Гарольд Астахов
Гарольд Вячеславович Астахов (8 ноября 1966, Юрмала, Латвийская ССР – 19 мая 2009, Рига, Латвийская Республика) – русский общественный деятель Латвии, президент Русской общины Латвии (РОЛ) во второй половине 1990-х годов.
Г.В. Астахов получил два высших образования (инженер-строитель и педагог), работал в школе и на стройках. В независимой Латвии активно занимался общественной деятельностью, несколько лет был заместителем председателя думы Русской общины Латвии, во второй половине 90-х годов стал президентом Русской общины Латвии. На этом посту защищал интересы русского населения страны. В частности на период, когда Астахов руководил РОЛом, пришелся острейший кризис в отношениях общины и латвийских властей, связанный с конфликтом вокруг права на использование общиной рижского дворца Петра Первого. В 1999 году Астахов стал одним из главных организаторов долгосрочного пикета у Президентского дворца. Пикетчики протестовали против принятого Сеймом закона «О государственном языке». Президент Латвии не подписала закон, а направила его в парламент на повторное рассмотрение.
В начале 2001 года в интервью российской «Независимой газете» Гарольд Вячеславович так охарактеризовал Русскую общину Латвии: «В организации – более 2600 человек. Это по латвийским масштабам очень много... наша организация имеет во всех крупных городах страны свои структурные подразделения. Мы являемся серьезной силой. Мы понимаем, в каком мире сегодня живем, понимаем всю сложность взаимоотношений между Латвией и Россией и видим свою задачу в том, чтобы сделать республику культурным и экономическим мостом между Россией и Западом».
Гарольд Астахов активно участвовал в общественной жизни, несмотря на тяжелую болезнь. Он рано умер. В некрологе, опубликованном руководители ряда общественных организаций Латвии, была дана следующая оценка значения Астахова в истории русской общины Латвии:
«Конец девяностых — сложный период в жизни РОЛ, связанный с утратой дворца Петра Первого, дома, в котором располагалась организация, а также отсутствием поддержки со стороны не только местных структур власти, но и России. В этих непростых условиях Гарольд Вячеславович проявил колоссальную энергию и сумел изыскать возможности для продолжения работы РОЛ. Не считаясь со временем и состоянием здоровья, вкладывая свои личные средства, он организовал ряд публичных акций в защиту прав русского населения Латвии. По его инициативе состоялись также многие мероприятия национально-культурного характера. Все, кто работал вместе с ним, помнят его уважительное отношение к людям, его бескорыстие и сердечность, а также добрую, товарищескую обстановку, которую он создавал в Русской общине Латвии».
Александр Гурин