Николай Бурденко
Николай Нилович Бурденко (22 мая/3 июня 1876, Пензенская губерния, Российская империя – 11 ноября 1946, Москва, РСФСР) – первый президент Академии медицинских наук СССР, основоположник российской нейрохирургии.
Будущий почётный член Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии родился 22 мая (3 июня) 1876 года в Пензенской губернии. Учился в земской школе, Пензенском духовном училище, успешно сдал экзамены для поступления в Петербургскую духовную академию, но неожиданно решил, что его призвание в другом, и стал учиться на медицинском факультете Томского университета. Из-за участия в студенческих беспорядках вынужден был покинуть вуз. Один учебный год он (вместе со своим другом, в будущем профессором права Василием Синайским) провёл в университете в Монпелье (Франция). Однако ввиду недостатка средств вынужден был вернуться в Россию, где успешно продолжил учебу в Юрьевском университете. Будучи студентом 4-го курса медицинского факультета Юрьевского университета, он, как фельдшер, участвовал в русско-японской войне в 1904 году. В составе «летучего санитарного отряда», организованного профессором В.Г. Цеге-Мантейфелем, Н.Н. Бурденко в июне 1904 года, при оказании помощи раненым на поле боя, был ранен в руку и контужен. За проявленное мужество он был награжден солдатским Георгиевским крестом.
В 1905 году он вернулся в Дерпт и стал готовиться к выпускным экзаменам. Но согласно существующему порядку, следовало пройти своего рода практику. Бурденко был приглашен на работу субординатором в хирургическое отделение Рижской клинической больницы.
Через много десятилетий другой будущий знаменитый рижский хирург – Виктор Калнберз – потратит время на исследование того, как работал Николай Бурденко в Риге. И вот почему. В. Калнберз назвал Н. Бурденко своим «хирургическим дедушкой» и объяснил это так: учителем В. Калнберза, его «хирургическим отцом», был профессор Александр Лиепукалн, ученик Н. Бурденко. По его просьбе В. Калнберз, еще будучи студентом, и исследовал деятельность Н. Бурденко в Риге.
Уже в наши дни в периодическом издании «Московский доктор» В. Калнберз так рассказал о своих изысканиях: «Как удалось уточнить, Н.Н. Бурденко приехал в Ригу 1 марта 1905 г. и начал работать в 1-й Рижской городской клинической больнице под руководством заведующего отделением, доктора Адольфа Бергмана. Истории болезни в то время в основном заполнялись на немецком языке. Из рассмотренных 3047 историй болезней только 16,6% были написаны по-русски. Записей на латышском языке почти не было. Это понятно, если учесть, что до 20-х годов XIX века 1-я Рижская городская клиническая больница была немецкой и почти все врачи в ней были немцами... За время работы Н.Н. Бурденко в 1-й Рижской городской клинической больнице в 202 историях болезней удалось выявить записи, сделанные его рукой. Первая запись сделана им в истории болезни № 954 от 1 марта 1905 г. у больного с переломом костей голени. Его рукой написано: «Больной чувствует в повязке себя хорошо». Последняя запись датирована 5 августа 1905 г. И только в одном случае, от 14 марта 1905 года, в дневнике истории болезни имеется подпись Н.Н. Бурденко — «за ординатора, Бурденко».
В 1906 году Бурденко сдал выпускные экзамены в университете и получил диплом с отличием. Работал хирургом в Пензенской больнице, в 1909 году защитил докторскую диссертацию, после чего год совершенствовался за границей – в клиниках Германии и Швейцарии. В 1910 году стал приват-доцентом Юрьевского университета, в конце года - экстра-ординарным профессором по кафедре оперативной хирургии, десмургии и топографической анатомии.
После начала Первой мировой войны Н.Н. Бурденко добровольно отправился на фронт, был консультантом медицинской части Северо-Западного фронта, уже в 1914 году проявил выдающиеся организаторские способности, сумев обеспечить эвакуацию 25 тысяч раненых при очень ограниченном количестве санитарного транспорта. Впервые в полевой хирургии Николай Бурденко применил первичную обработку раны и шов при повреждениях черепа, впоследствии перенеся этот метод в другие разделы хирургии. Во время войны он вновь вернулся в Латвию: в 1916 году был назначен хирургом-консультантом госпиталей Риги. Летом 1917 года Бурденко, находясь на фронте, был контужен и по состоянию здоровья отправлен в тыл. Был избран завкафедрой хирургии Юрьевского университета.
Накопив за время Первой мировой войны обширный материал в области лечения повреждений нервной системы, Бурденко считал необходимым выделить нейрохирургию в самостоятельную научную дисциплину. Переехав в 1923 г. из Воронежа в Москву, он открыл в факультетской хирургической клинике Московского университета нейрохирургическое отделение, став профессором оперативной хирургии. В 1930 году этот факультет был преобразован в 1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова. С 1924 года Бурденко был избран директором хирургической клиники при институте. Этой кафедрой и клиникой он руководил до конца своей жизни, теперь эта клиника носит его имя. в 1932 году был учреждён первый в мире Центральный нейрохирургический институт (ныне - институт нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко).
В 1937 году Н. Бурденко стал главным хирургом Красной армии, в 1939-м – академиком.
В 1941 году, с начала Великой Отечественной войны — главный хирург Красной армии. Несмотря на свои 65 лет, он сразу же выехал в действующую армию, в дальнейшем пользовался всякой возможностью, чтобы побывать на фронте. Занимался организацией помощи раненым во время боёв под Ярцевом и Вязьмой. Для проведения сложных операций Бурденко добирался до полковых и дивизионных медсанбатов, лично провёл несколько тысяч операций. Организовал работу по сбору оперативной информации о ранениях. В 1944 году ему было присвоено звание генерал-полковник медицинской службы. В том же году Николай Бурденко вновь побывал в Латвии. Вот как писал об этом В. Калнберз в статье в «Московском докторе»: «27 июля 1944 г. советскими войсками был освобожден Двинск (Даугавпилс). В городе был развернут армейский госпиталь ЭГ-3331. Военный врач госпиталя Бенцион Миронович Церлюк рассказал мне некоторые подробности посещения госпиталя Главным хирургом Советской Армии Н.Н. Бурденко. В госпитале планировалось провести сравнительные испытания советского и американского пенициллина. Н.Н. Бурденко лично оперировал больных со спинно-мозговыми ранениями. Оперировал он, несмотря на возраст, четко и быстро. Больные получали пенициллин, так что впервые на территории Латвии пенициллин был использован в 1944 г.».
В 1946 году, незадолго до смерти, Н. Бурденко вновь побывал в Латвии. На сей раз не для работы, а для лечения и отдыха. Увы, в том же году 11 ноября Николай Нилович Бурденко умер.
10 августа 1976 года, в год столетия Н.Н. Бурденко, правительство Латвийской ССР приняло постановление о присвоении 1-й Рижской городской клинической больнице имени Н.Н. Бурденко. После смены власти в Латвии (в начале 1990-х) это решение было отменено.
Александр Гурин