Макс Беленький
Макс Львович Беленький (10 апреля 1911, Витебская губерния, Российская империя – 25 декабря 1965, Рига, Латвийская ССР) – фармаколог, заведующий кафедрой фармакологии Рижского медицинского института (1952–1965), член-корреспондент Академии медицинских наук СССР (1960), один из основателей латвийской школы фармакологов.
М.Л. Беленький родился городе Лепель Витебской губернии (ныне Витебская область Белоруссии), в семье учителя. В городе Ленинграде, куда переехала семья, закончил среднюю школу, а в 1933 году – 2-й Медицинский институт. Проработав 2 года в Восточной Сибири, вернулся в Ленинград, учился в аспирантуре и работал ассистентом на кафедре фармакологии.
Во время Второй мировой войны служил армейским токсикологом в Карелии и на 3-м Украинском фронте (1941–1945). После окончания войны вернулся на прежнее место работы в Ленинградский 2-й Медицинский институт. Работал с 1947 года доцентом на кафедре фармакологии. Защитил докторскую диссертацию в 1952 году, руководитель – профессор Сергей Викторович Аничков, всемирно известный уже к тому времени своими исследованиями сосудов и сердца человека, фармакологии вегетативной нервной системы.
В истории кафедры фармакологии 2-го Ленинградского медицинского института (http://archive.today/CEjm1) так описана работа доцента кафедры М.Л. Беленького. «Это был талантливый учёный и безукоризненно благородный человек. До войны он был ассистентом кафедры. Мобилизованный в начале войны, он служил токсикологом. Демобилизовался год спустя после окончания войны и вернулся на кафедру. Сергею Викторовичу удалось увлечь его проблемой каротидных клубочков и Макс Львович, используя свои большие познания в биохимии, показал биохимические основы химической чувствительности каротидных клубочков. Результаты его работы дали новое направление исследованиям на кафедре, а именно изучению рефлексов, возникающих в каротидных рецепторах и направленных на эндокринные железы. Лекции Сергея Викторовича и Макса Львовича были застенографированы и по предложению Министерства здравоохранения СССР издан учебник. Это был первый учебник по фармакологии, в котором нашел полное отражение Павловский метод нервизма. Этот учебник использовался во всех медицинских вузах страны …Совместно со своим учителем С.В. Аничковым была написана монография «Фармакология химиорецепторов каротидного клубочка» и «Учебник по фармакологии», по которому и сейчас занимаются студенты вузов. М.Л. Беленький является автором книги «Элементы количественной оценки фармакологического эффекта» (1963), которая служит настольной книгой каждого фармаколога. Являясь видным ученым и активным общественником, М.Л. Беленький оставил неизгладимый след в истории нашего института».
После защиты докторской диссертации М.Л. Беленький получил приглашение на работу в Рижский медицинский институт, и здесь с 1952 года до конца жизни был руководителем кафедры фармакологии, в 1953 году избран профессором. Одаренный и чрезвычайно трудоспособный профессор Беленький сразу стал одним из ярких ученых-медиков Латвии, одним из основателей латвийской школы фармакологии. Уже в 1960 году он был избран членом-корреспондентом Академии Медицинских наук СССР, а в 1961 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Латвийской ССР, долгие годы он был членом правления Всесоюзного фармакологического общества. По воспоминаниям врачей, в свое время учившихся в Рижском мединституте, М.Л. Беленький был блестящим и эрудированным лектором, на лекции которого приходили не только студенты его курса, а также другие преподаватели и врачи.
Жизненный путь Макса Львовича Беленького внезапно оборвался 25 декабря 1965 года. Профессор похоронен в Риге на кладбище Райниса.
Эрика Тюнина
Источники информации:
Arnis Vīksna. Pa ārstu takām. Rīga, Avots, 1990, 154–155; Из истории кафедры фармакологии 2 Ленинградского медицинского института. http://archive.today/CEjm1
100 nozīmīgas personas Latvijas medicīnas vēsturē. http://www.ieverojamiemediki.lv/b/belinkijs-maksis/
Skolotāja harisma / Харизма учителя
О некоторых преподавателях среди студентов ходят легенды. Например, как присев на стол и как-то особенно произнося звук «р» читал лекции Макс Беленький (а студентки перед его лекциями бегали прихорашиваться в парикмахерскую!), как принимал экзамены Кристапс Рудзитис, как Юлий Аншелевич своих студентов учил не только профессиональным проблемам, но и тому, каким должно быть отношение к пациенту. Как Миервалдис Каминскис и суровыми, и остроумными методами – выдумывая и сочиняя рассказики, например про окружную артерию головы – добивался, чтобы основы анатомии оставались в памяти. И таких можно вспомнить много… Это те учителя, которыми восхищаешься, которых иногда боишься, уроки которых остаются в памяти навсегда, которых помнишь. Которым присуща необъяснимая словами харизма и жизненная мудрость».
Даце Эзера