форму управления тоже не приняли, так как война продолжалась. Да и сам замок не был готов к приему новой администрации. Несмотря на то, что должность генерал-губернатора уже учредили, Рижское генерал-губернаторство было провозглашено особым указом Петра I лишь 28 июля 1713 года.
Большие перестройки замка в период правления первых русских генерал-губернаторов князей А.И. Репнина, А.Д. Меншикова и графа Г.П. Чернышева не производились, однако самое необходимое делалось. Первой переоборудовали замковую лютеранскую церковь в православную. Она находилась на втором этаже южного крыла здания. В помещении храма Успения пресвятой Богородицы установили два иконостаса, главный – посвящённый Богородице, и второй – Сергию Радонежскому. Жилые помещения генерал-губернатора расположили на втором этаже западного (у реки) крыла, резиденцию с залом – в северном крыле.
В период правления генерал-губернатора графа П.П. Ласси (1729-1751) основательно перестроили православный храм. Работами руководил архитектор Николай Васильев, ученик М.Г. Земцова и Ф.Б. Растрелли. Ранее, руководимый великим итальянцем, Васильев строил курляндские дворцы, перестраивал зимний дворец Петра I в Риге. Ему было поручено «осмотреть ещё летний и прочия имеющиеся там дворцы». После этого архитектора отозвали в Петербург.
Однако в 1746 году, по просьбе генерал-фельдмаршала Ласси, Васильева вернули в главный город Лифляндии для перестройки православных храмов. Самой важной его работой стало переоборудование церкви Алексия Человека Божиего, ставшей кафедральным храмом и местом захоронения первого рижского генерал-губернатора А.И. Репнина и военного губернатора князя В.П. Долгорукова. В замке Васильев перестраивал церковь Успения Богородицы и звонницу.
Большие работы проводились здесь при губернаторстве графа Юрия Юрьевича Броуна. Он пользовался безграничным доверием Екатерины II, и в ходе своего 30-летнего правления получил статус наместника. Броун добился приглашения в Ригу петербургского зодчего Петра Иоганна Бокка, который стал первым Лифляндским губернским архитектором. Он и возглавил строительные работы в замке «по созданию присутственных мест». Перепланировку этажей производил строительный мастер Матиас Шонс – следующий губернский архитектор. Во время больших перестроек работами руководили русские подрядчики: Михаил Суханов, Никита Фёдоров, Пантелей Ерофеев и Иван Жуков.
Все эти изменения позволили разместить в замке Губернский архив и судебные учреждения. В ходе реконструкции изменился фасад здания, который запечатлён на известном акварельном рисунке И.К. Бротце (1789).
Историк рижской архитектуры Юрий Васильев так оценил внешний вид замка того времени: «Бокк, по всей вероятности, стремился сохранить крепостной характер сооружения, поэтому новый фасад замка был подчёркнуто суровым, как бы замкнутым в себе… Такое решение в условиях застройки старого города должно было, бесспорно, создавать впечатление величественности и, очевидно, вполне соответствовало требованиям, предъявляемым к этому зданию». Следовало бы добавить, что величественный акцент зданию придал и созданный ансамбль Замковой площади. В этот период здесь разобрали и снесли более 45 старых строений, а напротив замка возвели здания гостиницы «Петербург» и Императорского лицея.
После ликвидации Курляндского герцогства и образования одноименной губернии изменилась структура управления краем. В 1801 году для управления Лифляндской, Курляндской и Эстляндской губерниями была создана канцелярия Прибалтийского генерал-губернатора, чья резиденция находилась в замке. На его фасаде появился символ государственности России – двуглавый орёл.
На должность генерал-губернатора Риги, инспектора пехоты Лифляндской инспекции был поставлен один из лучших екатерининских военачальников, герой сражений при Кагуле, Очакове и Мачине – князь С.Ф. Голицын. Во время его короткого правления (1801-1803) значимых строительных работ не проводилось, однако период пребывания князя в Рижском замке запомнился присутствием в его свите ярких представителей русской культуры, в том числе близких знакомых и друзей Пушкина. Обязанности губернского секретаря при Голицыне исполнял будущий известный баснописец и поэт И.А. Крылов. Некоторое время в замке жил друг семьи губернатора мемуарист Ф.Ф. Вигель. Три сына губернатора и внук, родившийся в замке, были талантливыми поэтами и музыкантами, они стали друзьями Пушкина.
До начала войны 1812 года должность генерал-губернатора Риги занимали граф Ф.Ф. Буксгевден (1803, затем 1809) и князь Д.И. Лобанов-Ростовский (1810-1812), которого с началом военных действий направили формировать резервы для действующих армий. В столицу губернии военным генерал-губернатором утвердили генерал-лейтенанта И.Н. Эссена (Магнус Густав фон Эссен). По его указанию весь мансардный (четвёртый) этаж отвели для лазарета, где лечили раненных защитников Рижской крепости. Генерал Эссен был обвинен в необоснованном приказе о сожжении рижских предместий. Это послужило причиной отставки, комплексов и болезни генерала. Император Александр I был вынужден заменить его генерал-адъютантом, маркизом Ф.О. Паулуччи.
Маркиз занимал помещения замка в качестве Рижского военного, а затем Лифляндского и Курляндского генерал-губернатора. 17 лет служил он в городе и крае, провел значительные реформы. С ним связаны и большие перестройки в замке. В круглой башне со стороны реки в 1817 году оборудовали обсерваторию. Уже в следующем году дерптский профессор Струве наблюдал отсюда солнечное затмение. Была перестроена и другая круглая башня, ее опустили до уровня крыши и после перестройки на ней появились готические зубцы. Однако главные строительные работы того времени велись по устройству Царского зала для торжественных приемов (ныне Белый зал). Его проект разработал новый губернский архитектор Христиан Фридрих Брейткрейц, надзор за строительством осуществлял зодчий Иоганн Даниэль Готфрид. Ему же, по всей вероятности, принадлежит проект колонны Победы, которую установили на Замковой площади в 1817 году.
В период губернаторства барона Матвея Ивановича фон дер Палена (Carl Magnus Freiherr von der Pahlen; 1830–1845) перестроили фасад замка. За счёт увеличения высоты стен и изменения конфигурации крыши был сооружен четвёртый этаж, а также полсотни новых помещений для губернских учреждений. Тогда же установили башню с часами. Рижский замок приобрёл облик, близкий к нынешнему.
В 1848 году на должность Прибалтийского генерал-губернатора и военного губернатора Риги был назначен генерал-адъютант князь Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский. Этому просвещённому военачальнику столица губернии обязана серьёзными преобразованиями. Он добился отмены статуса города-крепости, приказал срыть валы и, таким образом, соединил Старую Ригу с предместьями. При этом последние получили право на строительство каменных домов. Первым таким зданием в Петербургском предместье стал, сооруженный на месте Блинного бастиона, 1-й Рижский городской театр (немецкий театр). При Суворове в замке основательно реконструировали парадные залы – Царский и Гербовый.
В 1861 году, после перевода князя в Петербург, генерал-губернаторы края сменялись довольно часто. Государеву службу несли: барон Вильгельм Карлович фон Ливен (Wilhelm Heinrich Freiherr von Lieven; 1861–1863), граф П.А. Шувалов (1864–1866) и граф Э.Т. Баранов (1866), генерал от кавалерии П.П. Альбединский (1866–1870). В 1870 году этот пост занял генерал-адъютант, князь Пётр Романович Багратион, известный учёный, племянник полководца. При нём сделали очередные перестройки в Рижском замке. Уже давно назрел вопрос о переносе православной церкви Успения пресвятой Богородицы ближе к губернаторским апартаментам. Она находилась на 2–3 этажах западного крыла замка, напротив Царского зала. Проект православного храма разработал Павел (Пауль) Харденак, очередной губернский архитектор. Церковь освятили в феврале 1872 года.
В этот же период в замке велись и другие строительные работы. Так, в южном крыле старой части замка соорудили ворота в Большой двор. А в промежуток между фасадом замка и каретным помещением встроили ворота шведской королевы Христины, перенесённые из Цитадели.
Период правления последнего генерал-губернатора князя П.Р. Багратиона был отмечен в крае наступлением на права остзейского дворянства, требовавшего сохранения привилегий, данных им ещё Петром I. Однако Багратион остро ощущал недовольство Петербурга постоянными потаканиями губернаторов края немецкому дворянству. Петру Романовичу удалось убедить императора Александра II в необходимости уравнять Прибалтийские губернии в правах с остальными. Он добился своего, буквально через несколько дней после его кончины, указом Сената от 26 января 1876 года, Прибалтийское генерал-губернаторство упразднили. После ликвидации одноименной канцелярии с фасада замка был снят двуглавый орёл, а Замковую площадь передали в собственность города. С этого времени статус Рижского замка был понижен, он стал резиденцией Лифляндского губернатора.
Посты губернаторов Лифляндии занимали: А.А. Икскуль-Гильденбранд 1874-1882), И.Е. Шевич (1883-1885), М.А. Зиновьев (1885-1895), В.Д. Суровцев (1896-1900), М.А. Пашков (1901-1905), Я.Д. Бологовский (1905), Н.А. Звегинцов (1905-1914), А.И. Келеповский (1914-1916), С.С. Подолинский (1916), Н.Н. Лавриновский (1916-1917), С.А. Шидловский (1917).
Почти за два столетия (1710-1917) Рижский замок претерпел существенные перемены. Средневековый военный объект был превращен в государственно-административное здание с резиденцией генерал-губернаторов, православным храмом, двумя залами для торжеств и царскими апартаментами.
В период Первой республики Рижский замок становится резиденцией президента. В советское время здесь находился Дворец пионеров, и размещалось несколько музеев. <> После восстановления независимости Рижский замок стал резиденцией президента Латвии и его канцелярии. <> В канун 2016 года, после проведения больших реставрационных работ, Рижский замок вновь предстал во всём своём величии
Феликс Талберг
См.: Прибалтийские русские: история и памятники культуры (1710-2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010 (с исправлениями и дополнениями).
Рисунок Рижского замка, 1515 год.
Источники информации:
1. Энциклопедия «Рига». Р. 1989. С. 12-14.
2. Ю.М. Васильев. Рига. Памятники зодчества. Р. 1971. С 35-58.
3. Чантурия В.А., Минкавичюс Й., Васильев Ю.М., Алттоа К. Белоруссия. Литва, Латвия, Эстония. Справочник-путеводитель. М. 1986.
4. С. Циелава. Искусство Латвии. Л. 1979. С. 232.
5. Ю.М. Васильев. Классицизм в архитектуре Риги. Р. 1961.
6. М. Цауне. Рижский замок. Р. 2001.