Надежда Кашкина
Надежда Александровна Кашкина (16 июля 1924, Рига, Латвийская Республика – 4 ноября 2003, Рига, Латвийская Республика) – доктор химических наук, специалист по химии полимерных препаратoв, художница.
Надежда Кашкина родилась в семье инженера-электрика Кашкина Александра Семёновича и Кашкиной (урожд. Головинской) Ольги Александровны. В 1944 году Надежда Кашкина с отличием закончила Рижскую государственную гимназию № 2 и поступила в Латвийский государственный университет (ЛГУ) на химический факультет, но свою мечту не забыла – одновременно училась в студии живописи у художника Карлиса Миесниекса. И в дальнейшем, занимаясь наукой, она не забывала про живопись.
После окончания ЛГУ с 1950 по 1960 год работала старшим инженером в системе управления Латвийской бумажно-целлюлозной промышленности, главным инженером, заместителем начальника производственно-технического отдела. Но работа в управлении не приносила удовлетворения. Она желала выразить себя в науке, поскольку её призванием была творческая работа.
Научная работа началась в 1961 году в аспирантуре Института высокополимерных соединений Всесоюзной АН в Петербурге под руководством члена-корреспондента Всесоюзной АН Сергея Ушакова. В 1968 году Н.А. Кашкина защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Синтез полимерных производных физиологически активных аминов».
Одной из важнейших проблем медицины является усиление лечебного эффекта лекарств, продление воздействия и уменьшение токсичности в организме. Надежда Кашкина на интуитивном уровне чувствовала ценность работы. Она правильно видела будущее и понимала значение полимерных врачебных веществ (ПВВ). Чтобы изменить свойства вещества в желаемом направлении, она синтезировала ПВВ, в которых лечебное вещество к полимеру привязывается связками различного типа. Получала оригинальные полимерные вещества: средства для анестезии (новокаин, дикаин, тиокаин, анестезин, тримекаин, ксикаин, совкаин и др.), адреномиметические вещества (эфедрин, адреналин, мезатон, изадрин, фенамин, норадреналин), М холиноблокаторы (атропин, скополамин, хоматропин, полимеры дипразина), холинолитические вещества (амизил, спазмолитин, аминазин, метамизил, апрофен, адренал), холиномиметические вещества (пилокарпин, лобелин), а также ПВВ, возбуждающие центральную нервную систему (фенамин, трансамин, ацефен, индопан, соединения имипрамина).
Н.А. Кашкиной были разработаны количественные и качественные методы для промышленного производства целновокаина, целукарпина и полупромышленного производства и разработки лечебных форм препаратов целмекаина. Результаты использованы на заводе биохимических препаратов Института микробиологии ЛАН, на рижском фармацевтическом заводе № 3, химико-фармацевтическом заводе «Санитас» в Литве и во Всесоюзном химико-фармацевтическом институте в Москве. После присоединения к полимеру химической связкой лекарственного препарата улучшился лечебный эффект, а также продолжительность воздействия. Это открыло новые возможности в медицине.
Первое ПВВ, которое было введено в медицинскую практику, это средство для анестезии целновокаин. Все патентные, лицензионные и регламентирующие материалы по целновокаину оформлены и переданы в Москву в Licencitorg. В 1973 году был подписан опционный договор с фирмой США Pharmaceutical Cоrporation о продаже лицензии на производство целновокаина. В 1974 году приказом Всесоюзного Министерства охраны здоровья № 552 было разрешено целновокаин использовать в медицине и производить промышленно. Целновокаин применялся во многих клиниках для нескольких тысяч больных. Применение целновокаина на операциях вместо новокаина, в зависимости от вида анестезии, обеспечивало 2 – 15 раз более продолжительную анестезию.
В лаборатории был разработан и клинически проверен другой полимерный препарат целукарпин – эффективное средство для лечения глаукомы. Разработан регламент и нормативно-техническая документация. Производство препарата освоено на экспериментальном заводе биохимических препаратов Института микробиологии АН. В 1976 году целукарпин рекомендован к использованию в медицине: он разрешен к проверке в клиниках и промышленному производству.
В 1980 году синтезирован третий полимерный препарат – средство для анестезии целмекаин, и уже начато полупромышленное производство.
В результате научно-исследовательской работы получены полимерные препараты эффективного воздействия. Ведущие ученые в области медицины доказали значение полученных врачебных полимерных соединений. Творческая работа дала ценные результаты. Её широкие, всеобъемлющие взгляды, творческие мысли и духовная жажда объединили в себе ученого и художника. Превратив свою мечту в труд, полученными результатами её творческий огонёк зажег факел на горе науки о полимерных препаратах. Она жила для Истины, для Прекрасного, для Больных!
В 1974 году Н.А. Кашкиной была присвоена научная степень старшего научного сотрудника в области высокомолекулярных соединений в химии. Н.А. Кашкина была награждена почетной грамотой Президиума Верховного совета Латвийской ССР (1976 г.). Она получила две премии Президиума Латвийской академии наук за «Исследования о модификации целлюлозы и создании целновокаина» (1976 г.) и за «Исследования процессов химической модификации целлюлозы и синтез целукарпина» (1978 г.). Но самая ценная награда, которую она получила за свою работу, – это благодарность многих больных. Надежда Александровна была награждена Почетной грамотой Президиума Всесоюзного общества химиков. В 1992 году ей была присвоена учёная степень доктора химических наук.
Надежда Кашкина в своей жизни, посвященной науке, с удивительной и неиссякаемой энергией синтезировала более 120 полимерных веществ с активным воздействием. Оригинальность подтверждена 31 авторским свидетельством, 59 иностранными (США, ФРГ, ГДР, Франция, Швейцария, Великобритания, Япония, Румыния, Швеция) патентами. Автор книги, результаты её теоретической и практической работы отражены более чем в 220 научных публикациях, более чем в 30 тезисах конференций, 12 кандидатских и докторских диссертациях, более чем в 175 публикациях врачей и фармакологов. 25 раз принимала участие в Выставке достижений народного хозяйства, а также в международных выставках (в Италии, Польше, Германии, США, Чехословакии), за целновокаин и целукарпин получила серебряную и три бронзовых медали.
Синтезированные Надеждой Кашкиной полимерные врачебные соединения, их получение, установление определенной связи между физико-химическими и фармакологическими свойствами, промышленное производство и использование в медицине доказывают, что она упорно трудилась, безустанно и полностью отдавая себя науке. Он была сеятелем, который бросал в полимерную химию зёрна новых открытий. Свои идеи, свои мысли она как семена оставила в своих изобретениях, статьях, книге, картинах. Ещё долго можно будет черпать из этих закромов и отдавать эти хорошие семена дальше. Её дух искателя умел смотреть в далёкое будущее науки.
Милда Пормале