Житлухин Юрий Александрович
Юрий Александрович Житлухин (7 августа 1931 г., Ижевск, РСФСР – 15 июня 2019 г., Рига, Латвийская Республика) – журналист, собственный фотокорреспондент всесоюзной газеты «Советский Спорт» в Латвийской ССР (1969-1990), многократный чемпион и призёр первенств Латвийской ССР по спортивной гимнастике, судья республиканской категории, лауреат премий «Золотое перо», «Янтарное перо», диплома Союза журналистов Латвии, Европейской медали за достижения в области искусства.
Происхождение и ранние годы
Юрий Житлухин родился на Урале, в Ижевске, 7 августа 1931 года, в рабочей семье. Ещё до войны осиротел: его отец умер от воспаления лёгких. Детство Юры пришлось на военные годы, а после войны мать со вторым мужем переехала на Украину – сначала подо Львов, а затем в Мариуполь. Там и началась трудовая биография Юрия: 23 сентября 1948 года он был принят учеником слесаря в трест «Азовстальстрой». Именно там, вокруг строящейся «Азовстали», в то время концентрировались молодые силы, увлечённые спортом, художественной самодеятельностью, общественной работой. Там Юрий начал серьёзно тренироваться и в сентябре 1950 года поступил в физкультурный техникум в Донецке, чтобы заниматься спортивной гимнастикой.
Его призвали в Советскую армию, направив в Военно-морской флот. Местом службы на 4 года стала Рижская база торпедных катеров в Даугавгриве, где способного и ответственного юношу определили в боцманы. Сначала в его ведении был один катер, затем звено из 3 бортов, а в конце службы – целый дивизион из 9 катеров. Он стал комсоргом подразделения и был принят в ряды КПСС.
Службу он сочетал со спортивными занятиями и выиграл первенство ВМФ СССР по гимнастике на шести снарядах, получив второй спортивный разряд.
В спортобществе «Динамо»
Юрий демобилизовался в звании старшины первой статьи и был приглашён продолжить спортивную карьеру в добровольном обществе «Динамо», входившем в систему Министерства внутренних дел СССР. Долгие годы он дневал, а порой и ночевал на динамовской базе в Риге, на улице Мелнгайля…
Еще во время службы на флоте он поступил в Рижское техническое училище № 2, приступив к занятиям в ноябре 1955 года, после демобилизации. А в сентябре 1957 года окончил его, получив специальность «сборщик радио- и электромеханических приборов». Училище находилось при знаменитом производственном объединении ВЭФ, куда и попал по распределению молодой специалист регулировщиком радиоаппаратуры: радиолы «ВЭФ-Аккорд» 2-го класса.
На ВЭФе он начал тренировать заводскую команду гимнастов, которая во Всесоюзной спартакиаде завоевала шестое место среди 15 команд союзных республик.
Все это время Житлухин сам выступал на республиканских и всесоюзных первенствах, получая одну награду за другой. Он первым в Союзе освоил знаменитую стойку на одной руке – «крокодила», которую затем легко выполнял вплоть до преклонных лет.
«Это были годы, которые Юрий Александрович вспоминает с ностальгией: осознание себя Человеком, частью огромного коллектива, единого дела, боевого комсомола», – писала биограф Житлухина Татьяна Житкова.
Вся жизнь молодежи того времени была связана с коллективом, а для Житлухина – со спортивным клубом «Динамо», где он встретил свою судьбу. Гимнастка Галина Данько занималась с ним в одном зале и первое время он ее как будто не замечал. И вот однажды летом, когда студентка Рижского морского рыбопромышленного техникума Галина вернулась с производственной практики из Мариуполя (там жили её бабушка Феодосия Иосифовна и тётя Маруся), внезапная встреча на улице изменила всё. Галина шагала с тренировки по улице Революцияс, а Юрий обсуждал что-то с группой ребят возле парадного у дома, где жил его друг. «Ты где так долго была???» – этим вопросом он остановил девушку, а узнав, что она только что вернулась из Приазовья, воскликнул: «Так у меня в Мариуполе родня: сестра Луиза и брат Рудольф!» С этого дня они вместе ходили на тренировки и с них. А когда с третьей попытки в 1958 году подали заявление в ЗАГС, товарищи-спортсмены решили гулять свадьбу в спортзале «Динамо». Соседка по квартире за ночь сшила невесте платье из тафты, тренеры спланировали торжество и собрали деньги и на оформление стола, и на подарки, приготовив для молодожёнов многое необходимое: тахту, постельные принадлежности и посуду, строго по списку. С самих виновников праздника не взяли ни копейки, признаётся Галина Сергеевна. Домой они наутро уезжали на грузовике!
Впоследствии спорткомплекс стал домом для молодой четы: в помещении фотолаборатории молодая семья с маленькой дочерью Ольгой прожила пару лет, пока не получила свою первую однокомнатную квартиру на улице Малпилс. Тренер «Динамо» хлопотал об устройстве Ольги в детский сад: заведующая обещала взять двух малышей из спортивных семей, если папы оборудуют в садике спортивный зал. Так что два мужика (спортсмен Житлухин и его тренер), вооружившись инструментами, выполнили эту задачу за какую-то неделю.
В то время спортсмены из сборной Латвийской ССР не получали денежного вознаграждения за достижения. Максимум, что полагалось за место на пьедестале, – «ценный подарок». Однажды Житлухин выиграл первенство республики на всех снарядах и в общем зачёте, и получил за это шесть одинаковых кожаных портфелей. Какие-то раздарил друзьям, а из двух портфелей смастерил для себя фотографическую сумку, с которой потом не расставался всю жизнь.
В 1961 году состоялась первая фотовыставка Житлухина – совместно с его наставником Владимиром Николаевым.
Будучи профессиональным спортсменом, средства к существованию Житлухин получал на заводе ВЭФ. Однако в 1962 году над головой Юрия сгустились тучи: причиной была случайная встреча с однополчанином Борисом Чигишевым, который дослужился до заместителя командира подводной лодки по политической работе и написал критическую статью «Социализм и наша действительность», которую направил в ЦК КПСС. Автора уволили из армии и объявили сумасшедшим, а его товарищей подвергли проверке на предмет антисоветской деятельности. Под маховик попал и Житлухин, однажды побывавший в гостях у Чигишева и за этот контакт подвергшийся допросу аж на московской Лубянке. Не найдя в его действиях криминала, суровый Комитет госбезопасности отпустил подозреваемого восвояси, зато по возвращении в Ригу молодого коммуниста подвергли пропесочиванию на заседании парткома ВЭФа. Последовали оргвыводы: исключение из партии и увольнение с завода. Товарищи по цеху и команде на прощание подарили Юрию фотоаппарат и 300 метров фотоплёнки, с которой и началась его карьера репортёра.
Плечо Житлухину подставило родное «Динамо»: несостоявшегося антисоветчика 22 октября 1962 года приняли в систему МВД на должность фотолаборанта с окладом 60 рублей в месяц. Первым профилем художника стала спортивная фотография, в которой он уже тогда обнаружил свои тонкую наблюдательность, понимание драматизма, внимание к личности.
31 октября 1963 года Юрий Александрович получил квалификацию судьи по спортивной гимнастике.
Чтобы подзаработать, Житлухин придумал комплекс производственной гимнастики, а жена-гимнастка Галина ежедневно проводила занятия на швейной фабрике «Латвия», спасая тружениц от остеохондроза и гиподинамии.
В 1966 году он инициировал в Федерации Латвийской ССР выпуск сборника методических и обзорных статей на латышском и русском языках «Vingrošana. Гимнастика», полностью оформленный его фотографиями.
Развивая своё мастерство, Юрий Александрович начал сотрудничать с республиканскими и всесоюзными газетами. С 1969 года он – внештатный фотокорреспондент всесоюзной газеты «Советский спорт» в Латвийской ССР.
2 октября 1970 года Житлухин удостоен медали «За доблестный труд, в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Но в штате он продолжал работать в «Динамо» – от спортивного общества он получил трёхкомнатную квартиру в Пурвциемсе, где прожил всю жизнь.
В «молодёжке»
31 января 1976 года Житлухина пригласили штатным фотокорреспондентом в редакцию газеты «Советская молодёжь», с которой он до этого сотрудничал более 10 лет. По мнению редактора газеты в 1967-1972 годах Юрия Митина, Житлухин стал одним из художников, придавших газете «Советская молодёжь» своеобразный почерк и стиль, вместе с Юрием Глаголевым, Аркадием Юшечкиным, Александром Мисюревым, Борисом Задвилем.
В декабре 1978 года его приняли в Союз журналистов СССР.
«Как сделать так, чтобы на фото огромные производственные трубы, строящиеся мосты и железные дороги становились музыкальными инструментами, звучание которых ощущает зритель? – размышляла Татьяна Житкова. – Как, обернувшись на прощанье, запечатлеть случайно появившегося на дороге мальчугана, лицо которого вы никогда не забудете? Как, остановив мгновение и положив его в копилку вечности, не возгордиться, не сделаться снобом, а остаться мудрым и человечным? Этот секрет знает фотоМастер – Юрий Александрович Житлухин. Чувство красоты и композиции, что-то необъяснимое, присущее только ему, его внутренней природе, какое-то особое видение, без чего нет художника, позволяло ему делать фото, за которыми охотились все главные газеты Латвии. Как-то так случалось, что даже заводские помещения, коровники и колхозные поля на его фотографиях несли отзвук поэзии».
Работая в «молодёжке», Житлухин создаёт настоящие шедевры своей коллекции, четырежды получив профессиональный журналистский приз «Золотое перо».
Портрет академика Виктора Калнберза во время операции, многократно публиковавшийся в книгах и сборниках, а также на выставках мастера. Высотные фотографии линий электропередачи на Канско-Ачинском топливно-энергетическом комплексе и на пилоне Вантового моста в Риге с красным знаменем наверху: чтобы сделать эти кадры, Житлухин на только раздобыл у тогдашнего комсомольского босса Анатолия Горбунова знамя, но и вскарабкался на стрелу башенного крана на высоте около 100 метров, сделав снимки без всякой страховки. Моменты баскетбольных баталий с участием легендарных игроков сборной СССР Ульяны Семёновой, Янис Круминьша и Уваса Ахтаева. Портреты поэта Иманта Зиедониса, молодого композитора Раймонда Паулса, звёзд балета Мариса Лиепы и Александра Годунова, ректора Латвийской академии художеств Индулиса Зариньша.
«Мне нравятся те фотографии, в которых есть мысль, - говорил мастер. – Главная задача фотографа – поймать интересный кадр. Поймать его «за хвост»! Иногда хвост бывает длинным». Чтобы сделать серию мгновенных снимков (кинограмму) того, как штангист поднимает вес, Житлухин переделал киноаппарат «Киев», чтобы за секунду получить 16 отдельных кадров. Все они были опубликованы в газете «Советский спорт».
Снятая в 1970-е годы серия о детском спорте была удостоена приза на профессиональном конкурсе в ГДР.
Юрий Александрович был уверен, что композиция рождается в голове художника, как и у старых мастеров живописи, у которых он стремился учиться. У техники фантазии нет, и какой бы совершенной она ни была, без творческого замысла человека она мертва.
Зрелый мастер
12 мая 1985 года Житлухин переведён в редакцию главной республиканской газеты на русском языке – «Советская Латвия».
Командировки этого времени связаны со всесоюзными стройками, в которых участвовала и Латвия. Байкало-Амурская магистраль, прокладка дорог в Тюменской области трестом «Латтюменьдорстрой». Везде, куда отправлялись посланцы республики, они обустраивали привычный уют: строили дома, разбивали клумбы, цветники и… парники, чтобы выращивать овощи.
В 1988 году в Советском Союзе развернулось кооперативное движение. Житлухин создал редакционно-издательскую фирму «Рукитис» при Латвийском Детском фонде. Одной из книг, которые выпустила эта фирма, стали записки тогда опального политика Бориса Ельцина.
25 декабря 1989 года Житлухин перешёл в штат республиканского информационного агентства «Латинформ».
За время его работы в советской прессе с 1967-го по 1989 год в его трудовой книжке записано 37 благодарностей. 30 октября 1987 года он удостоен медали «Ветеран труда».
В бурные 1990-е годы Житлухин снова востребован: он работал в газете «Республика» (1993), Jaunā avīze (1997), занимался рекламной и портретной фотографией.
Начало XXI века стало для Юрия Александровича временем подведения итогов, обобщения архивов, в которых удалось оцифровать тысячи уникальных снимков. Творчество Житлухина было представлено на авторских вернисажах в бизнес-школе RISEBA, центральном Hotel de Roma.
Ю.А. Житлухин скончался 17 июня 2019 года после продолжительной болезни. Проводить его в последний путь собрались десятки коллег, учеников, героев его репортажей. В латвийских газетах были опубликованы памятные статьи о Мастере, запечатлевшем Эпоху.
ОТЗЫВЫ
«Для него фотографировать человека – значит не просто нажать на кнопку, а поговорить часика этак два, обменяться телефонами, стать приятелями или даже друзьями. Любимое занятие Юрия Александровича – позвонить своему герою лет через 15 и спросить: «Как дела?» Удивительно, но у всех, кого снимал Житлухин, всё в жизни складывается благополучно».
Ксения Загоровская, редактор газеты «Час». Выпуск к 80-летию Житлухина, 5 августа 2011 года.
«Даже чёрно-белые сюжеты мастера напоены таким удивительным настроением цветной акварели и неподражаемым зазеркальем оттенков, что появление (годы спустя!) индустрии цветных слайдов и цифровых камер кажется в искусстве этого симфониста уже чем-то давно пройденным и достигнутым… Юра Житлухин всегда первым стремительно стартовал по жизни, но никогда не забывал про свою преданность командному духу и демонстрировал, как Аполлон, духовное благородство!»
Юрий Сизов, ветеран «Молодёжки», президент фонда «Янтарный мост».
ИСТОЧНИКИ
Татьяна Житкова. Запечатлевший эпоху. – Настоящее время: литературно-художественный и публицистический журнал. - №3 (49) / 4 (50). – Рига, Международная ассоциация писателей, 2018. - ISSN 1407-8287. - с. 236-240.
Дмитрий Март. Поймать кадр за хвост. Один снимок может перечеркнуть биографию человека! – «Семь секретов», еженедельник. - №33 (663), 18 августа 2011 года. – с. 16-17.
Татьяна Одыня. Сюжеты Житлухина. О репортере, который поймал в объектив историю Латвии. – Бизнес-Класс, журнал, №7, 2008. – с. 63-65.