Ольга Бенуа
Ольга Елисеевна Бенуа (6 октября 1914, Петроград, Российская империя – 16 июля 1994, Рига, Латвийская Республика) – заведующая приютом для саласпилсских детей на Рижском взморье (Булдури) в 1943-1944 годах.
О.Е. Бенуа родилась в Петрограде (Санкт-Петербург). Её отец Елисей (до крещения в Православие – Эдуард) Юльевич Бенуа (1890-1914), студент Технологического факультета Петербургского университета, отпрыск известной в России семьи архитекторов и художников. Его отец – Юлий Юльевич Бенуа (1852-1929) был известным в Санкт-Петербурге архитектором. Мать – Ольга Фёдоровна Бенуа (ур. Вальдман, 1891-1980), наполовину немка, православная, уроженка Санкт-Петербурга. В семье Ольги и Елисея Бенуа было трое детей: сын Елисей (1913-1932; учился в русском кадетском корпусе в Сербии, где простудился и умер). 6 октября 1914 года в семье родились сёстры-близнецы: Лидия (1914-2008, США) и Ольга (1914-1994, Рига, Латвия). Семейное счастье было недолгим. В начале Первой мировой войны Елисей Юльевич ушел на фронт, где погиб в октябре 1914 года.
Детские годы О.Е. Бенуа прошли в Финляндии, в имении отца, а позднее в Виипури (Выборге). В 1930 году семья Бенуа решила переселиться в Латвию, в Ригу, где жила подруга Ольги Фёдоровны – арфистка Национальной оперы Клементина Хибшова. Причинами переезда явилось желание матери дать дочерям образование на русском языке (что было проблематично в Финляндии), а также материальные обстоятельства, а именно помощь со стороны К.Б. Хибшовой.
В Риге сёстры Ольга и Лидия Бенуа поначалу поступили в гимназию Л.И. Тайловой, но в связи с её закрытием, продолжили образование в Рижской частной русскую практической гимназии, аттестат об окончании которой получили в 1934 году.
Вместе с сестрой и матерью Ольга Бенуа была членом Русского православного студенческого единения (до его закрытия властями в 1934 году).
В 1935 году, по настоянию Ольги Фёдоровны, Лидия и Ольга поехали в Англию для изучения английского языка. В конце 1930-х годов Ольга приехала навестить мать, как она предполагала – временно. Однако разразившаяся вскоре мировая война, надолго разлучила двух сестёр. Лидия закончила курсы сестёр милосердия, в 1945 году вышла замуж и уехала в США.
Ольга Фёдоровна и её дочь Ольга жили в Латвии с нансеновскими паспортами, т. е. считались людьми без подданства. Этот статус они сохраняли за собой и в 1940-41 годах.
В течение года О.Е. Бенуа училась в студии у профессора Я. Тилберга.
В 1940 году Ольга Елисеевна Бенуа поступила в Латвийскую академию художеств, где посещала занятия в фигуральной мастерской (руководитель Л. Либертс). В ноябре 1943 года О.Е. Бенуа прервала занятия в Академии, чтобы помочь детям из Саласпилсского концлагеря, переданным в приют на Рижском взморье. Дети были в исключительно плохом состоянии, больные, психически травмированные, зачастую лишившиеся родителей. Приют, первоначально располагался в Дубулты, затем в Булдури (ул. Садовая 5). Первое время приют существовал на средства собранные путем пожертвований, а затем находился в ведении Социального департамента, выделявшего на его содержание лишь незначительные суммы, далеко не покрывавшие самые необходимые расходы. В приюте содержались дети от 1 года до 15 лет. Число детей было от 70 до 230. По словам О.Е. Бенуа, за время её работы через приют прошло 480 детей, а пошла она работать в приют потому, что очень любила детей и искренне хотела им помочь.
После освобождения Риги и Рижского взморья от нацистских оккупантов приют был ликвидирован, а дети оказались на попечении государства. Однако Ольгу Елисеевну, как и её мать, ждали суровые испытания. 6 марта 1945 года был подписан ордер на её арест.
«Дело О.Е. Бенуа» рассматривал Отдел Контрразведки СМЕРШ 2-го Прибалтийского фронта. 16 апреля 1945 г. было составлено Обвинительное заключение, согласно которому О.Е. Бенуа обвинялась в издевательском отношении к советским детям, в тяжёлых условиях жизни детей, в плохом питании и антисанитарном состоянии, что приводило к истощению детей и распространению всевозможных инфекционных заболеваний, направляла детей на работы в Германию и к местным кулацким элементам.
Хотя на заседании Военного трибунала лица (бывшие работники приюта), свидетельствовавшие ранее против О.Е. Бенуа, не подтвердили фактов издевательств с её стороны над детьми, тем не менее приговор Военного трибунала войск НКВД от 30 апреля 1945 был суровым - 10 лет исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах сроком на 2 года.
Бенуа Ольга Елисеевна мужественно выдержала выпавшее на её долю тяжкое испытание. Она была освобождена из заключения, которое отбывала в 22-м лагерном отделении г. Норильска, 11 октября 1954 года. Однако домой её не отпустили, а отправили на спецпоселение. За право вернуться домой и снять воздвигнутые на неё обвинения, прежде всего, боролась сама О.Е. Бенуа, обратившаяся с заявлением к Генеральному прокурору СССР. Ходатайствовала за Ольгу Елисеевну и Клементина Богуславовна Хибшова. Наконец, правда победила. 7 августа 1956 года приговор в отношении О.Е. Бенуа был отменен и дело прекращено.
О.Е. Бенуа смогла вернуться в Ригу и обнять свою мать, также прошедшую через горнило испытаний. Жизнь надо было начинать с нуля. О продолжении занятий в Академии художеств не приходилось и мечтать. Ольге Елисеевне не довелось создать свою семью и иметь детей. Но будучи в лагере она подружилась с совсем ещё юной сибирячкой Ниной Максимовной Егоровой. После освобождения они продолжали поддерживать связи. Ольга Елисеевна предложила Нине переехать в Ригу, что она и сделала. Её мечтой была Академия художеств, но поселившись в квартире известного врача Владимира Косинского, под его влиянием решила стать врачом. Н.М. Егорова вышла замуж, окончила Рижский медицинский институт, но при этом не забывала семью Бенуа, помогала Ольге Фёдоровне и Ольге Елисеевне в трудные для них минуты. Бенуа и Нина жили душа в душу, как сёстры.
Ольга Елисеевна, как и её мать Ольга Фёдоровна, была прихожанкой Христо-Рождественского собора (до его закрытия властями в 1961 году) и храма Александра Невского.
Скончалась Ольга Елисеевна 16 июля 1994 года.
Статья подготовлена при участии Татьяны Фейгмане,
Анны Доне и Веры Бартошевской
Фотоальбом «Рижская ветвь рода Бенуа»
Источники информации:
ЛГА, ф. 1986, оп. 2, Р-2098.
ЛГА, ф. 485, оп. 1, д.71.
Юлия Александрова. Рижские потомки Бенуа
Т. Амосова. Вера - источник жизни семьи Бенуа
Т. Амовова. Две Ольги. Две судьбы
Рацевич С.В. Из виденного и пережитого
Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края