«Родину надо любить такой, какая есть»
Ксения Загоровская
06.02.2013
Главный редактор самого читаемого еженедельника России Николай Зятьков был в Риге гостем международного медиа–клуба «Формат А3». В 1990 году еженедельник был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое крупное издание мира с тиражом 33,5 (!) миллиона экземпляров.
Позицию лидера издание сохраняет в течение многих лет — уже с более скромным, но все–таки внушительным, а по латвийским меркам и вовсе потрясающим тиражом — три миллиона. «АиФ» выходит в 57 странах мира.
Секрет успеха главный редактор «АиФ» видит в том, что газета пишет о том, что интересно людям, отвечая на их вопросы, а не предоставляет свои страницы для самовыражения творческих личностей.
Газета, которая в 1978 году начиналась как скромный информационный бюллетень общества «Знание», стремится уместить на своих страницах как можно больше нужной, интересной и полезной для читателей информации. И люди это ценят! Такой простой на первый взгляд подход многие пытались копировать. Не получилось…
Рижский след
Для Николая Ивановича Рига — особый город, связанный с теплыми воспоминаниями о студенческой молодости и свадебном путешествии в наш «маленький Париж». Он окончил Рижский политехнический институт по специальности строитель. Поэтому, приехав в город, он тут же заглянул в альма матер, отыскал бывшее студенческое общежитие.
В Риге и началась журналистская карьера Николая Зятькова. Он сотрудничал с многотиражкой вуза, а потом рискнул отнести свои очерки о стройотрядах в «Молодежку», и их напечатали.
— Меня это сильно вдохновило. Это же была знаменитая на весь Союз газета! — вспоминает Николай Иванович.
С тех же студенческих времен он помнит латышскую народную песню «Кур ту теци, гайлит ман»… В стройотряде было только трое русских, остальные латыши, и не то что конфликтов, даже недоразумений на национальной почве не возникало.
— Сейчас много спорят о ЕГ, едином стандарте знаний. Но ведь в советское время он у нас был! Как бы иначе мы, выпускники школы Смоленщины, могли поступить в Рижский институт? А ведь поступили! Мы приехали целой группой, и многие прошли конкурс, — говорит Николай Иванович.
Его тревожат эксперименты с образованием, которые постоянно ведутся в России.
— Я увлекаюсь классической музыкой, дружу с Майей Плисецкой, Валерием Гергиевым, хорошо знал Ростроповича. И, конечно, я не раз спрашивал: как пришло к ним увлечение, ставшее призванием? И всякий раз непременно выяснялось, что помимо слуха и интереса к музыке в биографии каждого из этих звезд непременно присутствует строгий папа (или мама), который стоял рядом и заставлял заниматься. Потому что удовольствие от своего дела начинаешь получать только тогда, когда семь потов сошло, и далеко не каждому таланту суждено добраться до этого уровня. А нынешние европейские концепции обучения через игру, без напряжения, часто растят полузнаек, и российской системе образования незачем слепо перенимать такие «стандарты».
Из Союза в Союз
Что Латвия выиграла и что потеряла, выйдя из одного Союза и тут же вступив в другой? — к этой теме разговор возвращался не раз. Мы мечтали об одном, а получили совсем другое, говорили многие участники клуба.
По мнению Зятькова, СССР являлся искусственным объединением, потому что между узбеками и латышами, конечно, было мало общего, но во всем этом был позитив. Огромное пространство позволяло кооперироваться: у кого–то была нефть, у кого–то хлопок, что обеспечивало производство, а также сбыт продукции.
— Единая Европа сложилась в противовес США примерно таким же образом, как СССР, — говорит Николай Иванович. — И если бы Союз в свое время так необдуманно не сломали, то его вполне можно было преобразовать в аналог ЕС, предусмотрев добровольное участие в нем стран. Уверен, что такое межгосударственное образование работало бы эффективно, используя сложившиеся экономические связи. А на европейский рынок Латвии нечего предложить. Россию пока выручают ее нефтяные запасы, но ведь это временно. Начинается использование сланцевого газа, других видов энергии.
Николай Иванович с оптимизмом смотрит на развитие отношений между нашими странами.
— У нас общая граница, которая одновременно является границей Евросоюза. В Латвии высокая культура сельского хозяйства, которая еще не скоро появится в России. У нас есть опыт сотрудничества, здесь многие говорят по–русски. Так что кроме взаимных обид нет никаких причин, которые могли бы поставить между нами стену. И если бы не проблема безгражданства и агрессивная риторика политиков, отношения наладились бы быстрее.
Более того, предположил Николай Иванович, поток трудовых эмигрантов может со временем направиться в Россию, поскольку конкуренция там меньше, да и язык для многих родной. А что касается условий труда, то ведь и в Англии и Ирландии латвийцы не всегда профессорами работают, все больше на стройках и в общепите.
Уважая себя, уважать других
Найти взаимопонимание между народами помогает патриотизм, считает Николай Зятьков.
— Народам, обладающим чувством собственного достоинства, легче понять друг друга. И маленькие нации в формировании своего самосознания часто опережают большие. В столице Венгрии, на площади, стоят памятники 12 национальным героям. Двенадцати! А у нас и пяти не насчитаешь. Начнешь перечислять — и к каждому претензии. По мнению одних, Николай Второй — святой, великомученик, а кто–то считает его слабовольным человеком, который погубил Россию. С революцией 1917 года вообще непонятно: то у нас красные были героями, теперь пошла романтизация белых. Все эти дискуссии, исторические разбирательства ни к чему хорошему не приводят. Родину нужно любить такой, какая она есть.
Неправильно сводить тему патриотизма лишь к освещению истории Второй мировой войны, показывая приуроченные к той или иной дате фильмы, уверен главный редактор «АиФ».
— Чем объяснить то, что в России, которая так пострадала от фашистов, проявляются неонацистские настроения, а в Латвии происходят марши легионеров?
На эти вопросы Николай Иванович отвечал эмоционально, с горечью:
— Нацистская идеология может показаться привлекательной, поскольку она показывает простые решения самых сложных проблем. Ее поклонники не спорят, они не подвергают сомнению величие своего вождя и собственное превосходство. Многие ритуалы берут начало в глубокой древности, символике Древнего Рима, покорившего полмира.
Что касается маршей легионеров в Латвии, то этого я не понимаю. Страна вступила в Евросоюз, в котором тон задает Германия, где непримиримо осуждено нацистское прошлое. Почему же здесь оно выставляется напоказ?
Наша газета публиковала интервью с потомками руководителей Третьего рейха. Они говорили об этом с такой искренней болью… Вот бы кого послушать тем, кто грезит о возрождении темного призрака прошлого!
Николай Зятьков провел параллель:
— В России недавно принят закон о запрете пропаганды однополых союзов. Казалось бы, никто не мешает их отношениям, статья о наказании изъята из Уголовного кодекса. Но зачем устраивать парады, привлекать внимание? Ведь люди, так сказать, традиционной ориентации не выходят на улицы с лозунгами: «Да здравствует союз мужчины и женщины!». За всем этим что–то или кто–то стоит! Политика…
Редакция как театр
Николая Зятькова, который всю жизнь отдал журналистике, естественно, тревожит судьба журналистики. Но он верит: у печатных СМИ есть будущее. Как бы Интернет на них ни давил, есть люди, которым нравится держать в руках свежую газету, ощущая ее неповторимый запах… И читатели пока больше доверяют печатным изданиям, чем сетевым.
Правда, это доверие — под серьезной угрозой. В наше время цензуру политическую заменила экономическая, финансовая зависимость от владельцев и их вкусов, которые — увы! — часто оказываются не на высоте. С телевизионных экранов звучат выстрелы и крики, льется кровь, а для газет «неформатом» становятся серьезные аналитические публикации.
— Все это разъедает духовную среду, — считает Николай Иванович.
Но зато нравится аудитории, а значит, дает рейтинги и доходы, оправдываются редакторы и продюсеры. Но это лукавство: выбор у человека не так уж велик, он смотрит то, что ему показывают, а потом просто привыкает к низкопробной продукции, не требующей умственного напряжения.
Тридцать лет — целую жизнь! — Николай Иванович отработал в «Аргументах и фактах», создав неповторимый стиль этого невероятно востребованного издания.
— Редакция — это театр, в котором есть главный режиссер, примы, актеры, исполняющие характерные роли, и успешная работа зависит от творческой атмосферы в коллективе. А также от хорошего настроения, — считает Николай Зятьков.
В завершение встречи в рижском Медиа–клубе он процитировал Николая Дроздова, бессменного ведущего передачи «В мире животных»: продолжительность нашей жизни увеличивается на то время, которое мы улыбаемся…
Досье
Родился в Смоленской области, окончил Рижский политехнический институт по специальности инженер–строитель. Работал в НИИ, был корреспондентом «Строительной газеты», редактором общества «Знание». Избирался народным депутатом России (1990–1993), входил в состав фракции «Демократическая Россия». Лауреат премии правительства РФ за достижения в области печатных СМИ. Газету «Аргументы и факты» возглавляет с 2002 года. С 2006 года эта должность выборная.