Епископ Иринарх (Попов)
Иринарх (в миру Яков Дмитриевич Попов; 1790, Курская губерния, Российская империя – 25 сентября 1877, Рязань, Российская империя) – епископ Рижский с 1836 по 1841 год.
Яков Дмитриевич Попов родился ок. 1790 года в Курской губернии, селе Долгом в семье священника. Окончил Курскую духовную семинарию, потом Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1817 году принял монашество, с наречением имени Иринарх. С 1819 по 1835 год служил при Российских посольствах в Милане, Флоренции, Риме и Афинах. В 1831 году возведен в сан архимандрита. В 1836 году хиротонисан в епископа Старицкого, викария Тверской епархии. В этом же году был переведен в Ригу на должность только что основанной Рижской епископской кафедры. Полагалось, что он является наилучшим кандидатом для служения в Прибалтике, так как имел опыт работы вне исконно русской среды.
Иринарх был человеком высоких личных качеств, энергичный и с большой эрудицией. В свое время был известным богословом, языковедом (знал несколько иностранных языков). После себя оставил духовные произведения, главным образом проповеди (десять томов). Написал также «Краткую историю Греческой церкви».
Как известно, в начале XIX века православные приходы Курляндской и Лифляндской губерний управлялись епископами из Пскова. Православное население, несмотря на особый статус края, росло. Увеличивалось и количество приходов. Однако из-за отдаленности Псковские епископы не могли активно участвовать в местной духовной жизни.
В тоже время в крае было много старообрядцев, против которых император Николай I (1825-1855) развязал очередную кампанию преследований. В связи с этим среди староверов решено было активизировать миссионерскую деятельность государственной православной церкви. Вопрос об открытии в Риге епископской кафедры был решен при личном вмешательстве Николай I. 13 июня 1836 года царь предложил Св. Синоду обсудить вопрос, открыть в Прибалтийском крае самостоятельную епархию или учредить викариатство Псковской епархии. Победила точка зрения, что из-за малочисленности в крае православных пока стоит открыть викариатство.
На содержание епископа, архиерейской резиденции и необходимой канцелярии государство выделяло казенные средства. Которые, однако, были достаточно скромными. В Ригу Иринарх прибыл в первых числах ноября 1836 года. 6 ноября торжественно отслужил первую свою литургию и молебствие в Петропавловском кафедральном соборе.
Изначально в качестве резиденции епископа использовался притчевый дом Благовещенской церкви, который находился на окраине города. Только в 1837 году удалось приобрести строение в центре города, рядом с Св. Алексеевской церковью. Однако из-за затянувшегося ремонта лишь в 1840 году владыка переехал на новое место.
В целом епископ вел уединенный образ жизни, мало контактировал с местной не православной светской администрацией. Много служил в церквах, произносил проповеди.
Конец 30-х годов был достаточно спокойным и владыка много занимался научной деятельностью. Много внимания уделял старообрядцем и созданию в Риге единоверческих приходов. Так, в 1837 году был освящен храм во имя архистратига Михаила на Московском форштадте. При новой церкви был открыт и единоверческий приход.
Однако вскоре в крае началось массовое движение латышских и эстонских крестьян из лютеранства в православие. Отмена крепостного права в 1817 и 1819 годах, перевод крестьян на свободную аренду земли зачастую ухудшил положение местного населения. Ситуация обострялась неурожаями 40-х годов XIX века, а также полным бездействием местных властей, немецких помещиков и лютеранских пасторов.
Измученные нуждой латышские крестьяне пытались найти кров, защиту и духовное попечение у православного владыки. Летом 1841 года группа крестьян, дождавшись окончания божественной литургии, обратилась к епископу с просьбой их выслушать. Иринарх первым делом повелел накормить голодных людей, а также дал им посильную милостыню. Однако потом посоветовал идти домой и продолжать слушаться своего помещика. Факт добродушного приема быстро разнесся среди крестьян и все большее их количество старалось вновь попасть к владыке.
Несколько позже к епикопу Иринарху обратилось несколько тысяч латышских крестьян с прошениями разрешить принять православную веру. Все просьбы владыка направил к обер-прокурору Св. Синода Н.А. Протасову, а последний, добавив благоприятный отзыв, передал в Министерство внутренних дел. Однако желаниям владыки удовлетворить эти прошения не суждено было сбыться. Стоит напомнить, что прибалтийские немцы были хорошо организованы и умели эффективно отстаивать свои интересы. Сильное немецкое лобби в Санкт-Петербурге заблокировало возможность перехода крестьян в православие. Местные немецкие власти края также начали всячески препятствовать деятельности епископа. Его резиденция была оцеплена полицией. Ходивших в Ригу крестьян стали задерживать и подвергать наказаниям.
Эстляндский, Лифляндский и Курляндский генерал-губернатор барон фон дер М.И. Пален – остзейский немец, смотрел на попытки перехода в православие как на бунт и считал одним из его виновников епископа Иринарха и православное духовенство. Он сделал докладную записку министру внутренних дел и шефу жандармерии графу А.Х. Бенкендорфу. В связи с этим, а также по целому ряду других донесений, Иринарх получил строгий выговор, кроме того ему было запрещено принимать просьбы от крестьян.
По просьбе местных властей в край были присланы карательные войска. «Бунтовщиков» - латышей и эстонцев подвергли жестким наказаниям. В итоге движение в православие в начале 40-х годов XIX в. было задушено…
Однако на этом все не окончилось. На основании доклада генерал-губернатора фон дер Палена и под давлением Бенкендорфа, 5 октября 1841 года последовал указ Св. Синода, утвержденный царем Николаем I, «викарию Рижскому Иринарху немедленно отправиться в Псков и оставаться там в распоряжении епархиального начальства впредь до дальнейших распоряжений». Некоторые священники – помощники владыки, были затребованы в Санкт-Петербург для дачи объяснений.
12 октября 1841 года епископа Иринарха, под надзором, вывезли из Риги. Потом, некоторое время он прибывал в Пскове. Затем переселился в Псково-Печерский монастырь. В произведенном расследовании в действиях епископа и его помощников ничего преступного не было обнаружено. Выдвинутые абсурдные обвинения сняли. Однако вернуться в Ригу владыке было уже не суждено.
В 1842 году Иринарха назначили епископом Острожским, викарием Воронежской епархии. Потом, по распоряжениям руководства церкви, он попеременно служил еще в нескольких других епархиях. В 1845 году был возведен в сан архиепископа.
Скончался епископ Иринарх 25 сентября 1877 года. Погребен в Рязанском Троицком монастыре.
Сергей Цоя
Источники информации:
1) Гаврилин А.В. Очерки истории Рижской епархии. 19 век. Рига, Филокалия, 1999. С. 37-99.
2) Поммер А. Православие в Латвии. Исторический очерк. Рига: Тип. И. Люкстиня, 1931. С. 21-25;
3) Сахаров С.П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836-1936). Популярно – исторический очерк. Краслава: Изд. Сахарова С.П., 1937. С. 11-17.
4) Использованы также некоторые дополнительные материалы из интернет-ресурсов.