Михаил Воронков
Михаил Григорьевич Воронков (6 декабря 1921, Орёл, РСФСР – 10 февраля 2014, Иркутск, РФ) – химик-органик, крупнейший ученый мира в области химии, один из основоположников биокремнийорганической химии – всего 9 лет прожил и проработал в Латвии, в Риге (1961-1970 годы). Он руководил лабораторией элементоорганических соединений Института органического синтеза АН Латвийской ССР. Здесь он был избран член - корреспондентом Латвийской АН (1966) и член- корреспондентом АН СССР (ныне Российская Академия наук) (1970), а в 1992 году – иностранным членом Латвийской академии наук.
В 1938 году Михаил Воронков поступил на химический факультет Ленинградского государственного университета. В июле 1941 года добровольцем пошел на фронт ВОВ, а в декабре этого же года после контузии был демобилизован. В 1942 году М.Г. Воронков эвакуировался из блокадного Ленинграда в Свердловск, где досрочно окончил Уральский государственный университет, затем аспирантуру в Институте органической химии АН СССР под руководством академика А.Е. Фаворского (Казань-Москва). В 1944 году Воронков вернулся в Ленинградский университет, где работал до 1954 года ассистентом, потом старшим научным сотрудником кафедры органической химии, а в 1954-1961 годы возглавил лабораторию неорганических полимеров Института химии силикатов АН СССР.
В 1961-1970 гг. М.Г. Воронков переехал жить в Латвию, в Ригу, и начал работать в Институте органического синтеза АН Латвийской ССР. Здесь он продолжил начатые исследования и работы под его руководством привели к открытию ранее неизвестных классов органических соединений серы и многих новых реакций, одной из которых (взаимодействие серы с арилхлоралканами и -алкенами) присвоено его имя — реакция Воронкова. Выучил латышский язык.
В 1970 году Воронков получил предложение возглавить Иркутский Институт органической химии Сибирского отделения АН СССР. По словам самого М.Г. Воронкова: «В Риге у меня была лаборатория, где работали 20 сотрудников, а здесь предлагали возглавить целый институт, более 400 человек. Идей у меня всегда было больше, чем рук, и в Иркутске появилась возможность претворить их в жизнь». (http://www.irk.aif.ru/society/article/20578). Он переезжает в Иркутск, вслед за ним туда переехали талантливые советские химики из разных городов страны: Риги (В.А. Пестунович, В.П. Фешина, Я.С. и Е.О. Цетлиных), Ленинграда, Горького и Кишинёва. М.Г. Воронков увеличил число сотрудников Иркутского института органической химии до шестисот, которым он руководил с 1970 по 1994 год (в 90-ые года институт переименован – Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского). После 1994 года М.Г. Воронков руководил лабораторией элементоорганических соединений этого института. Он работал также заместителем председателя Президиума Иркутского научного центра СО АН СССР (1973-1984) и генеральным директором научно-производственного объединения "Химия" (1982-1989). С 1995 года –Советник Российской академии наук, избран академиком РАН (1990). М.Г. Воронков – член-корреспондент Брауншвейгского научного общества (ФРГ, 1976), почетный доктор honoris causa (Польша, 1975), член химических обществ Японии и Латвии; действительный член Азиатско-Тихоокеанской Академии материалов (1998), почетный член Флоридского научного центра гетероциклической химии (США, 1998). член международного общества исследования окружающей среды и охраны здоровья "SIRES" (Франция), член Монгольской академии наук. С 1965 года – он заместитель председателя, а с 1986 г. – председатель научного Совета ГКНТ СССР по науке и технологии (позднее Министерство промышленности, науки и технологий РФ) по проблеме "Химия и технология органических соединений серы".
М.Г. Воронков – специалист в области химии элементоорганических соединений, органической и физико-органической химии. Под его руководством создан ряд оригинальных лекарственных препаратов, не имеющих аналогов в мировой медицине (феракрил, ацизол, трекрезан, силакаст, силимин, дибутирин, кобазол и др.). Одно из детищ Михаила Григорьевича и его иркутских коллег – медицинские препараты – гемостатики, способные быстро останавливать кровотечения, оказывать бактерицидное действие, заживлять раны и ожоги без рубцов и даже останавливать рост злокачественных опухолей. Среди учеников М.Г. Воронкова 35 докторов наук и 140 кандидатов наук. В 1982 г. за создание и внедрение полимолекулярных кремнеорганических покрытий ему присуждена Государственная премия УкрССР. В 1983 г. М.Г. Воронкову присвоено звание "Почетный химик СССР" и его имя занесено в книгу Почета Министерства химической промышленности СССР. За создание кремнеорганических материалов для микроэлектроники и специальной керамики в 1991 г. он удостоен премии Совета Министров СССР. За создание и развитие химии пентакоординированного кремния в 1997 году ему присуждена Государственная премия РФ.
Результаты полувековых исследований М.Г. Воронкова отражены более чем в 2800 научных статьях, обзорах и главах в книгах, 52 монографиях (15 из них изданы в переводе в США, Англии, Германии, Японии, Израиле, Румынии и Польше). М.Г. Воронкову принадлежат 500 изобретений и 50 патентов. По цитируемости в мировой литературе он занимает одно из первых мест в России среди всех ученых-химиков. Его исследования в области кремнеорганических и кремнеэлементоорганических соединений обобщены в семи монографиях, опубликованных в СССР, США и Англии, в том числе, в фундаментальной монографии "Силоксановая связь" (СССР, США) и в изданном на русском и английском языках капитальном трехтомном труде "Гетеросилоксаны" (Heterosiloxanes. London, 1988. Vol.1. 469 p.; 1991. Vol.2. 489 p.; 1992. Vol.3. 369 p.). Монографию «Кремний и жизнь» (588 стр.), изданную в Риге в 1978 году, В.Г. Воронков написал в соавторстве с латвийскими учеными Г.И. Зелчаном и Э.Я. Лукевицем на основе научных исследований, проведенных в Институте органического синтеза Латвийской АН в годы его работы в Латвии.
В последние годы жизни Михаил Григорьевич Воронков работал на два фронта, руководя лабораториями в Санкт-Петербурге и в Иркутске. Его знали в лицо сотрудники аэропортов Иркутска, Санкт-Петербурга и Москвы. Четверть века назад, лишившись зрения, этот отважный человек иногда в одиночку летал на самолёте между этими городами. «Зрение я потерял на двух фронтах: Ленинградском и научном», – говорил Михаил Григорьевич Воронков. (http://www.irk.aif.ru/society/article/20578).
Хронологический возраст М.Г. Воронкова отнюдь не соответствовал биологическому, он отличался огромной работоспособностью, обилием оригинальных научных идей, широтой научных интересов, высокой эрудицией, доброжелательным отношением к сотрудникам и коллегам, неиссякаемым юмором.
Эрика Тюнина
Источники информации:
Михаил Григорьевич Воронков: Библиография трудов 1982-2005 гг. Иркутск, 2006;
Персональная страница академика М. Г. Воронкова в интернете: http://voronkov.innocom.ru/; http://www.prometeus.nsc.ru/science/calendar/2011/voronkov.ssi;
Б. А. Трофимов, Н. Н. Власова Академик Михаил Григорьевич Воронков. К 90-летнему юбилею. «Химия гетероциклических соединений», 2011, 11, с.1603-1605