Митрополит Агафангел (Преображенский)
Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский; 27 сентября 1854, Тульская губерния, Российская империя – 16 октября 1928, Ярославль, РСФСР) – епископ Рижский и Митавский с 1897 года, архиепископ Рижский и Митавский с 1904 по 1910 год.
Будущий митрополит окончил Тульскую Духовную семинарию, а в 1881 году Московскую Духовную академию.
Некоторое время работал учителем в разных духовных училищах России (преподавал Закон Божий). Неожиданная смерть жены и новорожденного ребенка в 1885 году стали тяжелым потрясением для молодого преподавателя. Это предопределило его дальнейшую судьбу. Уже в 1885 году он принял постриг и вскоре был рукоположен в иеромонахи. В 1886 году назначен инспектором Томской Духовной семинарии с возведением в сан игумена. В 1888 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Духовной семинарии.
10 сентября 1889 года был хиротонисан во епископа Киренского, второго викария Иркутской епархии. С 1893 года - епископ Тобольский и Сибирский.
4 октября 1897 года был назначен епископом Рижским и Митавским. 6 мая 1904 года возведен в сан архиепископа.
В Прибалтийском крае успешно продолжал строительство церквей и школ. Заботился, чтобы народные школы располагались в хороших зданиях, были обеспечены в достаточном количестве учебниками и квалифицированными учительскими кадрами. Учебное дело в Рижской епархии, при владыке Агафангеле, было поставлено отлично! Именно так это оценили государственные чиновники, во время ревизии.
На обустройство храмов тратил даже свои личные средства. Так, за счет его денег была построена церковь и архиерейская дача в Буллене на Рижском взморье (сейчас – Юрмала, станция Лиелупе).
По воспоминаниям современников, в архиепископе Агафангеле сочетался высокий ум и отчетливое понимание окружающей жизни. Он был русским и патриотом России. Поэтому на высшие церковные должности ставил преимущественно русских, но и к латышам и эстонцам относился доброжелательно. Был убежден, что в человеческих и гражданских правах не может существовать ограничения ни для какого народа. За это многие считали его либеральным архиереем, хотя от политической деятельности он всячески воздерживался. Не любил шумных торжеств, практически не выступал в печати.
В тоже время, питал большое влечение к вопросам православия, культуры, социального порядка и современной техники. Так, он впервые ввел в обиход архиерейской резиденции телефон, по его указанию в Рижский кафедральный Христорождественский собор провели электричество, совершил первую пробную поездку по улицам Риги в вагоне только что открытого трамвая.
Параллельно с изданием на русском языке «Рижских епархиальных ведомостей», по его инициативе стали издавать журналы духовного содержания на эстонском и латышском языках (для православных латышей издавали журнал - Pareizticīgo latviešu vēstnesis). Стоит отметить, что идея издавать духовные журналы на латышском и эстонском языках возникла еще в середине XIX века, но осуществить это удалось лишь Агафангелу. Кроме того, помимо церковно-славянского в Рижском кафедральном Христорождественском соборе ввел службы (по отдельным дням) на немецком языке.
Основал при Рижском кафедральном соборе библиотеку и просветительское общество. За короткий срок книг в библиотеке стало достаточно много. Причем, там была не только духовная литература, но и общеобразовательная; также имелись брошюры пропагандирующие здоровый образ жизни и др.
Особенно мудро владыка Агафангел действовал в грозные 1905-1906 годы. В условиях принятой в 1905 году в России свободы веротерпимости, стараясь поднять самодеятельность прихожан, направить их энергию на развитие религиозно-нравственных основ жизни, он часто созывал съезды духовенства с участием мирян, братств и приходских попечительств. В 1905 году созвал первый в России Провинциальный Собор, чем дал пример другим епархиям. На Соборе были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, внесены предложения о некоторых изменениях в богослужении в латышских и эстонских приходах и др.
В результате, несмотря на возможность теперь свободно переходить из религиозной конфессии в конфессию или даже быть атеистом, ряды православной церкви в Рижской епархии мало кто покинул. В некоторых приходах количество верующих даже существенно увеличилось.
Когда в крае, в конце 1905 и 1906 годах свирепствовали каратели, архиепископ стал на сторону гонимых. Перед властями он защищал латышских и эстонских крестьян (причем без разбора к какому вероисповеданию те принадлежали) принимавших участие в антиправительственных беспорядках. Активная позиция владыки позволила спасти много жизней от виселицы или расстрела.
Также был создан «Комитет по оказанию помощи православным семьям, пострадавшим от беспорядков в Прибалтийском крае». Архиепископ приказал собирать пожертвования во всех церквах епархии. Причем, помощь оказывалась не только православным.
В 1910 году владыку перевели в Вильнюс, где он получил в управление Литовскую епархию, став также священноархимандритом Виленского Свято-Духова монастыря. Истинным проявлением любви к архиепископу Агафангелу стали сердечные проводы его в Риге, в которых приняло участие много духовных лиц и мирян.
В 1928 году, в год десятилетия Латвийской республики, глава Латвийской Православной Церкви Иоанн (Поммер) охарактеризовал деятельность владыки Агафангела так: «Он должен быть причислен к тем, кто имеет исключительно большие заслуги перед латышским народом» (имелись ввиду прежде всего заслуги в деле защиты от карателей латышских крестьян).
С 1913 года архиепископ Агафангел руководил Ярославской епархией. В это время активно сотрудничал с монархическими организациями. В годы Первой мировой войны помогал армии, фронту и больницам куда поступали раненые.
В ноябре 1917 года возведен в сан митрополита. В марте 1918 года стал членом Высшего Церковного Совета. В 1918 году, патриарх Тихон поименовал его в числе трех кандидатов на местоблюстительство в случаи невозможности оставаться им во главе церковного управления. 12 мая 1922 года, ввиду уголовного преследования и обновленческой оппозиции, патриарх Тихон временно передал патриаршие права и обязанности митрополиту Агафангелу. Однако власти не разрешили владыке перебраться в Москву. 28 июня 1922 года в Ярославле он был помещен под домашний арест, позднее отправлен в тюрьму. В 1923 году был приговорен к трем годам ссылки. До 1925 года находился в селе Колпашево, Нарымского края.
В завещательном распоряжении, патриарх Тихон поставил митрополита Агафангела вторым кандидатом в патриаршие местоблюстители на случай своей смерти. С 1925 по 1926 год владыка находился в заключении в тюрьме в Перми. В 1926 году, под давлением властей, отказался от прав местоблюстителя и вернулся в Ярославль.
В 1927 году, с группой иерархов, отказался подчиняться патриаршему местоблюстителю Сергию (Страгородскому), в деятельности которого усмотрели отступления от церковных канонов.
В 1928 году здоровье митрополита Агафангела окончательно было подорвано, участились сердечные приступы. В сентябре 1928 года он слег в постель. 16 октября 1928 года скончался. Похоронен был в подвале храма Леонтия Ростовского. Ныне рака с его мощами покоится в Казанском соборе Казанского женского монастыря в Ярославле.
Был прославлен в лике святых в августе 2000 года.
Сергей Цоя
Источники информации:
1) Поммер А. Православие в Латвии. Исторический очерк. Рига: Тип. И. Люкстиня, 1931. С. 83-87;
2) Сахаров С.П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836-1936). Популярно – исторический очерк. Краслава: Изд. Сахарова С.П., 1937. С. 40-44;
3) Balevics Z. Pareizticīgo baznīca Latvijā. Rīga: Avots, 1987. 36-41.lpp.;
4) Использованы также некоторые дополнительные материалы из интернет-ресурсов.