Пимен Софронов

Пимен Софронов

Пимен Максимович Софронов (4 сентября 1898, Лифляндская губерния, Российская империя  – 13? мая 1973, Милвилл, шт. Нью-Джерси, США) – всемирно известный старообрядческий иконописец и реставратор.

Родился Пимен Софронов в деревне Тихотка (эстон. Тихеда) Казепяэской волости Юрьевского/Тартуского уезда Лифляндской губернии, расположенной на западном берегу Чудского озера, в семье крестьянина–старообрядца. В роду Софроновых были авторитетные наставники, иконописцы. Отец Пимена – Максим Михайлович владел тремя гектарами земли, занимался огородничеством, извозным промыслом, а также рыболовством. Мать – Пелагея Ивановна, урожденная Козлова, была дочерью рыбака с о. Пиирисаар. У Пимена было еще пять сестер. В четырехлетнем возрасте мальчик лишился отца. Когда он подрос и стал ходить в школу, у него обнаружился талант к рисованию, и в 12 лет мать отдала его в учение древнему ремеслу иконописания к Гавриилу Евфимовичу Фролову (1854-1930). Иконописная школа была при моленной в соседней деревне Раюши.

На протяжении 16 лет Пимен был не только соратником Г.Е. Фролова, но и духовным сыном и наследником известного федосеевского наставника, иконописца и духовного писателя. У него Пимен Максимович постиг тайны старинного иконописного мастерства и приготовления «вечных» красок на яичном желтке. Фролов внушил молодом художнику, что для писания икон нужно знать магическую силу цвета природных красок, обладать особым состоянием духа, настроением, глубоко отличным от душевного состояния светских художников. Самым большим достижением П.М. Софронова в ранний период его творчества было участие в росписи старообрядческого храма в деревне Раюши, в частности, он написал икону «Спаситель».

Наряду с иконописью Пимен Максимович живо интересовался основами староверия.

В Раюшах была собрана хорошая библиотека, в которой были представлены редкие издания. Конечно, П.М. Софронов постоянно пользовался этой библиотекой. В Раюшской иконописной школе Г.Е. Фролов учил детей староверов петь по крюкам. Известно, что Пимен имел приятный голос и пел на клиросе, познав не только искусство иконописания, но и древлеправославного пения.

И.Н. Заволоко (1897-1984) и П.М. Софронов познакомились в 1927 году, когда Заволоко после окончания Пражского университета, впервые приехал в Причудье. В это время он уже переписывался с Г.Е. Фроловым. В 1927 году Г.Е. Фролов вместе с П.М. Софроновым работали в Кладбищенской моленной в Резекне по реставрации и обновлению икон. В этом храме П.М. Софронов написал большую икону «Благовещение».

И.Н. Заволоко приглашал приехать в Ригу Г.Е. Фролова и возглавить иконописную школу, помочь с реставрацией икон, но тот отказался из-за ухудшившегося здоровья, хотя и дал в письме ценные советы о том, как сохранить поврежденные червями иконы.

В 1928 году в Ригу приехал более молодой Софронов. Здесь он возглавил мастерскую иконописи при рижском «Кружке ревнителей русской старины», где занимался иконописанием, реставрацией икон, обучал даровитых учеников (К.А. Павлов) и здешних художников искусству византийской и древнерусской церковной живописи (Ю. Рыковский, Е. Климов, Т. Косинская).  Уже в 1929 году была организована выставка, на которой всеобщее внимание привлекли «Деисус» и большая икона «Нерукотворный образ», работы Софронова. Рижская художница, реставратор и иконописец Т.В. Косинская (1903-1981) об этом времени пишет:

«Здесь я встретилась с известным старообрядческим иконописцем П.М. Софроновым, и он после некоторых колебаний согласился учить меня всем приемам древней иконописи, у нас почти утраченной. Старообрядцы смотрят на иконопись как святое дело, требующее строгой монашеской жизни. П.М. Софронов, ревностный исполнитель этого устава, не решался учить меня, «никониянку», но по совету своего старого учителя иконописца Фролова принял меня».

В 1931 году Софронов был приглашен в Париж обществом «Икона», где руководил школой древнерусской иконописи, участвовал с учениками в выставках, в работе Международного конгресса изографов. В 1931 во Франции вышла его книга – методическое посо­бие по древнему иконописанию, посвящен­ная Г.Е. Фролову и отпечатанная в Жуанвиле. Книга называется "Целебник", так как, по мысли автора, верующий, молясь, видит не просто икону, но обращается к обра­зу, веря, что святой поможет ему преодолеть хворь и другие житейские невзгоды. Некоторое время П.М. Софронов обучал монахов при монастыре Аме (Бельгия) церковной живописи и написал икону «Матерь Божия», ставшую широко известной благодаря художественным открыткам, выпущенным в Бельгии. Далее его путь лежал в Прагу, где при Кондаковском семинаре работали курсы иконописи. Под его руководством среди закончивших курсы доктор искусствоведения Я. Мысливец, известная художница княгиня Наталия Яшвиль.  В 1933 году король Югославии Александр I пригласил П.М. Софронова расписать фресками стены дворцовой церкви в Белграде. Однако, к работе Пимен Максимович из-за интриг и зависти местных художников не приступил. Во избежание распри Софронов отказался от заказа, но зато начал, по благословению патриарха Варнавы, организацию школы-мастерской, которой руководил на протяжении 3-х лет. Школу иконописи в монастыре Раковице близ Белграда окончили 17 человек, среди них епископ Печерский Иоанн, гость патриарха Варнавы.

Годы, проведенные в Югославии, были весьма насыщенными. По признанию самого иконописца, созерцание фресок в Сербии и Черногории оказало большое влияние на совершенствование его иконописного мастерства. В это время П.М. Софронов женился на сербке.

В 1934 г. парижское общество «Икона» вновь приглашает Софронова для открытия иконописной школы в Париже. Зимой 1935 г. он руководит трехмесячными курсами иконописи снова в Праге. Здесь же, Софронов выполнил несколько сложных реставрационных работ и переводов старых икон на новые доски.

В 1939 г., по приглашению секретаря Выставочного комитета при Ватикане и правительства Италии, П.М. Софронов приезжает в Рим. Здесь ему предстояло написать пятиярусный иконостас с 56 иконами в образцовой православной Церкви для Всемирной выставки религиозного искусства в Риме. Война помешала открытию выставки, но часть написанных Софроновым икон приобрел Ватикан. Пребывая в Италии, иконописец не оставлял педагогической деятельности.

В 1941 г. в Риме состоялась первая персональная выставка икон П.М. Софронова, которая прошла с большим успехом и выдвинула его в число крупнейших иконописцев ХХ столетия.

В годы войны Софронов, как русский, жил в Италии под надзором полиции, и только то, что он работал по заказу Ватикана, спасло его от депортации и тюрьмы. Известен факт помощи Софронова русским военнопленным, бежавшим из лагеря.

По окончании войны П.М. Софронов не решился приехать в СССР, тем более, что мать к этому времени (1939) уже умерла, а сестры вышли замуж. Поэтому в 1947 г. иконописец откликнулся на приглашение Виталия, архиепископа Русской Православной Зарубежной Церкви. В США он поселился в Милвилле (штат Нью-Джерси) в одной из четырех старообрядческих общин. Здесь он расписал старообрядческий храм Св. Николы. Кроме того, в числе работ роспись Троицкого Собора в Бруклине, храмов Трех Святителей в Аксонии, Петра и Павла в Сиракузах, Владимирской церкви в Нью-Йорке, церкви в Трентоне, усыпальницы архиепископа Иоанна Максимовича и др. Был организован ряд персональных выставок, крупнейшие из них в Сан–Франциско (1966) и Лос-Анджелесе (1967). В это время издается альбом его работ, не оставляет он и преподавательской, и собирательской деятельности. В 1950 г. иконописец получил гражданство США.

1 июля 1961 г. был торжественно отмечен 50-летний юбилей творческой деятельности П.М. Софронова.

В декабре 1962 г. за выдающиеся труды в области религиозной живописи и за усилия по возрождению византийской иконописи греческий Орден Дионисия Закинфского награждает иконописца Крестом Таксирха всех трех степеней. В знак признания его трудов и помощи Православной Церкви П. М. Софронов возведен в дворянское достоинство.

В 1966 году иконописец совершает паломничество во Святую Землю. Здесь Иерусалимский патриарх предложил мастеру основать школу иконописи и расписать фресками церкви. Однако на это сил у всемирно известного иконописца уже не хватало.

В 1964 г. возобновилась переписка П.М. Софронова с И.Н. Заволоко.

9 июня 1968 г. Софронов пишет Зоволоко в Ригу:

«…очень мне хочется встретиться, но когда это осуществится? Слышно, у вас в Риге меня укоряют: почему я здесь в Америке иконы пишу для никониан? Но ведь здесь старообрядцев мало <…> А вот бы выписали меня как иконописца или реставратора в Ригу, Двинск или Режицу? Умею и фресковую (живопись) и мозаичную <…> А без вызова тяжело мне подняться. Уже если самостоятельно уезжать из США, то не временно, а совсем, а у меня домик свой и книг три этажерки, редких книг жаль. Да и как меня примут? Хотя я ни в войнах (последних) ни в политику не вмешивался <…> ».

И все же в августе 1969 г. Софронов приехал в СССР. Ему удалось побывать в родном Причудье, где на старом кладбище поклонился могилам родителей и своего учителя Г.Е. Фролова; в Риге он встретился с И.Н. Заволоко, иконописцами К.А. Павловым и С.Т. Быкадоровым. В Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) он побывал в Институте русской литературы. Там, в Древнехранилище Пушкинского Дома, состоялась его встреча с В. И. Малышевым.

Умер П.М. Софронов 13 или 14 мая 1973 г. в возрасте 75 лет при странных обстоятельствах. Его тело случайно обнаружили в доме только 16 мая. На другой день после смерти воры сломали окно и украли коллек­цию самоваров и крестов. Похоронен Пимен Максимович в Милвилле на староверческом кладбище, позади храма, где могилу его украшает памятник из черного гранита. Хоронил его 17 мая наставник старообрядческой общины гор. Ири (США) Владимир Лаврентьевич Смоляков, уроженец Двинска (Даугавпилс). Согласно завещанию, имущество П. М. Софронова должно было перейти Милвиллской старообрядческой общине и пятерым племян­ницам, проживавшим в СССР. Известно, что письма и бумаги Пимена Максимовича взял на сохранение душеприказчик иконописца, автор его краткой биографии Федор Данилов. Другим душеприказчиком был Александров – бывший ученик Софронова по иконописи.       

Летом 1989 года в Милвилл приезжал молодой француз, которо­му по поручению Ватикана надлежало объехать все города и страны, где жил и работал Софронов. Он сфотографировал все работы П.М. Софронова в храме и в библиотеке его имени, основанной общиной после смерти иконописца.

Илларион Иванов

Источники информации:

Заволоко И.Н., Мурников А.Л. Памяти иконописца П.М. Софронова (1898-1973). – Старообрядческий Церковный календарь на 1974 год. – Рига, 1973, с. 79.

Маркелов Г.В. Изограф из Причудья. Памяти Заволоко Ивана Никифоровича. – Рига: Издание РГСО, 1999, с. 98-113.

Шор Т. Софронов Пимен Максимович.  – Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши. - Вильнюс: Aidai, 2005, с. 353-355.

Пономарева Г.М. П.М. Софронов и И.Н. Заволоко (1927-1940). – Международные Заволокинские чтения. Сб. I . – Рига, 206, с. 171-181.

Александрова В. Иконописец Семен Терентьевич Быкадоров. – «Поморский Вестник», № 1 (13), 2004, с. 38-39.

Т.В. Косинская. Балтийско-русский сборник. Кн. II. Материалы по истории русской жизни в Риге и Каунасе. Из архива Гуверовского института. Stanford, 2007, с. 39.

Александрова В. Иконы старообрядческого иконописца Пимена Софронова из католического монастыря Шевтонь в Бельгии. – «Поморский Вестник», №  22-23, 2010, с. 100-102.

Иконописец Пимен Софронов и Резекненская Кладбищенская община староверов. – «Поморский Вестник», № 2 (11), 2003, с. 10-11.

 

Иллюстрации к теме