ДОЙДЯ ДO МИХАЙЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ...

ЗА СВОБОДНУЮ РОССИЮ

 

выходит с марта 1982

Но.28 (57)                                                                                                   январь 2005 г.

===== СООБЩЕНИЯ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НТС НА ВОСТОКЕ США =====

R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909 rpolchaninoff@mindspring.com

 

В газете «Псков. Память сердца» (июль 2004), посвященной 60-летию освобождения Пскова от фашистских захватчиков, была напечатана статья «Дойдя до Михайловской церкви я увидел весь ужас войны ХХ века...». Статья была подготовлена к печати Натальей Новиковой на основании рукописи художника Матвея Шведенкова.

Да, это правда, что немцы грабили квартиры, знаю это от моей жены, у которой немец забрал всю имевшуюся в шкафу одежду. Немецкое командование смотрело на это сквозь пальцы. Филателистам известно, что не только офицеры, но и солдаты имели право посылать неограниченное количество посылок с фронта домой, а получать из дома только по одной в месяц. Об этом говорят специальные контрольные марки - Zulassungsmarken, которые можно найти в любом каталоге немецких почтовых марок.

В рукописи было сказано, что вскоре после вступления немецких войск во Псков М.Шведенков «узнал, что сегодня немцы будут в нашем соборе Богу молиться» и написал: «Вошёл я в собор и вижу стол накрытый белой скатертью у райских дверей (М.Шведников, вероятно имел в виду Царские врата – прим.РВП) <...> Сначала немцы благодарили Бога за взятие Пскова, а потом поляки начали молиться о скорой победе. А по окончании польской службы разрешили и русскому священнику тоже благодарить Бога за то, что немец разрешил молиться в соборе. Но долго не давали служить местному священнику. Они скоро прислали своих священников».

Я не был во Пскове в первые дни прихода немцев, но как служащий Псковской миссии, смею утверждать, что прибывшие, в основном из Латвии, миссионеры никак для немцев не были «своими». Известно мне также, что до их прибытия, богослужений в соборе вообще не было, и «местный священник» не мог там совершать богослужений. Первое богослужение в Троицком соборе совершил, прибывший из Латвии о.Сергий Ефимов (Ст.-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.26-27/2002 С.4).

Совершенно фантастичным выглядит утверждение, будто бы немцы позволили в соборе молиться поляком «о скорой победе». О победе над кем? Над немцами? Другой победы поляки у Бога не могли бы просить. Кроме того смею утверждать, что поляков во Пскове вообще не было.

Совершенно фантастичным выглядит и сообщение, будто бы один местный священник «в Пароменской церкви после обедни начал читать своё русское слово», в котором сказал: «так верьте мне, что и нас скоро освободят наши братья и наши дети <...> Как только он эти слова произнёс, его сразу же арестовал офицер,который стоял тут же за колонной. Даже дослужить не позволили ему». Как понять «Даже дослужить не позволили ему»? Ведь было сказано, что священник сказал «своё русское слово» «после обедни», т.е. после конца богослужения.

Совершенно фантастичным выглядит и сообщение, будто бы «Шведенков описывает, как однажды во время службы в Троицком соборе ‘...после песни 'Благоразумного разбойника’ священники снова призвали молиться о победе над врагами. Услышав это, одна из женщин крикнула: ‘Нет, врешь, батюшка’». Известно, что молитва «Разбойника благоразумного» поётся только раз в году в Страстной Четверг. Я тогда не был в соборе, но о таком скандале, как служащий миссии, не мог бы не знать. К тому же не верю, чтобы священники, во время такого особого богослужения, дерзнули бы, в нарушение канонов, призывать к непредусмотренной в богослужении молитве.

Во Пскове из священников был только один Николай – протоиерей Николай Шенрок. Трудно поверить, чтобы он сказал верующим: «Братья и сёстры! Бог нас наказывает за то, что вы плохо молитесь. Плохо приняли вы нас, наших пастырей». К тому же, он никогда не служил в церкви Архангела Михаила, как утверждает М.Шведенков.

Смею утверждать, что всё, что касается Псковской православной миссии, неграмотная и умышленная клевета. Кому она нужна? Очень жаль, что публикация подобной клеветы не делает честь юбилейной газете.

Что касается случая с еврейкой, которая просила взять на воспитание её дочь, так это правда, и сколько мне известно, дочь была спасена и сейчас работает во Пскове врачом. Предлагала ли мать деньги и золото, - не знаю. Ничего об этом не слышал.

Правдиво и описание одного из самых сильных налётов советской авиации зимой 1944 г. Мне помнится, что этот налёт был 18 февраля 1944 г. когда советская авиация забросала бомбами железнодорожную станцию, на которую немцы согнали псковичей для отправки их на Запад. Тогда пострадали не так немцы, как русские. Ни Омских, ни Иркутских казарм, в которых находились немцы, «сталинские соколы» почему-то не тронули, а город, действительно, почти стёрли с лица земли. Никто им в этом не мешал, так как противовоздушная оборона отсутствовала. Зенитки немцы из Пскова вывезли в Германию, которая сильно страдала от налётов союзноё авиации. Получается так, что главными разрушителями Пскова были не немцы, а свои же.

Р.Полчанинов

бывший служащий Псковской миссии

КОМУ НУЖНА ЭТА КЛЕВЕТА?

Известно, что в сегодняшней России повышенный интерес к Белому движению, особенно среди молодёжи. «Посев» уже 8 лет издаёт ежегодник «Белая гвардия» и книги на эту тему. И не только «Посев». Белое дело в России продолжает РОВС и разные военно-исторические клубы, выпускающие свои издания. Среди коммунистов, и среди им сочувствующих, конечно, у Белого движения немало врагов. Достаточно назвать статью кандидата юридических наук В.П.Ямпольского «Чёрные дела ‘Белого движения’» в «Военно-историческом журнале», Но.5/1995, Москва. Ещё больше врагов у Власовского движения. Для интересующихся Власовским движением петербургский историк К.М.Александров выпустил уже несколько книг, а в Св.Троицком монастыре (США) можно заказать книгу С.Дробязко «Русская Освободительная Армия». Что у Белого движения и у Власовского движения в России есть враги, можно понять, но, что у Псковской православной миссии до сих пор есть враги, понять трудно.

Один из них Я.Я.Реверс, выпустивший в Риге в 1973 г. книгу «Православная духовная миссия – агентура фашистской разведки», не мог не знать, что миссионеры в 1955 г. были не только освобождены, но и вскоре реабилитированы. Это значит, что сама советская власть признала необоснованность обвинений и отменила приговор. Его книгу иначе как клеветой нельзя назвать. Спрашивается, кому в 1973 г. это было нужно? А кому нужно клеветать на Псковскую миссию и миссионеров сегодня?

Можно понять, что редакция однодневной газеты «Память сердца» могла поверить, что статья «Дойдя до Михайловсой церкви...» была, действительно, написана на основании свидетельства жителя оккупированного Пскова М.Шведенкова, но как понять редакцию газеты «Новости Пскова», отказавшуюся напечатать мой ответ на клевету?

Мой ответ, стараниями псковского историка К.П.Обозного был всё же напечатан в газете «Вече-Псковская правда» от 30 сентября 2004 г. с его предисловием, в котором было сказано: «Слишком долго тружеников Миссии пытались записать в пособников фашистских захватчиков и предателей Родины, так что это ‘родимое пятно’ советской идеологии не даёт и сегодня покоя некоторым горячим головам».

Р.Полчанинов

Адреса: «Белая гвардия», Москва posevru@online.ru Вестник РОВС, С-Петербург ibivanov@mail.wplus.net журнал «Доброволец», Москва sv-nikola@yandex.ru К.М.Александров, С-Петербург aleksandrov_K@inbox.ru Книга про РОА Holy Trinity Monastery Bookstore, PO Box 36 Jordanville, NY 13361