Матрена Трофимовна Васюкова, сестра милосердия и художница
Людмила Жилвинская
Статья опубликована: Провинциальный альманах, Даугавпилс, 2011, № 12
В экспозиции Даугавпилсского краеведческого и художественного музея, рассказывающей о событиях первой мировой войны, немалый интерес вызывают форма сестры милосердия, картина и другие материалы Матрены Трофимовны Васюковой. В этом году исполняется 130 лет со дня ее рождения.
Матрена Трофимовна родилась 7 ноября 1880 года в Динабурге в обеспеченной старообрядческой семье.
Ее мать Ирина Петровна Горшанова (в девичестве Васильева) – крестьянка Капинской волости Динабургского уезда – родилась в 1855 году. Отец – Трофим Филалеевич Горшанов был старше жены на 18 лет. Жили они в собственном доме по Житомирской (ныне Миера) улице.
Каким родом деятельности занимался Трофим Филалеевич – неизвестно, однако это был весьма состоятельный человек. В конце ХIХ в. ему принадлежали деревянный одноэтажный дом и «службы при нем» (хозяйственные постройки) в 64-м квартале Двинска, приобретенный в 1889 году у Мовши Беркингейма; деревянный и каменный дома, а также флигель со службами в 66-м квартале; кроме того, движимое имущество в виде наличных денег, процентных бумаг, долговых обязательств и т.д. Причем деньги хранились не в кубышке, как это зачастую было принято в те годы, а в Двинской сберегательной кассе, где счетами располагал не только Трофим Филалеевич, но и его супруга. Деньги не лежали мертвым грузом, они постоянно пускались в дело, счет то уменьшался, то пополнялся вновь. На 1915 год вклад Ирины Петровны составлял 1424 рубля 56 копеек, а Трофима Филалеевича (на 1919 год) – 2975 рублей 62 копейки.
В годы первой мировой войны, когда бои шли совсем неподалеку от Двинска, 10 августа 1915 г. была произведена опись и оценка имущества Т.Ф.Горшанова, находящегося по Житомирской улице № 8-10; общая стоимость 2-х каменных домов, крытых железом, и 2-х деревянных домов, а также амбара, сарая, погребов, пароконного экипажа и т.д. составила 19469 рублей 25 копеек. Оценка производилась для определения возможных убытков в случае уничтожения имущества при нашествии неприятеля. Таким образом неграмотный, но весьма предприимчивый Трофим Филалеевич заботился о гарантиях благополучия своей семьи. Он вообще стремился все делать заранее, упреждая возможные проблемы и неприятности. Свое завещание он составил в 1899 году, оставив по наследству всю недвижимость дочери. Данный документ дает основания предположить, что Матрена была единственным ребенком в семье, так как в завещании упоминаются лишь она и ее мать – жена завещателя.
Ирина Петровна Горшанова скончалась 11 октября (24 – по новому стилю) 1917 года 62 лет от роду. Трофим Филалеевич пережил свою супругу на 15 лет и скончался 28 марта 1932 года в возрасте 95 лет. Оба похоронены на семейном участке 1-го яруса Даугавпилсского старообрядческого кладбища, приобретенном Т.Горшановым (опять-таки заранее!) еще в 1907 году.
Нужно отметить, что вся территория старообрядческого кладбища делилась на ярусы. Наиболее престижные и, соответственно, дорогие ярусы располагались вблизи главного входа и на возвышенности. В этих ярусах и по сей день стоят самые дорогостоящие и художественно выполненные памятники, по меткому замечанию известного старообрядческого деятеля В.Плотникова (Екабпилс), «олигархам» своего времени и известным старообрядческим подвижникам как своеобразное публичное подтверждение их общественных заслуг. Можно предположить, что Трофим Горшанов каким-то образом (скорее всего финансами) оказывал поддержку двинским староверам, возможно даже в строительстве и благоустройстве старообрядческого храма на Новом Строении.
В семье Горшановых, как и в других старообрядческих семьях, почитались древние обычаи и традиции, дочери прививались нравственные ценности, которые помогали успешно преодолевать жизненные испытания и отстаивать свои убеждения.
К сожалению, мы не знаем, какое образование получила Матрена, однако впоследствии, когда она поступала на курсы медсестер в Петрограде, в условиях поступления оговаривалось, что на курсы принимались лица с образованием не ниже городского училища.
В 16 лет Матрену выдали замуж за подрядчика старовера Романова. С ним они построили собственный каменный дом по ул.Виленской 57 (ныне – Пумпура) и жили отдельно от родителей.
Уже с детства проявились ее способности к рисованию и вышивке, которым она посвящала свое свободное время. Она также продолжала свое образование, изучала французский язык, приобретя «Элементарный курс французского языка мадам де Кошкин», интересовалась искусством и медициной.
С 1904 по 1907 год Матрена работала в Двинской крепости медсестрой. Известно, что Двинский госпиталь, основанный в 1837 году, был одним из крупнейших лечебных заведений данного профиля в России. Здесь в 1874 году были открыты курсы сестер милосердия, которые, по-видимому, и окончила Матрена, освоив профессию, ставшую ее призванием на всю жизнь. За работу в госпитале она была награждена медалью Российского общества Красного Креста «В память русско-японской войны 1904-1905 гг.».
Семейная жизнь Романовых не сложилась, брак распался. Развод состоялся в 1909 г. А вскоре Матрена вышла замуж за Алексея Васюкова.
Алексей родился в 1879 г. в Ольшанской волости Обоянского уезда Курской губернии. С 15 сентября 1896 года он работал в должности чертежника в Двинских мастерских Риго-Орловской железной дороги. Несмотря на молодость, он вскоре получил повышение по службе и занял место старшего чертежника. Как отмечалось в ряде документов, Алексей Иванович Васюков всегда исполнял свои обязанности добросовестно и внимательно. Поэтому неудивительно, что ему поручались весьма ответственные задания. Так, он производил нивелировку пути для проектируемого трамвая Двинска (был такой проект в начале 900-х годов), участвовал в строительстве римско-католической церкви на Новом Строении, вел постройку железнодорожного театра и мостов по шоссейной дороге, разбивку котлованов под фундаменты зданий и т.д.
В 1905 году Алексей Васюков окончил Петербургский Институт инженеров путей сообщения в звании техника путей сообщения. Следует отметить, что вся его жизнь с первого и до последнего дня трудовой деятельности была связана со службой на железной дороге.
С Матреной он был знаком давно, с юных лет, и, по-видимому, их связывали не только теплые дружеские отношения, но искренняя и пламенная любовь. Еще в 1901 году Алексей Васюков пишет в альбом своей возлюбленной:
Если нас с тобой осудят
Люди злой своей молвой,
Если больно в сердце будет,
Не кручинься грустью злой!
А склонясь на грудь мою,
Мне внимай в забвеньи страстном,
О любви, о счастье ясном
Я тогда тебе спою!
Венчались они 19 февраля 1910 года в Крестовоздвиженской церкви г. Орла.
Матрена Трофимовна была человеком цельным, добрым и талантливым. С детства очень любила рисовать. По воспоминаниям дочери, в молодости она часто бывала в Петербурге, была знакома со многими актерами Мариинского театра, являлась вольнослушательницей в Петербургской художественной академии, самостоятельно изучая «Курс рисования», изданный Петербургским обществом содействия художникам в начале ХХ века. Много вышивала, собирая и копируя рисунки для вышивок из журналов мод, «Журнала для хозяек», приложений к журналу «Нива», альбомов. Даже использовала оборотную сторону чертежей мужа (например, градирни электрической станции) для своих рисунков.
В 1910-1913 годах Алексей Иванович Васюков работал в Сибирском управлении железных дорог. Матрена Трофимовна вместе с мужем жила в Сибири и работала медсестрой. Однако детей-погодок – дочку и сына – рожала в родном Двинске.
Перед войной семья возвратилась в Двинск. Алексей Иванович работал помощником начальника 6-й дистанции в службе тяги Риго-Орловской железной дороги.
С самого начала 1-й мировой войны, с 1914 года М.Т.Васюкова находилась на фронте, в санитарном поезде. В апреле 1916 года она окончила 6-недельные курсы 1-й медицинской помощи и ухода за ранеными и больными при Цандеровском институте в Петрограде и до конца войны работала сестрой милосердия в лазаретах и госпиталях.
С 1915 по 1917 год она была старшей сестрой лазарета Везенбергского комитета Российского общества Красного Креста под высочайшим покровительством императрицы Марии Федоровны. Здесь же, на станции Везенберг (ныне город Раквере, Эстония), состоял на службе и ее муж Алексей Васюков. С маленькими детьми ей помогала управляться няня.
Сестры милосердия сыграли огромную роль в годы
первой мировой войны. Для них работа в госпиталях и лазаретах была не только
долгом, но и велением сердца, внутренней потребностью служения ближнему,
любовью и милосердием к страждущим. Императрица Александра Федоровна писала о
работе в лазарете:
«Слава
Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое
облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве.
Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не
имеющих возможности находиться около них!»
Матрена Трофимовна была именно такой сестрой милосердия. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма от ее бывших пациентов. Один из них, Афанасий Писарев, высказывая слова благодарности за хорошее лечение, писал: «Буду жив, я никогда про вас не забуду и буду помнить до последнего дня своего». Другой – Павел Алексеев – просил оказать помощь в направлении на врачебную комиссию для демобилизации из действующей армии по состоянию здоровья. Третий же – Альфред П. – послал стихотворение «На память»:
Судьбою суждены нам разные дороги,
Прощай - и не томи надеждою себя.
А я? А я уйду исполненный тревоги
И буду жизнь влачить тебя одну любя.
В 1917 году М.Васюкова работала в Двинском военном госпитале.
В 1918 г. семья жили в Курске, где проживали родители Алексея. И здесь, в Курске, Матрена Трофимовна трудилась в госпитале, а Алексей Иванович на железной дороге.
В декабре 1918 г. А.И.Васюкову было выдано удостоверение о том, что он состоит на службе Северо-западных железных дорог и находится под защитой декрета Совета Народных Комиссаров от 27 июля 1918 г. Поэтому он освобождается от личного ареста, обысков, уплотнения квартиры, выселения из занимаемого им помещения как самого, так и членов его семьи, реквизиции принадлежащей ему движимости и т.д. Очень значимый документ в свете дальнейших событий.
В марте 1919 года Матрену Трофимовну постигло большое горе: ее муж Алексей Иванович Васюков был расстрелян большевиками якобы за участие в контрреволюционном заговоре вместе с другими 76 жителями Двинска, среди которых были священник отец Федор Румянцев, инженер Я.Мовшензон, владелец центральной гостиницы А.Болейшо, огородник Т.Курмелев и другие. На основе подозрений и клеветы происходили аресты и расстрелы. Жертвами красного террора становились безвинные люди. Почему среди них оказался А.Васюков? Возможно, это можно объяснить конфликтом с комиссаром службы пути и зданий Северо-Западных железных дорог Радзевичем, которому Алексей Иванович жаловался на злоупотребления и разбазаривание материалов, оставленных немцами, смотрителем зданий Иевлевым. Проведенное в присутствии комиссара Радзевича расследование было, по мнению Васюкова, формальным и он, категорически заявляя, что никаких работ в дистанции не производилось, требовал произвести новое расследование. Такая дотошность и неуступчивость, по-видимому, не понравились представителям новой власти и они приняли меры.
Уже 7 апреля 1919 г. управление Северо-Западной железной дороги выдало М.Васюковой предписание в течение 3-х дней освободить занимаемую квартиру. По-видимому, это требование не было выполнено, ведь проживала Матрена Трофимовна с двумя маленькими детьми 6 и 7 лет в своем собственном доме. Даже отдел социального обеспечения Двинского уездного исполкома, проводивший в начале мая 1919 г. обследование условий жизни М.Васюковой признал, что семья находится в крайне тяжелом положении, и принял решение: из денег, причитающихся А.Васюкову, «выдавать жене его содержание для прожития семьи умершего, состоящей из жены и двух детей».
Матрена, щадя родителей мужа, проживавших в Курске, не сообщила им всей правды о произошедшем. Старик-отец, получивший известие о смерти сына, упрекал в письме невестку: «Страшно потрясло письмо. Обижаюсь, что не написали раньше, как болел и не дали телеграмму, как умер. Я бы обязательно приехал последний раз проститься с Алешей… Напишите, пожалуйста, когда он заболел и какой болезнью…»
Уважение к фронтовому прошлому М.Т.Васюковой со стороны советских органов власти в 1919 г. позволило ей зарегистрироваться в отделе здравоохранения исполкома двинского совета рабочих депутатов для поступления на службу в качестве сестры милосердия, а, следовательно, получать средства на содержание семьи.
С 1922 по 1938 год М.Васюкова работала медсестрой у доктора Даугавпилсского железнодорожного узла В.Гибшмана, продолжая свою деятельность в качестве члена общества Красного Креста. В 1930-х годах она также состояла членом Рижского старообрядческого и Даугавпилсского Латышского ссудо-сберегательного обществ.
Матрена Трофимовна всегда оставалась ясным и светлым человеком, готовым в любую минуту прийти на помощь ближнему. Ее богатый внутренний мир находил отражение и в ее живописных работах и вышивках, которым присуще какое-то особенное, искреннее восприятие мира, любовь к изображаемым образам и изысканный колорит. Одна из картин М.Т.Васюковой под авторским названием «Последние друзья» изображает сестру милосердия, перевязывающую раненого, и стоящего неподалеку коня. В сестре милосердия угадывается портретное сходство с самой Матреной Трофимовной.
К сожалению, сохранились только две ее картины. В 80-х годах прошлого века дочь М.Васюковой Александра Алексеевна, человек одинокий и уже очень пожилой, переехала в Даугавпилсский пансионат, которому подарила картины своей матери. К сожалению, наши попытки отыскать их не увенчались успехом.
Высокую оценку получили художественные вышивки М.Т.Васюковой, освоившей сложную технику сочетания шелковых, золотых и серебряных нитей. Особое место среди них занимают вышитые иконы, неоднократно отмеченные наградами различных выставок, в том числе серебряной медалью и дипломом Латвийской сельскохозяйственной камеры в 1940 г. В библиотеке Матрены Трофимовны, кроме популярных латвийских изданий «Сиевиетес пасауле» и «Атпута», было и издание И.Заволоко «Древнерусская вышивка». Ее работы до сих пор не утратили своего изящества и очарования.
В фондах Даугавпилсского музея хранится вышитая ею икона – образ Иисуса Христа. А в Даугавпилсском старообрядческом храме на Новом строении до сих пор находятся вышитые М.Т.Васюковой образа Спасителя и Богородицы.
Она занималась любимым творчеством до последнего дня; в фондах хранятся ее очки с очень толстыми стеклами.
Жизнь Матрены Трофимовны была наполнена постоянной борьбой за выживание.
После вступления в Латвию войск Красной Армии летом 1940 года принадлежавшие М.Васюковой по наследству 2 дома по улице Пумпура (№ 55 и № 57) были национализированы. В одну из комнат был поселен командир Н.Пикулев.
Во время немецкой оккупации Матрена Трофимовна была назначена управляющей собственными домами.
После окончания войны М.Т.Васюкова обратилась в жилищный отдел Даугавпилсского горисполкома с просьбой выдать ордер на комнату в доме по улице Виленской № 57 – 1 (Пумпура), т.е. в своем собственном доме. Просьба была удовлетворена, но только после неоднократных заявлений, в которых она указывала также, что является инвалидом (по-видимому, по зрению, т.к. сохранились ее очки с очень толстыми стеклами).
В 1956 г. пришло новое испытание: Матрене Трофимовне перестали выплачивать пенсию. Она пишет заявление в Даугавпилсский горсовет с просьбой назначить ей пенсию по старости, выдача которой по неизвестной причине была прекращена. Затем в 1957 и 1958 годах она снова обращается в горисполком, указывая, что не получает пенсии и находится в тяжелом материальном положении. К сожалению, мы не располагаем сведениями, как был решен этот вопрос, была ли назначена пенсия или Матрена Трофимовна находилась на иждивении дочери, с которой вместе проживала до конца своих дней.
Прожив 90 лет, она ушла в мир иной 23 марта 1970 года.
У Матрены и Алексея Васюковых было двое детей – дочь Александра и сын Константин.
Александра родилась 28 октября 1912 г. Окончила Даугавпилсскую правительственную русскую среднюю школу, затем – 2-годичные педагогические курсы в Риге. Работала резервной учительницей в волостных школах Даугавпилсского уезда, в годы войны, – в Бикерниекской неполной средней школе, затем вплоть до 1971 года преподавала математику в школах Даугавпилса.
Константин родился 23 декабря 1913 года. В метрике, выданной Гайковской старообрядческой общиной и хранящейся в музее, указано, что восприемником Константина был двинский инженер Генрих Осипович Графтио, впоследствии известнейший гидроэнергетик, академик АН СССР.
К сожалению, о нем известно очень мало: в 1934 -1935 годах он служил в 3-м Елгавском пехотном полку, состоял членом Елгавского отделения армейского спортивного клуба. 7 мая 1935 г. был признан врачебной комиссией Рижского госпиталя негодным к воинской службе и освобожден от нее. Был расстрелян немцами в Аглоне в начале войны.
Составлено по источникам:
Фонды Даугавпилсского и художественного музея, инв. №№ 619, 621, 623, 624, 626, 627, 3483-3501, 3514, 3518, 3519/1-2–3522, 25321, 25331, 25247, 25248, 25261, 25319, 26879
pg 7463, 7483, 7484.
фотографии из фондов Даугавпилсского и художественного музея.