Лоборж – приют литераторов и художников в Латгалии

Лоборж – приют литераторов и художников в Латгалии

Лоборж – приют литераторов и художников в Латгалии. – Резекненский край, волость Верему.

На протяжении многих лет эти места в Латгалии (Восточная Латвия) выбирали для творческого уединения поэты, писатели и художники. Тому способствовала сама природа древней земли: живописные холмы и голубые озера, небольшие хутора и красивые имения, власть тишины и небесного покоя. Особо почитаемым в кругу людей творческих считалось имение Лоборж (Лобворж, Лобварж, Лабваржи, Лоберж), расположенное в десяти километрах к северо-западу от Режицы (Резекне), между двумя небольшими озерами.

Эта усадьба в XIX веке принадлежала известному литератору Александру Жемчужникову. Его отец – Михаил Жемчужников, подполковник артиллерии, с 1840 года – сенатор, происходил из старинного дворянского рода Орловской губернии. Сыновья – Алексей, Александр, и Владимир приходились двоюродными братьями писателю и поэту, графу Алексею Константиновичу Толстому, который неоднократно гостил в имении Лоборж у своих родственников, а также бывал и в другом латгальском имении – Рунторт (Рантор), что располагалось неподалёку от Люцина (Лудза).

В 20–30-е годы прошлого столетия здесь бывали писатели и журналисты рижской газеты «Сегодня», других русских периодических изданий: С. Минцлов, В. Остужев, В. Краузе, Ю. Галич и другие, кто красочно живописали эти места. В. Остужев в 1925 году так отзывался об этом имении: «…В образцовом порядке сохранена домашняя библиотека Жемчужниковых. Подобрана она с большим знанием дела и очень тщательно – в ней почти исчерпывающий перечень всего выдающегося из появившегося на книжном рынке за полтора столетия с того времени, когда родилась наша изящная словесность».

Александр Михайлович Жемчужников родился в местечке Павловка Орловской губернии, затем воспитывался в Царскосельском Александровском кадетском корпусе. В 1848 году поступил, а через два года с отличием окончил юридический факультет Петербургского университета. Был чиновником особых поручений при Министерстве путей сообщения, ревизором в Министерстве финансов, Псковским вице-губернатором и Виленским (Вильнюсским) гражданским губернатором. Несмотря на занятость, всё свободное время Александр Михайлович проводил в имении Лоборж. Уйдя в отставку, он окончательно поселился здесь и на протяжении двадцати лет был почётным мировым судьей Режицкого уезда Витебской губернии.

Обстановка в имении была суетной и радостной, сюда часто наезжали петербургские гости, разыгрывались домашние спектакли. Сам Александр Михайлович был замечательным актёром, его персонажи нравились публике и, по отзывам знаменитых актёров и театралов (М. Щепкина, П. Садовского, И. Горбунова), были достойны всяческой похвалы.

В семье Жемчужниковых любили розыгрыши и шутки, писали забавные сценки, басни. Так, Александр написал опус «Незабудки и запятки», а вместе с братом Алексеем они стали авторами басен «Кондуктор и Тарантул», «Цапля и беговые дрожки», которые впоследствии были включены в собрание знаменитого Козьмы Пруткова. Этот литературный образ поэта и директора Пробирной палатки был создан братьями Жемчужниковыми и А.К. Толстым. В середине XIX века Толстой и Александр Жемчужников весело шутили над штампами романтической поэзии. Собрав свои стихотворные пародии, они решили их издать под именем, которое носил служивший им камердинер. И вот в 1854 году в некрасовском «Современнике» впервые появился на свет Козьма Прутков. Новоиспеченный автор обрёл своё лицо чиновника–поэта, получил свою биографию. Читателям стали известны его предки и потомки, факты его служебной и литературной деятельности. Игра продолжалась до 1863 года, когда журнал опубликовал известие о кончине Пруткова.

Старший из братьев – Алексей, учился вместе с И. Аксаковым,  работал на высших чиновничьих должностях в Сенате и Министерстве юстиции. Охладев к государственной службе, он увлекся литературной деятельностью. Писал стихи, драмы, комедии. Входил в круг М. Петрашевского, был знаком с Салтыковым-Щедриным, Плещеевым, Мейем. И в семье, и в становлении «Козьмы Пруткова» у него был самый весомый вклад, к тому же он пережил своих младших братьев.

Немногим отличается судьба младшего брата – Владимира, также чиновника и, разумеется, литератора. Разве только тем, что он любил путешествовать (по Египту, Ближнему Востоку) и тем, что подолгу жил за границей. Умер он во Франции, похоронен в Ницце. Но «Козьма Прутков» и ему многим обязан. В. Жемчужников бывал у своих родственников в имении, а также у их соседей – Ровинских, Арцимовичей, Гротовых. В 1896 ушёл из жизни Александр Михайлович, его похоронили в Лоборже. В середине и в конце XIX века в этих местах было несколько крупных деревень и усадеб. Но особенно привлекали два – Лоборж и Рунторт. В первом была замечательная литературная среда, домашний театр, великолепная библиотека, хороший сад. Второе имение славилось своим конным заводом, большой молочной фермой, замечательным фруктовым садом и минеральным источником. Во времена Первой республики хозяйкой имения Лоборж была Мария Александровна Вощинина, дочь прежнего хозяина и литератора Александра Жемчужникова, которая, к тому же, была дальней родственницей Пушкина.

В летнее время она с удовольствием сдавала комнаты художникам. Здесь часто останавливались мастера живописи – Сергей Виноградов и Николай Богданов–Бельский. Неподалеку, в местечке Жоготы летом жил художник Константин Высотский. К живописцам часто приезжали рижские гости – писатели, журналисты, студийцы. Имение Лоборж и его окрестности запечатлел в своих картинах художник Сергей Виноградов. Он же рассказал о летних днях, проведенных здесь, и о встрече с писателем Иваном Шмелёвым: «Что за краски всюду сейчас, какой восторг охватывает душу! Как хочется жить, хочется все написать. Жить и писать! И вдруг среди этаких впечатлений ещё огромная радость – незабвенная встреча: в Лоборж на несколько часов приехал первейший мастер, огромнейший художник Иван Сергеевич Шмелев. Это было счастье для меня». Шмелев в тот приезд подарил Виноградову свою книгу «Богомолье», в которой сделал следующую запись: «Дорогому собрату по нашему искусству родного слова, певцу в красках русской природы Сергею Арсеньевичу Виноградову – сердечный привет первой встречи на усадьбе Лоборж. Ив. Шмелев».

Постройки имения не сохранились. Развалины господского дома свидетельствуют о том, что когда-то в его архитектуре преобладали классические формы. Это было одноэтажное каменное здание с высоким цоколем, длинный фасад которого в центре акцентировался двухэтажным ризалитом, а у главного входа была деревянная пристройка.

В 1940 году в имении размещалась основная школа, потом в нем устроили коммунальные квартиры. Длительное время дом не ремонтировался, и сейчас в нем прохудившаяся крыша, он лишен окон и дверей. Начавшиеся было работы по реставрации, не закончены. Имение является памятником архитектуры, номер государственной регистрации 5853.

Анатолий Ракитянский

Развалины господского дома в имении Лоборж. Архивное фото.

См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига, 2010.

 

Источники информации:

1. Полевой Н.П. История русской словесности. Т 3. – Санкт-Петербург, 1900.

2. Русские писатели, 1800-1917. Биографический словарь. Т.2. –  Москва, 1992.

3. Виноградов С. Прежняя Москва. Сост. и автор статьи Н.И. Лапидус. –  Рига, 2001.

4. Остужев В. Два имения. – «Русский день», 1925.